О церковно-приходских школах Макарьевского уезда 1899-1910г.

Общество "Лысковский краевед"

Дата образования 2 ноября 1999 года 

 

О церковно-приходских школах Макарьевского уезда 1899-1910г.

 

 

    О церковно-приходских школах Макарьевского уезда 1899-1910 гг.

       В советское время было принято пренебрежительно относиться к получаемому в  цпш образованию, но на самом деле оно было весьма качественным. Учили там по тем же программам, что и в земских школах, права на получение дальнейшего образования что там, что там былио динаковыми. К 1917 году треть школ российской империи были церковно - приходскими, в них одномоментно обучалось около 2 миллионов человек. а в общей сложности, за все время существования таких школ, в них получило образование примерно 20 миллионов человек. Эти школы внесли огромный вклад в ликвидацию безграмотности крестьян, задолго до бравурных акций большевиков по ликвидации безграмотности. Цпш появились при церковных приходах после школьной реформы 1804 года; находились в ведении духовного ведомства, то есть святейшего правительствующего Синода.  К 1861 году духовенство было основано свыше 18 тыс. начальных училищ, за которыми закрепилось название «церковно - приходских школ».

   Распространение таких школ вызывало недовольство со стороны чиновников и со стороны земств.  В 1870-е годы многие церковные школы перешли в ведение земств. В 1884 году были изданы «Правила о церковно-приходских школах», по которым создавались одноклассные (2-х годичные) и двухклассные (3-4-х годичные) церковно-приходские школы. В одноклассных изучали Закон Божий, церковное пение, письмо, арифметику, чтение. в двухклассных – кроме этого изучались история, география. Обучение осуществляли священники, диаконы и дьячки, а также учителя и учительницы, окончившие церковно-учительские школы и епархиальные училища.

    В попечительский совет входили заведующий школы, попечители, учителя, представители от города или земства, выборные лица от населения. Все члены совета должны быть православного вероисповедания, а вот среди учащихся приветствовалось участие в обучении раскольничьих детей. В селе Красный Яр, жители которого придерживаются раскола, во время посещения школы отцом-наблюдателем, собралось немало любопытных взрослых, между  которыми находились и раскольники. По окончании уроков родители с искренней сердечностью благодарили отца-наблюдателя и отца-заведующего школой за церковный характер обучения в ней. В 1899 году в Красно-ярской церковно-приходской школе среди учащихся значится десять раскольничьих детей. Дети раскольников обучались также в Асташихинской, Великовской, Татинской, Разнежской, Вознесенской, селах Лыскова и Барминской. Читаем из отчёта Макарьевского отделения: «церковная школа имеет благотворное влияние на то селение, в котором она существует. Через питомцев школы вносится церковность в семью, в общество. Читая слово Божие, молитвы, священную историю питомец водворяет святую тишину в своём доме; члены семьи с любовью смотрят на своего маленького родного чтеца, со вниманием, умилением слушают его, и у всей семьи является в душе святое настроение, является потребность жить по-божьи, молиться усерднее».  В Макарьевском уезде немало можно указать примеров заботливого отношения  к церковной  школе со стороны купечества, дворянства и администрации. Так Успенская церковно-приходская школа в с. Лыскове содержится искючительно на средства купцов В. Я. Белянина и Н. И. Степанова.

    Ушаковская выстроена купцом А.Ф. Сергеевым и на его же средства содержится. Исадская школа грамоты помещается в благотворительном здании купца А. Ф. Сергеева и от него получает все средства к своему дальнейшему существованию. 

    Дубенщинская церковно-приходская школа выстроена землевладельцем Николаем Евграфовичем Стоговым и содержится за его счёт.

      Потомственная дворянка Елизавета Петровна Кубаровская построила всецело на свои средства (около 1200 руб.) прекрасное здание для Ратунинской церковно-приходской школы; приняла на себя должность попечительницы этой школы, пожертвовала для целей школы большой участок (около 1 десятины) вполне удобной земли и даёт школе содержание, кроме жалования учительницы. Госпожа Кубаровская так сильно проникнута сознанием важности для населения церковного школьного обучения, что вникает во все даже мелочи школьной жизни и благоустройства помещения.

     Материальную поддержку церковным школам дают также попечители их: крестьянин И.М. Яранцев – Больше-Отарской и купец П.Е. Медведев – Нестиарской.

       Дворянин Николай Викторович Стобеус на свои средства выстроил Никольскую церквно-приходскую школу, страхует её и даёт на её  содержание 25 руб. в год.

     К.М. Зыбина оказывает материальную поддержку Юркинской церковно-приходской школе.

     Григорий  Павлвич Веселитский состоит попечителем трёх церковно-приходских школ: Барминской, Великовской и Красно-Ярской.

      Николай Павлович Шан-Гирей своим влиянием на местное население оказывает помощь их материальному положению.

      Михаил Илларионович Масловский принял на себя звание попечителя Кириковской церковно-приходской школы и материально содействовал её ремонту.

      Пристав 1-го стана Макарьевского уезда И.П. Рождественский состоит попечителем Сауровской церковно-приходской школы и отапливает её за свой счёт.

      Земские начальники Макарьевского уезда  со своей стороны  оказывают церковно-приходским школам посильное содействие своим влиянием на подведомственное им население. Так, например, земский начальник 1-го участка Макарьевского уезда Николай Павлович Шан-Гирей принимал деятельное участие  в учреждении Леньковской церковно-приходской школы и оказал влияние при составлении приговоров местных обществ по застрахованию школ – Краснолуцкой, Кириковской, Ляпунской и Негоновской.

       Земский начальник 3-г участка Григорий Павлович Веселитский оказал такое же содействие при застраховании церковно-приходских школ – Асташихинской, Просецкой, Красноярской и Великовской.

       Земский начальник 5-го уч. Вячеслав Валерьевич Левашов оказал содействие при застраховании Успенской церковно-приходской школы.

       В отчётном (1898 г.) году, вследствие скудного урожая хлеба, при некоторых церковно-приходских школах Арзамасского, Княгининского, Лукояновского и Сергачского  уездов была организована бесплатная выдача завтраков учащимся на средства, отпущенные училищным при святейшем Синоде советом (2600 руб.). завтраками пользовались: в Никольской - 10 чел., в Вадской-12 чел., в Вазьянской – 32 чел., в Волчихинской -5 чел. и др. в двух школах грамоты Сергачского уезда от попечителя А.Н. Караванова для 27 учащихся и учительницы дворянки В.Н.Бобоедовой для 25 чел. каждодневно выдавалась горячая пища.                 

 

 

 Столовая в церковно-приходской школе Сергачского уезда

 

 

 

 

 

 

        В связи с началом русско-японской войны 1904-1905 г. государственная поддержка для церковно-приходских школ сократилась. Количество школ стало уменьшаться. После 1917 г. церковно-приходская школа была ликвидирована Постановлением Совета  народных комиссаров от 24 декабря 1917 года «О передаче дела воспитания и образования из духовного ведомства в ведение Народного комиссариата по просвещению».    

    В конце 1994 года архиерейский Собор Русской Православной церкви предписал расширить сеть приходских воскресных школ, кружков и других структур, обеспечивающих религиозное  образование на приходском уровне. Устройство таких заведений вменяется в обязанность каждому приходу. А это значит, что  опять  появились благотворители, попечители, учителя и учительницы.

                                       Что же нам известно о попечителях

                 церковно-приходских школ Макарьевского уезда?

   Василий Яковлевич Белянин родился в 1852 г. в большой купеческой семье. Его отец, Яков  Алексеевич, занимался выращиванием и продажей зерна, ему принадлежало Бурцевское поле (находилось между Неверовым и Трофимовым). Зимой рубили лес, сплачивали беляны в пойме Волги, а весной паводком отправляли их вниз по течению. Макарьевское отделение епархиального училищного совета ходатайствовало о награждении попечителя Лысковской Успенской церковно-приходской школы временного Макарьевского купца Василия Яковлевича Белянина знаком отличия.

      У купца Степанова был в Лыскове винокуренный завод.

   Александр Филиппович Сергеев – макарьевский купец первой гильдии, уроженец  села Исады, торговал хлебом и яйцами, имел много амбаров для хранения зерна и барж для перевозки его в весеннее и летнее время, имел  собственный пассажирский пароход «братья», где пассажиров бесплатно поили чаем с булками. Был церковным старостой в с. Исады, щедро жертвовал православной церкви, в том числе и на возведение храмов.

 

 

 

 

Купцы – старообрядцы Нижегородского уезда

 

 

 

 

 

 

      Николай Евграфович Стогов родился в 1845 году, окончив гимназию, учился  в императорском  Московском университете, на юридическом факультете. В 1869 г.  «утверждён по степени образования в чине губернского секретаря». За выслугу  лет произведён в коллежские секретари, в 1874 г. произведён в титулярные советники, а в 1877 г. – в коллежские асессоры. Он купил у М. Н. Белавина свободную от крестьянского надела землю при селениях Ермолине и Дубенщине Макарьевского уезда, чтобы целиком заниматься собственным хозяйством, он подал прошение об отставке. Н.Е.Стогов предложил крестьянам с. Дубенщины построить на его деньги церковно-приходскую школу с условием, что в селе будет ликвидирован кабак. Крестьяне на сходе приняли его предложение. В 1889 г. школа была готова к открытию. Он передал её в епархиальный училищный совет, дав обещание содержать её на свои средства: платить 180 рублей в год жалование  учительнице, отапливать, освещать, содержать прислугу. Он изъявил желание быть попечителем школы. Здание школы с инвентарём стоило ему 1613 руб. 70 коп. в течение 27 лет, до своей смерти попечитель содержал её на свои деньги. Всего за это время им было израсходовано 12000 руб. в голодные годы Николай Евграфович кормил ребят на свои средства; в Японскую войну школой было сшито для раненых много белья из материала, купленного попечителем. Ежегодно для учащихся школы он устраивал ёлки, покупал, кроме лакомств, более  ценные подарки: рубашки, кофты, платки. Для народных чтений был куплен волшебный фонарь и экран.       

   По определению нижегородского епархиального училищного совета при братстве  Святого Георгия Н.Е.Стогов состоял в звании почётного попечителя Дубенщинской церковно-приходской школы и за немалые пожертвования для школы был удостоен звания Почётного члена братства Св. Георгия. 6 Марта  1893 г.  был высочайше награждён Орденом Св. Станислава третьей степени. К 1901-1902 учебному году было открыто училище в деревне Летнево. Эта школа была построена при пособии земства в 800 руб. и пожертвования Н.Е. Стогова – 1000 руб. и В.В. Левашова – 100 руб. в 1911 г. Н.Е.Стогов выделил ? десятины земли для строительства земской школы в селе Ермолине. Церковь же в этом селе отапливалась исключительно его дровами.  Скончался Н.Е. Стогов 19 июля 1916г.

     Елизавета Петровна Кубаровская - потомственная дворянка. Нижегородскому дворянину Георгию Кубаровскому  принадлежало имение в селе Ратунино Княгининского уезда, в 1875 г. он женился на Городцовой Надежде Авдеевне, ставшей известной  поэтессой, педагогом, общественным деятелем. Её жизнь и творчество с 1884 г. была тесно связаны с Нижним Новгородом, куда она переехала после смерти мужа. Дети Кубаровских – Леонид, Никанор, Василий и Елизавета также увлекались литературой. Они воспитывались в семье,  атмосфера которой была наполнена литературой, поэзией, театром. Однако, решив сделать военную карьеру, Леонид поступил в Тифлисское юнкерское училище, которое закончил в 1899 г. и остался служить на Кавказе. После выхода в отставку Леонид возвращается в Нижний Новгород и назначается в 1906 году земским начальником Семёновского уезда.

       Стобеус Николай Викторович - потомственный дворянин, крупный землевладелец Макарьевского уезда Нижегородской губернии (ныне Юринский район республики Мари-Эл) Стобеусы – нетитулованный российский дворянский род, герб рода находится в 13-й части «Общего гербовника дворянских родов Российской империи» в их древе смешалась кровь разных народов. Николай Викторович – потомок обрусевшего шведа и богатого землевладельца, имевшего собственность даже в Петербурге, титулярного советника Николая Яковлевича Стобеуса. После его смерти осталась вдова и двое сыновей Александр и Виктор. По семейному разделу петербургское домовладение и обширное Оренбургское имение в Бузулукском уезде перешли к старшему  - Александру (1837-1894), который дослужился до действительного статского советника и был почётным членом Императорского человеколюбивого общества. Родители Николая – Смоленские дворяне Виктор Николаевич Стобеус и Евдокия Васильевна (урождённая Куприянова). Виктор Николаевич – коллежский регистратор, служил в Императорском человеколюбивом  обществе.

          Зыбина Кармен Михайловна (1850 -1913г.) - потомственная дворянка, жена Константина Сергеевича Зыбина – камергера двора Его Императорского Величества, служащего российского посольства в Испании.

     В Макарьевском уезде была хорошо известна дворянская семья Зыбиных. В последней трети XVIII века и до 1917 г. они владели сёлами Чернуха, Плотинское, Юркино. В 1837 г. у обанкротившегося Льва Прокофьевича Демидова (правнука Никиты) деревню Криуши Барминской волости выкупает богатый землевладелец Василий  Павлович Зыбин. В списке лиц, имеющих право участия в первом Васильском избирательном съезде в 1890 г., значится владелица села Криуши с 849 десятинами земли, потомственная дворянка Кармен Михайловна Зыбина. СеломМ деревня Криуши стала называться после возведения и открытия с 1847 г. церкви во имя святых первоверховных  апостолов Петра и Павла.

         

 

Веселитский Григорий Павлович был земским начальником 3-го участка Макарьевского уезда.

      Шан-Гирей Николай Павлович, сын Павла Петровича и Марии Акимовны Шан-Гирей, родившийся 14 апреля 1829г. в Апалихе, троюродный брат М.Ю.Лермонтова. Это тот самый Николенька, которого «таскает» и с которым «бесится М.Ю.Лермонтов», как говорится в письме Е.А. Верещагиной 1838 г. Н.П.Шан-Гирей – потомок Шахин Гирея Второго, последнего крымского хана. Согласно истрическим данным, предком крымских ханов был Чингиз-хан. Сами же крымские ханы династии Гиреев считали себя прямыми наследниками старшего сына Чингиз-хана Джучи. Независимое Крымское ханство возникло в XV веке после крушения Золотой Орды. Первым правителем Крымского ханства стал основоположник династии Хаджи Гирей Первый, правивший с 1428 г. В 1783 г. Крым стал частью Российской империи. Правившие в 1784-1785 г. Бахадур Гирей Второй и Шахин-Гирей Второй были последними крымскими ханами. Воспитание  Николай Павлович получил в частном пансионе в Петербурге. В 1844 г. его зачисляют в роту школы гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, где ранее  учился М.Ю.Лермонтов. В 1846 г. он поступил в Нижегородский драгунский полк вольноопределяющимся рядовым. В 1847 г. его производят в унтер-офицеры, а затем – в юнкеры, через два года – в прапорщики. Службу свою завершил в чине штабс-капитана, уволившись по болезни в 1859 г. После службы поселился в Макарьевском уезде, в имении жены, Милании Васильевны, урождённой Инсарской.

  Он был земским начальником первого участка Макарьевского уезда. Cкончался  в 1900 г. в свой день рождения в возрасте 71 года. Нижегородские Губернские Ведомости за 1900 год писали:

Памяти Шан-Гирея 1900 г.

В селе Лыскове, 14 апреля сего года, в 9 ч. утра, скоропостижно скончался земский начальник первого участка Макарьевского уезда, отставной ротмистр Николай Павлович Шан-Гирей, в день своего рождения, 71 год от роду. Эта светлая личность невольно заставляет сказать про него несколько теплых слов.

Николай Павлович был всеми любимый как добросердечный человек, относящийся с любовью ко всем людям, не различая сословий, сочувствующий всем в горе и радости. Он бывал у всех и к нему шли все: иные чтоб провести приятно в беседе время, другие поделиться радостью или горем и каждый находил слова сочувствия и утешения. Он не терпел неправды и лжи и если таковые видел, то глубоко скорбел в душе и твердо отстаивал одну правду. Сочувствие его было настолько сильно к горю или несчастью ближнего, что он страдал скорбию его, доводя себя до бессонницы, не редко слышали от него, поведавшие ему свое душевное страдание: “Знаете, ваше дело не дает мне спать, мне легче было бы, если это со мной случилось”.

Он в особенности любил детей, находя среди этих чистых и невинных существ жизненное наслаждение, а дети-сироты находили в нем отца. В Лыскове существует детский приют подкидышей, куда он чуть не каждый день ездил с лакомствами и подарками детям, вникал в их жизнь и заботясь об улучшении их быта. Старшие приютские дети ценили его: они встречали его как отца, ласкаясь к нему наперебой, крича ”папа, папа”. В большие праздники он привозил их к себе, делая для них обед, и они в его квартире вели себя, как дома: играли, обнимая его нежными своими ручонками, а он радовался их радостью, а затем, когда дети вдоволь наиграются, он сам же отвозил их обратно в приют.

Николай Павлович в особенности заботился о народном образовании: о постройке народных школ и об улучшении существующих. По его настоянию Лысковские сельские сходы (первого и второго общества) ассигновали в 1899 году на устройство параллельного класса в двух классном министерском училище 1500 рублей единовременно и на другие расходы  по училищу ежегодно 90 рублей. В 1895 году на устройство двухэтажного дома, для женского училища единовременно 2000 рублей и ежегодно на наем сторожа, отопление, освещение и страхование училища и ремонт его: на преобразованный ремесленный класс в ремесленную школу единовременно ассигновал 500 рублей. В последнем он много лет состоял попечителем и поставил его на должную высоту. Точно так же, состоя постоянно уездным гласным, он заботился о народном образовании и народном здравии. Он особенно хлопотал об улучшении Лысковской земской больницы, которая требует большого ремонта, и об улучшении в ней питьевой воды и т.п.

Николай Павлович многие годы своей жизни, когда он был полный сил и энергии, имея бесценный жизненный  опыт, посвятил служению по крестьянским и мировым учреждениям в Макарьевском уезде. Службу свою он начал в военном ведомстве, поступив 24 июня 1846 года в Нижегородский драгунский короля прусского полк. Оставя военную службу, он был из числа первых (по введении) мировым посредником в Макарьевском уезде с 8 июля 1863 года по 30 апреля 1869 года. С этого числа он был один из первых (со введения мировых учреждений) мировым судьей в Макарьевском уезде и председателем Макарьевского съезда по 30 июля 1870 года, когда он был определен мировым судьей понтийского отдела и далее служба его продолжалась опять в военном ведомстве. В Макарьевский уезд Николай Павлович возвратился при преобразовании крестьянских учреждений 12 мая 1878 года непременным членом Макарьевского уезда по крестьянским делам присутствия, где служил до 25 января 1884года.

Удалившись опять из Макарьевского уезда, куда он снова и в последний раз возвратился к 1 сентября 1890года земским начальником первого участка, он был гласным уездного земского собрания и попечителем ремесленного училища в Лыскове. Он часто навещал больных в земской больнице и приносил утешение и всегда твердо настаивал в земских собраниях о наилучшей постановки больничного дела. Николай Павлович всегда ревностно, честно с любовью исполнял принимаемые на себя обязанности. Он любил свою родину, он любил крестьян, на пользу которых не жалел своих в последнее время старческих сил. Он стремился постоянно поднять нравственный и экономический быт крестьян; причину неудовлетворительности экономического быта крестьян Николай Павлович безошибочно находил в мелком кредите, которым он называл получение крестьянами хлебных ссуд из общественных магазинов и от земства(в неурожайные годы), ибо крестьяне, надеясь на получение ссуды отвыкали от работы, не думали о завтрашнем дне и приучались к  лени и тунеядству.

Он был в высшей степени справедливым, развивая в крестьянах понятие о чести и справедливости. Он защищал слабых крестьян от сильных в обществах, не взирая на личности. Вообще в настоящей короткой заметке нельзя перечислить всего того, что Николай Павлович сделал для крестьян Макарьевского уезда и в частности своего участка, как земский начальник, служа в сказанных выше должностях по крестьянским и мировым учреждениям. Это лучше всего оценит сам народ своим участием при погребении его и душевною скорбью и молитвою за него.

 

   

     Масловский Михаил Илларионович – видный российский богословский педагог, статский советник, принял на себя звание попечителя Кириковской церковно-приходской школы и материально содействовал её ремонту.

    Родился он в 1834 году в Большой Ижморе Керенского уезда. Отец Илларион Венедиктович Масловский (1804-1876г.) – строитель и священник местного храма.

    В 1854 г. Михаил окончил Пензенскую духовную семинарию, в1858 г. – Казанскую духовную академию.

    С1858 г. и до конца своей жизни Масловский проработал учителем, а затем и смотрителем Лысковского духовного училища Нижегордской епархии, открытого в 1849 г. Михаил Илларионович придавал особое значение пополнению фундаментальной библиотеки училища, в которой в 1888 г. насчитывалось 733 экземпляра. Много лет он избирался членом епархиального училищного совета. В 1908 г. Масловский пригласил преподавателем училища Дмитрия Александровича Григорова, который исследовал русские иконописные подлинники, в большом количестве украшавшие  построенный рядом Вознесенский храм.

     На посту смотрителя Лысковского духовного училища Михаил Илларионович  дослужился до чина статского советника, был удостоен ордена Св. Владимира 4-й и 3-й ст. и золотых часов с вензелем императора.

     После его смерти для поддержки бедных учеников училища была учреждена стипендия имени Масловского.

 Похоронен М.И.Масловский на Новодевичьем кладбище  Москвы.

    Вячеслав Валерьевич Левашов родился в 1862 году в семье крупного землевладельца Николая Васильевича Левашова и его жены Екатерины Гавриловны Решетовой, имевшей салон в Москве, где частыми гостями были Пушкин, Баратынский Жуковский Герцен и др. В1831 г. Николай Васильевич купил ряд деревень и сёл на Ветлуге. Деревня Галибиха стала основной помещичьей усадьбой Левашовых.

    Здесь сохранилось несколько старинных построек. У жителей окрестных деревень остались добрые воспоминания о детях Валерия Николаевича - братьях Валерии и Вячеславе.  Они много лет отдали земской  деятельности в Макарьевском уезде. Левашовы были гуманными правителями: поддерживали хорошие отношения со своими крепостными, их дети общались с крестьянскими, которым преподавался французский язык и прочие науки. Левашовы не жалели средств на благотворительность, являясь, в частности, попечителями уездных учебных заведений. Они получали почту: газеты, журналы. И всё это не лежало на полках, а шло в народ, читали все желающие. Часть книг  выдавали в школу для детей. На экзаменах примерным ученикам вручали подарки: книгу, рубашку, ботинки или что-то другое.

В 1888 г. Вячеслав Валерьевич был избран мировым судьёй и гласным уездного земства. В 1908 г. он был избран председателем Земской управы, на этом посту пробыл до дня своей кончины - 10 октября 1912 г. Похоронен был в родовом  поместье Галибиха.

 В1913г. Земская управа внесла предложение увековечить память бывшего председателя управы В.В. Левашова, предложено ассигновать 75 рублей, чтобы в здании Уездной Земской управы поместить портрет В.В. Левашова, написанный масляными красками. Ассигновать, также, 200 рублей на то, чтобы развесить его портреты в 46 созданных при нём земских школах. Кроме того, в мужской гимназии с. Лыскова была учреждена стипендия им. В.В.Левашова.

 

                                                          

 

Подготовила Наумова И.А.  председатель общества

                                                    «Лысковский краевед»

                    

Использованные материалы: 

1.     Нижегородские Епархиальные Ведомости №12, 13. за1899 г., №5 за 1905 г.

2.     ЦАНО ф570 оп.559 д.80-1891 г.

3.     Духовная родословная Макарьевского уезда

4.     Пензенские хроники, краеведческий портал.

5.     Сайт Галибихинской школы.

6.     А.Н.Мясникова «Это знаменитое село Лысково»

7.     Отчёт о состоянии ц.п.ш. за1909-1910 учебный год.

8.     Нижегородские Губернские Ведомости №26 1900 г.

9.     Родовод, Поколенная роспись  

 

Дата последнего обновления страницы 01.04.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»