Чем ночь темней, тем ярче звёзды

Общество "Лысковский краевед"

Дата образования 2 ноября 1999 года 

 

Чем ночь темней, тем ярче звёзды

 

Чем ночь темней, тем ярче звёзды

  Вскоре после взятия в стране власти большевиками началась борьба против церкви. В послании святейшего патриарха Тихона от 19 января 1918 года говорится: «Тяжкое время переживает ныне святая православная Церковь Христова в Русской земле: гонение воздвигли на истину Христову явные и тайные враги сей истины, и стремятся к тому, чтобы погубить дело Христово и вместо любви христианской всюду сеять семена злобы, ненависти и братоубийственной брани. Забыты и попраны заповеди Христовы о любви к ближним: ежедневно доходят до нас известия об ужасных и зверских избиениях ни в чем неповинных и даже на одре болезни лежащих людей, виновных только разве в том, что честно исполняли свой долг перед родиной, что все силы свои полагали на служение благу народному. И все это совершается не только под покровом ночной темноты, но и вьявь при дневном свете, с неслыханною доселе дерзостью и беспощадной жестокостью, без всякого суда и с попранием всякого права и законности, – совершается в наши дни во всех почти городах и весях нашей отчизны: и в столицах, и на отдаленных окраинах».                                       

   Обращаясь к большевикам патриарх Тихон писал: «Опомнитесь, безумцы, прекратите ваши кровавые расправы. Ведь то, что творите вы, не только жестокое дело, это – поистине дело сатанинское, за которое подлежите вы огню геенскому в жизни будущей – загробной и страшному проклятию потомства в жизни настоящей – земной». Верных чад православной Церкви Христовой он просил не вступать с «таковыми извергами рода человеческого в какое-либо общение».     

   Далее патриарх продолжил: «Гонение жесточайшее воздвигнуто и на святую Церковь Христову: благодатные таинства, освящающие рождение на свет человека, или благословляющие супружеский союз семьи христианской, открыто объявляются ненужными, излишними; святые храмы подвергаются или разрушению чрез расстрел из орудий смертоносных, или ограблению и кощунственному оскорблению; чтимые верующим народом обители святые захватываются безбожными властелинами тьмы века сего и объявляются каким-то якобы народным достоянием; школы, содержавшиеся на средства Церкви православной и подготовлявшие пастырей Церкви и учителей веры, признаются излишними и обращаются или в училища безверия, или даже прямо в рассадники безнравственности. Имущества монастырей и церквей православных отбираются под предлогом, что это – народное достояние, но без всякого права и даже без желания считаться с законною волею самого народа.      Где же пределы этим издевательствам над Церковью Христовой? Как и чем можно остановить это наступление на нее врагов неистовых?» Патриарх Тихон призывал верующих и верных чад Церкви: «станьте на защиту оскорбляемой и угнетаемой ныне святой Матери вашей». Но борьба против церкви нарастала с каждым годом.                                                     

  В июле 1925 года в Нижнем Новгороде было организовано временное районное отделение бюро безбожников, а к началу 1926 года в Нижнем крае было 23 ячейки союза безбожников, в количестве 468 человек. Они проводили массовые мероприятия, направленные на отказ от празднования религиозных праздников, велась последовательная атеистическая пропаганда, активно вовлекались в ряды безбожников новые участники. В эти годы уничтожалась не только церковь, но все, связанное с религиозной жизнью. Нижегородская епархия, третья в России по количеству приходов, в 1930-е годы почти прекратила свое существование. К началу войны из 1126 церковных зданий 892 использовались под клубы, школы и детские сады, 228 просто разрушались и растаскивались.

    По сведениям архива, в списках служителей культа за 1926 год числятся: в Вознесенском и Георгиевском храмах города Лысково служат священники Щукин Александр Иванович 35 лет и Перепелевский Иван Яковлевич 50 лет, а также протодиакон Двиняминов Алексей Степанович 36 лет и псаломщик Уставщиков Вячеслав Павлович 25 лет.

 Александр Иванович Щукин был рукоположен архиепископом Евдокимом (Мещерским) в сан иерея с назначением к Георгиевской церкви села Лыскова 21 мая 1919 года. На следующий год, 30 июня, Преосвященный Варнава (Беляев), епископ Печерский, назначил отца Александра духовником Макарьевского Желтоводского женского монастыря. 21 августа 1923 года, в самый разгар обновленческой смуты, по благословению управляющего Нижегородской епархией — епископа Балахнинского Филиппа (Гумилевского), священник Александр Щукин был хиротонисан во епископа Макарьевского. В 1924 году уездный город Макарьев на Волге, где в стенах Свято-Троицкого Макарьево-Желтоводского монастыря находилась епископская кафедра, был официально упразднен как город и стал именоваться селом, а село Лысково получило статус города. В связи с этим в дальнейшем владыка Александр имел уже титул епископа Лысковского. В своих проповедях епископ Александр выступал против богоборческой политики новых властей, в защиту Святой Церкви, не боялся он участвовать и в открытых диспутах против агитаторов «Союза безбожников». Такая позиция святителя, его активность и влияние на среду верующих не устраивали местную власть. Владыку неоднократно вызывали в Лысковское отделение ОГПУ, требуя, чтобы он прекратил произносить в храмах проповеди. 22 ноября 1928 года епископ Александр был арестован и заключен в одиночную камеру под № 10 следственного специзолятора ОГПУ в Нижнем Новгороде. Владыку приговорили к 3 годам концлагеря.

 

 

 

 

 

 

 

2-й ряд слева направо: Вендерин П.С.?, Гребнев А.И.?, Перепелевский И.Я., епископ Александр(Щукин), Курбаков А.А?., Двиняминов А.С.? фото 1923 – 1924 г.

 

 

  

 

 

   После ареста Владыки в Вознесенском и Георгиевском храмах продолжали служить иерей Иван Яковлевич Перепелевский и протодиакон Двиняминов Александр Степанович. В 1930 году о.Иван привлекался к суду за хранение мелкой серебряной монеты, но его не посадили по состоянию здоровья. В 1931 году по решению райисполкома Георгиевская церковь была передана краеведческому музею. В стране продолжалась государственная политика уничтожение Церкви. В феврале 1932 года ВКП (б) рапортовало о выполнении пятилетки в четыре года. Пятнадцатого мая «Союз воинствующих безбожников» спланировал свою пятилетку: в первый год закрыть все духовные школы; во второй - провести массовое закрытие храмов, запретить издание религиозных сочинений и изготовление предметов культа; в третий год выслать всех служителей культа за границу, в четвертый - закрыть оставшиеся храмы всех религий; в пятый - закрепить достигнутые успехи. Таким образом, воинствующие атеисты полагали, что к 1 мая 1937 г. «имя Бога должно быть забыто на всей территории СССР».  Краевед Лямина Л.Л. вспоминает - «7 сентября 1932 года мы привезли в Вознесенский храм отпевать маму. Обедня закончилась и начали отпевание. Народу было много – воскресенье, хотя в то время воскресенье не всегда было выходным. В начале 30-х годов действовал какой-то странный график: 4 дня работали, а пятый отдыхали. На сей раз воскресенье было рабочим днем, и такое скопление народа явно не нравилось работникам райкома комсомола. Комитет ВЛКСМ находился на втором этаже здания, где сейчас располагается аптека на улице Горького, и из окон был очень хорошо виден Вознесенский храм. По-видимому, терпение комсомольских вожаков на этот раз лопнуло: в эту ночь с 7 на 8 сентября 1932 года они вызвали милицию, отобрали ключи у сторожа храма. С тех пор в храме службы не было. Но уже до этого комсомольцы совершали ещё немало «славных» дел по искоренению веры у лысковчан. Например, учащихся педагогического училища (оно располагалось в здании, где нынче школа №4) приходили к храму Вознесения для того, чтобы они… богохульничали, кричали, пели в то время, когда шла Божественная литургия».

    Репрессивная политика государства в отношении верующих стала жестче в 1930 году. Это было связано с тем, что в свою решающую фазу вступила коллективизация, религия же рассматривалась властями как серьезное препятствие на пути раскулачивания и создания коллективных хозяйств. 11 февраля 1930 г. ЦИК и СНК приняли постановление «О борьбе с контрреволюционными элементами в руководящих органах религиозных объединений». Население негативно относилось к закрытию православных церквей и храмов, к проводимой государством антирелигиозной политике. Процесс снятия колоколов также вызывал массовые протесты населения. 4 января 1932 года была арестована сторож Вознесенской церкви Охотникова Александра Иосифовна, бывшая монахиня Макарьевского Желтоводского монастыря, и приговорена к 3 годам ИТД (исправительно-трудового дома). 23 декабря 1932 года был арестован священник Перепелевский Иван Яковлевич, и обвинен по статье 58 п. 11 в организации вместе с церковным советом сопротивления закрытию церкви, и приговорен к 5 годам ИТД. В этот же день по этому делу были арестованы: Гребнев Александр Иванович церковный староста – к 3г.ИТД, Двиняминов Александр Степанович протодиакон – к 5 г. концлагеря, Курбаков Александр Алексеевич председатель церковного совета – 5 г. концлагеря, Вендерин Павел Сергеевич член церковного совета – 3 г. концлагеря, Евсеева Мария Семеновна член церковного совета – 5 г. ИТД. Через три дня арестовали бывшую монахиню Дивеевского монастыря, проживающую в с.Бармино Самоделкину Марию Александровну и приговорили к 3 г. концлагеря. После их ареста, Вознесенскую церковь закрыли в 1933 году и приспособили её под водонапорную башню.

  

  Разграбление церкви

 

 

 

 

 

 

     По окончании тюремного срока, не всем было суждено вернуться в родные места, а тех, кто вернулся, вновь ждал арест. Летом 1937 года Политбюро единогласно принимает решение о проведении широких репрессий и с этого момента, начинается уничтожение верующих физически, особенно - религиозный актив. В число жертв входили не только священнослужители, но и члены их семей, а также активные члены приходских общин из среды мирян. Доля православного духовенства и монашества составляет среди этих жертв не менее 70%.                                                                     

    Епископ Александр (Щукин) находился в Соловецком лагере особого назначения, освободился в конце 1931 года, но власти его не пустили в Нижегородскую епархию. Он получил назначение в Орловскую епархию, где был возведен в сан архиепископа. В конце 1936 года Владыка получил назначение в Семипалатинск, в то время, там действовал один Воскресенский собор. Сотрудникам НКВД было довольно просто отслеживать жизнь церкви. Как только был получен оперативный приказ Народного Комиссара Внутренних Дел Союза ССР об операции по репрессированию бывших кулаков... и других антисоветских элементов, от 30 июля 1937 г. за подписью Н. Ежова, Семипалатинскими сотрудниками НКВД был запущен в действие сфабрикованный Второй заговор церковников. Первыми были арестованы в августе 1937 г. Архиепископ Семипалатинский Александр (Щукин) и игуменья разоренного Семипалатинского Знаменского монастыря Екатерина (Иванюк). Архиепископ Александр был истинный молитвенник и подвижник, проповедник и свидетель веры. На допросе «держался мужественно, не соглашаясь и не подписывая ни одного из навязываемых ему обвинений. Его обвиняли в шпионаже и в контрреволюционной агитации - архиепископ решительно все отвергал... Постановлением тройки НКВД 28 октября 1937 г., архиепископ был приговорен к расстрелу... Через два дня, 30 октября 1937 г. приговор был приведен в исполнение. В 2000 году архиепископ Александр (Щукин) был прославлен в лике святых Архиерейским собором РПЦ от Алма-Атинской епархии в числе новомучеников и исповедников российских.  

   Священник Перепелевский Иван Яковлевич отбывал наказание в поселке Щербакты Павлодарской области Казахстана. В 1937 году срок ссылки подходил к концу, но 18 ноября он был вновь арестован по обвинению в «контрреволюционной агитации». На допросе один из арестованных по этому делу говорил: «Я повторяю, что я внедрял среди верующих то, что советская власть долго существовать не может, т.к. она ведёт борьбу против религии, а религия есть достоинство человека. В этом вопросе Перепелевский меня поддерживал». 25 ноября 1937 г. тройкой при УНКВД по Восточно-Казахстанской области по обвинению в «организации контрреволюционной группы, проведении антисоветской агитации» Перепелевский Иван Яковлевич приговорен к расстрелу. Расстрелян 28 ноября 1937 года в 2 часа ночи. Реабилитирован Прокурором Горьковской области 27 ноября 1989 г.                            

    Гребнев Александр Иванович вернулся после 3 лет ссылки в г.Лысково в 1935 году, начал работать чернорабочим на пивзаводе. У него была большая семья – 11 сыновей. До революции Александр Иванович имел мельницу Нерожиха, магазин. Гребневы были родовые крупчатники, у них была самая лучшая мука и в Лыскове их уважали. Александр Иванович много лет служил старостой в Вознесенской церкви. После революции у него всё отобрали. Но страшный и кровавый 1937 год не обошел его стороной. Ночью 18 ноября его арестовали, обвинив в контрреволюционной деятельности. Гребнев Александр Иванович, в возрасте 68 лет был приговорен 3 декабря 1937 года тройкой к расстрелу. 14 декабря, через несколько дней после ареста, он был расстрелян. Русский религиозный мыслитель Георгий Петрович Федотов в 1930-е годы писал: «Революция, сжигающая в огне грехи России, вызвала небывалое цветение святости: святость мучеников, исповедников, духовных подвижников в миру. Но гонимое малое стадо Русской Церкви сейчас изгнано из созидания русской жизни, из новой творимой культуры. Оно не может взять на себя ответственность за «вражие» строительство. Но придет время, и Русская Церковь станет перед задачей нового крещения обезбоженной России. Тогда на нее ляжет ответственность и за судьбы национальной жизни. Тогда окончится двухвековая отрешенность ее от общества и культуры. И опыт общественного служения древних русских святых приобретет неожиданную современность, вдохновляя Церковь на новый культурный подвиг».

                                                      

Исаева Т.С. член общества «Лысковский краевед»

                

Использованные материалы:

1. «Послание святейшего патриарха Тихона от 19 января 1918 года»

2. «Жития святых, новомучеников и исповедников земли Нижегородской» составитель Дегтева О.В.

3. «Справочный материал по священнослужителям и церковнослужителям Нижегородской епархии в период 1916 – 1939 гг.» составитель Циркулёва М.В.

4.«Это знаменитое село Лысково» Мясникова А.Н.

Дата последнего обновления страницы 01.04.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»