Из истории семьи Гудковых

Общество "Лысковский краевед"

Дата образования 2 ноября 1999 года 

 

Из истории семьи Гудковых

 

 

Без прошлого нет будущего

    Этот материал из родословной семьи Гудковых, посвящённый героическому поколению 20-х и 30-х годов, спасших нашу социалистическую Родину в Великую Отечественную войну 1941-1945 годов, восстановивших страну в послевоенные годы и укреплявших её в последующие десятилетия. Именно к этому поколению относятся наши дорогие, любимые и бесценные родители: мама, Гудкова (Васильева) Ольга Сергеевна, и папа, Гудков Дмитрий Александрович.

                                                                           От сыновей.

 

История рода должна давать нравственные уроки и задачи.

Потомкам нужно дать корни и крылья.

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Братья вместе: Петя, Володя, Олег. 2008 год 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Почти вся наша фамилия на начало 2008 года, за  исключением трёх племянников: Серёжи и Васи Петра, Серёжи Володи

       

                    Наш папа, Гудков Дмитрий Александрович, 26.10.1924

(хотя день папиного рождения мы всегда отмечали 25 .10) – 10.07.1990,

                                                                

  

 

 

 

 C 19 лет инвалид 2 группы с Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., гвардии лейтенант. В 1931-1938 учился в средней школе № 1 (имени Карла Маркса), окончил Лысковское педучилище в 1942 году (1938-1942), был взят в армию до 18 лет вместе с другими лысковчанами, получившими среднее образование в том же году.

                                                                                 

Выпуск Лысковского педагогического училища 1942 года.  На обратной стороне: «Староста краснознамённого класса педучилища».  Из альбома Быстровой Валентины Изосимовны

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Со сборного пункта на ул. Свердлова, д.13

 

 

 

  

   

 

Шли пешком до Сергача, а оттуда паровозом до Костромы, где оказался курсантом 3-го Ленинградского артиллерийского училища (3-е ЛАУ), в котором в это время учились Александр Солженицын и композитор Вениамин Баснер.  

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

Вид училища в 1942 году

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сейчас на этом месте лицей, в котором есть комната боевой славы, посвящённая 3-ему ЛАУ

        

 После военного училища попал под Прохоровку (сразу после известного сражения, на третий день боя, когда ещё дымились танки), воевал под Харьковом, Сумами, Полтавой. На 2 украинском фронте воевал в 3 ударной армии против дивизии SS «Мёртвая голова», затем несколько месяцев на 2-м Прибалтийском фронте.

 3-я ударная армия

25.12.1941 – 1954

 

    

 

 

 

 

 

 

 

   Серебряный Бор, где в декабре 1941 года была сформирована 3-я Ударная армия, явился таким образом "точкой отсчета" её славного боевого пути, начавшегося с участия в битве за Москву в декабрьские дни сурового 1941 года и закончившегося штурмом Берлина и водружением над Рейхстагом Знамени Победы.

  Был командиром взвода управления артиллерийского дивизиона, который отвечал за разведку огневых точек противника и корректировку огня в ходе боя. (См. документ ниже).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   Уходя на фронт, говорил своей маме, что обязательно вернётся живой, но, возможно, будет серьёзно ранен. В 1944 году был тяжело ранен в голову, это было папино четвёртое и последнее ранение. Ему, лежащему на носилках, бойцы прикрепили листок с адресами по многим точкам страны (Одесса, Питер, Москва, Горький, Тверь и др.) со словами благодарности за понимание и заботу и то, что он делился своим офицерским пайком с солдатами. Орден Отечественной войны 2 степени, к которому он был представлен, так и не нашёл его. Но, похоже, его заменили на орден Красной Звезды.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В госпитале 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В институте 

     

   Орденом Красной Звезды награждён в 1946 году.   Фронтовое братство не забывается.                 

Перепечатано с сайта «Память народа» министерства ВС РФ к 9 Мая 2015 года:

Архив: ЦАМО  фонд: 33  опись: 744807  ед.хранения: 205  № записи: 83257965

 

В институте имени Бурденко ему сделали трепанацию черепа (в то время умирали 99 из 100). Внимательно прочитайте эту справку.

 

«Состояние раненого лейтенанта тов. Гудкова тяжёлое. Желательно приезд родителей».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   В 1944 году папа жил у тёти Кати на набережной Грановского напротив Кремля («дом  на Набережной» по Ю.Трифонову).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дом на Набережной (Дом правительства) – Берсеневская набережная, дом 20/2 (Серафимовича улица, дом 2/20).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Легендарный дом с большой историей!   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Папино письмо своей маме, которая жила в Горьком у тёти Стаси, из Москвы, от тёти Кати, как весточка нам из далёкого 1944 года.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      С осколком в голове и плохо работающей левой рукой и левой ногой прожил жизнь и никогда не жаловался на свою судьбу. В 1944 году тётя Катя (приходила вместе с Фурцевой Екатериной Алексеевной) дважды предлагала папе работать в разведке и быть заброшенным в фашистскую Германию. Папа очень хорошо владел немецким языком (дома была библиотека произведений на немецком языке).

 

 

 

 

 

Стр. 11 из местной газеты «Приволжская правда» от 29 ноября 2008 года

 

 

 

 

 

 

 

   В 1946 году поступил в Горьковский Государственный педагогический институт им. Максима Горького (ГГПИ им. М.Горького), который закончил с отличием (факультет логики, психологии и педагогики) в 1950 году, параллельно 4 курса географического факультета того же института. Там же во время учёбы папа вступил в Коммунистическую партию Советского Союза и поженились наши родители. По распределению молодые специ­алисты направляются на педаго­гическую работу в педучилище г.Осы Пермской области, где работали в 1950-1957 годах.

 

 Мама с папой весной 1950 года, 4 курс пединститута.

     В Осе был пропагандистом райкома партии, много читал лекций. Там появились на свет двое сыновей - Петр и Олег.

    Однако тоска по местам своего детства и юнос­ти манила на малую родину, и в конце 50-х годов они возвраща­ются в г. Лысково.  В Лыскове был инспектором роно (было всего три инспектора – Пискунов Н.А., Шигин Н.А. и Гудков Д.А.),завучем школы № 5 (она была на месте новой поликлиники),

 

 

 

 

 

В центре директор Горская Галина Владимировна, наш папа и учителя

 

 

 

 

 

   Стал завучем школы рабочей молодёжи – ШРМ (в это время окончил заочно факультет русского языка и литературы ГГПИ) до выхода на заслуженный отдых. Фанатически любил педагогическую работу и старался увлечь ею всех сыновей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фотография подписана мамой:«Пед. коллектив вечерней школы г. Лыскова. Директор Фадеев В.Н. Завуч Гудков Д.А.».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На фоне здания ШРМ фотография выпускников школы с директором Сулимовым В.А. и учителями, завучем Гудковым Д.А.

                                                                                  

 

  

                           

  Отличался острым аналитическим умом, склонностью к философствованию, любовью к слову, системным подходом, высокой эмоциональностью, принципиальностью и способностью говорить правду в глаза (сдвинуть папу с его точки зрения было очень тяжело: будет до конца стоять на своём), взрывным характером, неравнодушием к чужим бедам, совестливостью, обострённым чувством справедливости, весёлым характером (до диабета), человеколюбием (его тянуло к людям, простым труженикам), творческим характером, любовью к Лыскову и природе.

Но умение говорить правду в глаза сочеталась у папы с дипломатичностью, тактом, поэтому он не создавал конфликты, а умел гасить их.

На малой родине.

 

          Здесь Дмитрий Александрович сначала трудился инспектором роно, но роль чиновника ему не нравилась. И он переходит на работу завучем сначала в на­чальную школу №5, потом, на ту же должность, – в вечернюю школу рабочей молодежи. В этом храме науки получали образо­вание дети войны и голодных послевоенных лет, которых нуж­да с малолетства заставляла взрослеть и находить самостоя­тельный источник пропитания в цехах заводов и фабрик, на гру­зовых причалах волжских при­станей, колхозных полях. Это были закаленные, стойкие пар­ни и девушки, ставшие впослед­ствии специалистами народно­го хозяйства, руководителями различных ведомств, окончивши­ми вузы и техникумы. Я не знаю случая, чтобы кто-то из них, вы­пускников этой школы, был заме­чен в неблаговидных поступках. Пример высокой нравственно­сти им показывали сам Д.А.Гудков, директор В.Н.Фадеев, наши добрые и прекрасные сеятели-учителя К.Н.Негодуева, Р.М.Колобова, Т.А.Бударина, К.А.Юлина, А.А.Сатина, Е.В.Ярахтина, В.С.Кубышина…Но Гудковым приходилось тяж­ко. Они скитались по частным квартирам, пока братья Константин Иванович и Демьян Иванович Малыгины не предложили купить часть их родительского дома по ул. Свердлова № 43. К тому периоду в семье произошло по­полнение: родился Владимир и приютилась невесть откуда по­явившаяся совершенно чужая старушка. Вшестером жили в тесной комнатушке. Поражает другое - скромность, чистота мо­ральных принципов, не поддаю­щиеся осмыслению современ­ным обывателем честь и поря­дочность. Инвалид войны, секре­тарь парторганизации, пропаган­дист системы политпросвеще­ния, лектор общества «Знание», авторитетнейший человек, на виду у районных и городских властей – и без положенного по закону жилья. Не бил себя в грудь, смиренно терпел, думая о других, оставаясь горячим патри­отом существующего строя, пре­данным коммунистом. Это ли не благородство русской души – сначала думать о Родине? А чего бы, казалось, стоило обратиться к именитой тете в Москву? Не стал. Долго не могла устроиться по специальности и Ольга Серге­евна, избиравшаяся депутатом городского совета, работавшая перед уходом на заслуженный отдых заведующей детским комбинатом №12. А ведь она еще в 16 лет (получила в 19 лет: в 1946 году) была награждена медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г.». И таких государственных знаков отличия у неё 6.

  Д.А.Гудков – грузный, высокий мужчина с зажигательной улыбкой, особой обаятель- ностью притягивал к себе собеседника, не­зависимо от возраста, образова­ния и социальной ниши в обще­стве. Находил в ершистых и мыслями непокорных искомые качества. Рассуждая философ­скими категориями, подбирал упрощенные выражения, процежи­вая через логическое сито каждое слово. Любил сочный, образный юмор и острую шутку, не терпел фальши и чинопочитания.  

Подготовил Евгений Васильевич Вантеев,

член Союза журналистов России,

бывший редактор газеты «Приволжская правда».

    В ШРМ (Школе рабочей молодёжи г. Лыскова) бессменно был секретарём п/о КПСС. Очень хотел, чтобы у него было много детей, так как прочувствовал, как плохо расти одному. Был очень семейным человеком и много возился с нами, детьми. Его одноклассниками по школе были Мартынов Сергей Иванович, Лев Александрович Бударин, бондарь дядя Федя Ширманов (имел два ордена Красного Знамени, участник парада Победы в 1945 году), Суворов Александр Иванович (имел мощный «иконостас», включая два ордена Суворова), Владимир Дмитриевич Козлов, хирург Юрий Колосов, Серёжа Зотов из Трофимова. На Свободе в 30-е годы дружил с Лёвой Черёмухиным (Лев Федорович в Горьком был зав. кафедрой военно-полевой хирургии медицинского института) и Алексеем Зубковым, умершим в Краснодаре. В жизни помню, как тянулся к отцу Лев Фёдорович Шаболдин, в дальнейшем, как художник, имел мастерскую в Горьком, жена Бэла, сын Ярослав. Однажды он приехал к нам на велосипеде из Тулы.

             

 

  

 

 

Л.Ф. Шаболдин и его картины.

Доверительные дружеские отношения связывали папу с Кондратьевой Валентиной Ивановной. Её характеристика папы приведена ниже:

 

1.      Глубокие познания в любом предмете (высокая любознательность).

2.      Дружелюбен и жизнелюбив. Всегда мог помочь и поддержать человека. Пока мама работала по дому, просвещал её, рассказывая о чём-либо.

3.      Выделял и близко общался с некоторыми коллегами. «В Лыскове мне дружить не с кем», – признавался  папа Валентине Ивановне.

4.      Высокое чувство долга.

5.      Очень мужественный и смелый. Всегда говорил правду в глаза и любому, независимо от положения в обществе.

6.      Высокое достоинство и независимость характера.

7.      Равнодушие к внешней стороне жизни (случай с порванными брюками: « меня это устраивает»).

  В коллективе вечерней школы был близок к Лосеву Владимиру Валентиновичу, которого глубоко уважал и ценил за яркость и неординарность натуры.

   По словам Владимира Валентиновича, наш папа был человек совершенно необыкновенный:

1. Это уровень профессора Московского университета или Духовной академии.

2. Для него дощатый некрашеный забор был дороже московских палат. Папе были чужды понятия карьерного роста.

3. Его интересовал лишь духовный рост, а не материальный.

Лисовский Анатолий Ярославович, учитель из села Чернухи, о папе. 11.09.2011 г.

 

 

1.      Главное качество – стремление к правде и справедливости.

2.      Высокая доброжелательность. Простой и открытый разговор с любым человеком открывал ему сердца людей.

3.      Неравнодушие к проблемам общества, горячность, вспыльчивость.

4.      Огромный ум и начитанность.

5.       Идеальность, а не материальность были основой его  жизни, хотя имел сильный практический ум.

Оценка папы бывшим учителем вечерней школы Ниной Ивановной Шаповал 28.08.2011 г.

1.      Обширные познания и нацеленность на знания до последней минуты жизни.

2.      Стойкость характера и отсутствие страха смерти.

3.      Жёсткость.

4.      Положительный человек.

 В нашей семье никогда и никого не занимал вопрос о деньгах, еде, одежде – жили духовными интересами. Папа напечатал в газете «Приволжская правда» четыре рассказа, а дома писал фантастический роман о полёте в неизвестные просторы Галактики (рукопись сохранены по сей день).

Очень хорошо рисовал, особенно лица людей, что по данным психологии является признаком талантливого человека, а также прекрасно чертил. Обладал тонким психологическим чутьём: на расстоянии «видел человека», а после непродолжительного разговора – стоит ли с ним дружить. Обладал огромной энергетикой, зимой в любой мороз ходил без варежек, а ладони были тёплыми. В юности, по его словам, учился играть на скрипке. Будто бы обладал абсолютным слухом. Часто вставал по утрам с постели с присказкой «Вставай, проклятьем заклеймённый, весь мир голодных и рабов…» (Первая строчка из партийного гимна «Интернационал»). Бывало, напевал строчки из песни «За фабричной заставой», «Раскинулось море широко» и строчки из песни «Возвратясь из самых дальних стран, девушку с глазами дикой серны полюбил в таверне капитан». (Говорил, что эту песню часто напевал его отец).

Папа с мамой отличались человечностью, добротой. Одежду, из которой мы вырастали, они относили в многодетную семью Гончар (живших напротив нас в двухэтажном доме) и Флягиных (их барак стоял на месте магазина «Гранд»).

Очень любил Волгу, для него построили лодку и  два катамарана (последний удачный). Помню, как одну ночь провели на плоту около Исад (в это время был необыкновенный звёздный дождь), а другую – у костра на солдатских песках. Любили выезжать на мотороллерах на пески в район 2-х или 3-х складов, а также на пляж около Исад.

                   

  

 

 

 

 

 

 

 

 

Главная пристань               

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лодочная станция   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Излучина Волги около Красного Яра.  Так же выглядел берег около третьих складов

    Виды Волги в окрестностях Лыскова в 1970-е годы. Фотографии В.В.Лосева.                                                         

Много курил, пока не запретили врачи и не лишился левой ноги.

Но папа никогда не жаловался на свою судьбу, а, наоборот, всегда говорил, что ему очень повезло в жизни. Дома был культ Книги. На дни рождения детям дарили только книги. Книги папа любил подписывать с нравственными пожеланиями сыновьям.

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сюда, в бывший кинотеатр «Искра»,  любили  ходить  всей семьёй  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рылись в книгах  Центральной          библиотеки им. Н.К.Крупской 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Частенько забегали  мы в этот  магазин, чтобы купить новую книгу                                      

   «Мы ригористы, т.е. люди твёрдых нравственных правил»,– любил повторять папа. Вечерами были семейные советы, на которых к нашему мнению относились очень уважительно. Родители гордились нами. «Наш дом – наша крепость»,– любил повторять папа. Каждый день обязательно спрашивали, как он прошёл. Наши ответы были неизменны, что всё отлично. Любил играть в шахматы и шашки, даже сам с собой будучи на пенсии. А также очень любил смотреть телевизор в последние годы жизни и часто плакал, когда видел порядочные сцены в фильмах (видимо, в душе носил идеал нравственности и счастья). Постоянно повторял строчки известного поэта: «Видно много ты горя видал, коли плачешь от песни весёлой». Когда папа умер, мы страдали и болели без него лет 5-7 и постоянно вспоминали его. Да и сейчас нет-нет опять встаёт его образ перед глазами.

    15.05.09 г. был в Лысковском военкомате, в 3 отделении. Папино личное дело, офицера-фронтовика, гвардии лейтенанта, инвалида 1 группы, находится в архиве облвоенкомата, и будет храниться 70 лет, т.е. до 2060 года. Его шифр: АВ № 81841.

    Папины афоризмы, врезавшиеся в нашу память: а) каждый мнит себя стратегом, видя бой со стороны; б) каждый за всё платит сам и собой; в) каждый человек всегда говорит только о себе; г) принципиальная политика – самая правильная политика; и другие.

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Школа № 1 им. К.Маркса.  Папа учился в ней в 30-е год

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Школа № 4 (бывшее педучилище).  Здесь папа учился в 1938-1942 гг. А также учились все три брата

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Педучилище в г. Осе. В нём родители работали в 50-е годы. 

                                       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Здесь была ШРМ (пер.Октябрьский, д.4)где папа работал завучем до ухода на пенсию. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сюда, к памятнику Победы, папа приходил  каждый год 9 Мая и  просил привозить его на коляске уже будучи без ноги.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Папа просил похоронить его не в Аллее славы,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

а среди народа (простых людей), что мы и сделали.

 

 

Наша мама, Гудкова (Васильева) Ольга Сергеевна, 1927,22.07 г.р., родилась в 17-18 км от г. Рыбинска, в селе Левино. До 8-го класса училась на «отлично». Семья их уехала в г. Горький в 1940 году, где жили на Автозаводе, в пос. Гнилицы, по ул. Новошкольной, д. 37. Занимались садом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мама, как всегда, за делами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Одна из маминой грамот.

                              

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мама с родителями (слева Николай  Иванович Травкин из Рыбинска) во дворе дома в Гнилицах. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Улица Новошкольная, д.37.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Новый дом снят 22.04.2009 г.Старый сад был вырублен новым хозяином.

Мама закончила педфак ГГПИ им. М.Горького, где вступила в ВЛКСМ,

 

 

работала в Осинском педучилище, затем в Лыскове воспитателем д/с на пивзаводе и в д/с №7 (с Копыловой), заведующей д/с №3, потом в д/к №12, который получил статус детского комбината образцового содержания. 25 лет возглавляла  на общественных началах районное методическое объединение работников дошкольных учреждений. И, наконец,  12 лет в собесе (на пенсии). Итого: мамин общий стаж составил 50 лет и 3 месяца. В институте много занималась спортом: лыжами – КМС, была направлена на российские соревнования в г. Свердловск, но помешало замужество; а также лёгкой атлетикой (прыжками в высоту). Имеет 8 медалей, в том числе медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», медаль «За доблестный труд» (в ознаменование 100-летия со дня рождения В.И.Ленина) и медаль «Ветеран труда» (за долголетний добросовестный труд).                                     

 

                                                                   Мамины основные награды

              Отличается высоким трудолюбием, заботливостью, чувством долга, справедливостью, обострённой чувствительностью к чужим бедам, гордостью за свою фамилию, неравнодушием, уважением к власти.                      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Д/с № 3 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Д/к № 12

      

                                                                              Воспоминания мамы.

Прежде всего я отмечу, говоря о себе, можно говорить о всём нашем военных лет поколении. Наше поколение из детства быстро выросло в юношей и девушек. Чтоб помочь Родине и выжить самим, нужно было трудиться и много трудиться. После 7 класса все мальчики ушли работать на завод, а мы, девочки, кому исполнилось 13 лет – работать в пригородном колхозе (прополка, уборка сена, сбор ягод). В зимнее время работа на аэродроме (расчистка площади). Посылали и в деревню. По окончании школы вместе с вручением аттестата зрелости я получила правительственную награду (медаль «За доблестный труд в Великой отечественной войне 1941-1945 годов») одна из девочек Автозаводского района г. Горького за постоянное перевыполнение плановых заданий. Её вручили вместе с аттестатом зрелости в 1946 году в драмтеатре на Большой Покровке.

 

 

 

 

 

Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной Войне 1941-1945 гг.»

 

 

 

 

 

   Во время войны жизнь на Автозаводе была очень голодной и страшной. Завод фашисты бомбили безжалостно, бомбы попадали и в населённые пункты. Люди гибли от голода, холода. Но дома готовили сами для себя из торфа кирпичи, их сушили, а зимой ими отапливали дома. Дети вставали очень рано, часов в 5-6 утра и весь день работали. В родстве своём помню дядю и его братьев. В 1946 году, окончив школу, поступила в пединститут и там встретила своего мужа, главу семейства Гудкова Д.А., инвалида войны. Его родители умерли (это неточно: мама в 1945 году, а отец – в 1950).Учились на одном факультете психологии и педагогики и поехали работать на Урал преподавателями Осинского педагогического училища. Там родились два первых сына – Петя и Олег. А поскольку муж родом из Лыскова, переехали сюда, на частную квартиру: ни родных, ни знакомых. И вот с большими трудностями на свои накопленные педагогические деньги купили полдома (государственную квартиру муж не получил), где родился третий сын – Владимир. Выживать нам удавалось только благодаря хорошему взаимопониманию между собой, поддержке друг друга, согласованности в вопросах быта и жизни. В семье был твёрдый распорядок жизни, у каждого мальчика свои обязанности. Старшие сыновья учились в разные смены, нянчились с Володей: и кормили, и на горшок сажали, и спать укладывали. Учились на «отлично», все медалисты. Дети много слышали о педагогической работе, много рассуждали с папой, много читали книг и журналов, играли на музыкальных инструментах. Летом – Волга. По воскресеньям – совместный поход в кино и обсуждение.         

     Бабушка стала работать в дошкольном образовании: сначала воспитателем, а потом заведующей детским садом. Она была одной из лучших заведующих. В коллективе ее уважали, хотя она была заведующей строгой и требовательной. На общественных началах бабушка более 20 лет была методистом по дошкольному образованию. Ее избирали депутатом горсовета.

 

 

Бабушкино удостоверение депутата горсовета № 32 1972-1977 годов.

   

После педагогической работы она неутомимо трудилась в муниципальном центре социального обеспечения по уходу за престарелыми людьми. Общий стаж работы бабушки   50 лет. А сколько бабушка переделала домашних дел! На ее плечах держался весь дом. Она ухаживала за моим дедушкой, который был серьезно ранен во время Великой Отечественной войны и остался инвалидом. Она вырастила и воспитала троих сыновей. Все получили педагогическое образование и в жены себе взяли учительниц.

Бабушка всегда повторяет слова Ф. Абрамова: «Учитель - это человек, который держит в своих руках завтрашний день страны, будущее планеты».

Система  воспитания  в семье Гудковых.

1. Сильное  патриотическое воспитание, что все мы должны честно служить Родине, т.е. своему народу. Мама учила  уважать власть и все проблемы решать вместе с руководителем, а не идти против него. Папа был настроен более критично к власти, особенно не любил выходцев из сельской местности, говоря, что город должен вести деревню за собой, а не наоборот. Здесь же было воспитание гордости за свою фамилию, воспитание понятия о родовой чести.

2. Трудовое воспитание состояло в воспитании чувства долга и добросовестного отношения к своим обязанностям. Мы утром приносили дрова для печек, после школы ходили в магазин за покупками, вечерами за водой. А став постарше, за ключевой водой под пивзавод. Годами ухаживали за младшим братом Володей. Летами много строились. Это и летняя комната, перестраивали сарай, построили дровяной сарай, баню, помогали в строительстве пристроя  к дому, сделали лодку и два катамарана, крыли крыши, помогали Володе поставить дом. Больше всех пришлось трудиться Пете. Научились обращаться со всеми инструментами, но особенно этим владеют  Петя и  Володя.

3. Дома был культ Книги. Научились читать очень рано, ещё до школы. Все дети в семье, начиная с папы, были великими читарями. Книги дарились в дни рождений и к праздникам. Вспоминается круглый стол с зелёной лампой, где совершалось таинство общения с книгой и её автором. Володя читал больше всех, став взрослым, он ежедневно читал от 100 до 200 страниц художественного текста. Дома была собрана огромная библиотека, равной которой нет ни у кого в Лыскове. Телевизор появился дома лишь после окончания института. Правда, иногда слушали радио и включали ламповый приёмник  АРЗ-49.

4. Всё свободное время было наполнено различными увлечениями. Много играли в разные игры, в шахматы и шашки с папой. Петя увлекался радиотехникой, научился делать радиоприёмники и радиопередатчик. Занимались фотографией, играли на аккордеоне по нотам. В старших классах у нас появился магнитофон «Айдес». Много слушали музыки, папа старался приучить нас к классике. Очень много рыбачили, особенно Петя. Это приучил нас папа  любить и понимать Природу.

5. Физически росли крепкими и здоровыми, много плавали летами и катались на велосипеде, иногда даже до 30 -50 километров в день. Дома был турник, упражнялись с эспандером и гантелями.

6.  Нравственно, родители прививали нам чувство долга, добросовестное выполнение своих обязанностей, уважение к людям, скромность, совестливость. И все мы носили в себе идеал стремления быть лучше, совершенствовать себя, т.е. был какой-то настрой на идеальность, в чём-то наивность, вера в высшие начала жизни. Хотя родители были атеистами, и вся семья отличалась безрелигиозностью, была очень далека от церкви.

Воспитание в нашей семье было похоже на дворянское:

1. Оно было нацелено на всесторонне развитие детей.

2. На идеал, а не на успех.

3. На служение Отечеству, а не корыстные личные интересы.

4. Незыблемый авторитет родителей и послушание детей их воле были законом.

Папа о маме.

Я счастлив в браке, ибо у меня Жена!

Она давно избавилась от мещанства в сознании, от тяжёлых следов воспитания плохого и упорно идёт и идёт с каждым годом быстрее в сознании своём к Человеку, к Истине, к Правде, к Счастью. И я всеми силами (путь неровен и зигзагообразен для всех, идущих по нему!) иду туда в это наше счастье, и мы идём к ещё более высокой, поистине нечеловеческой, а на самом деле Человеческой Любви, основанной на взаимной помощи на этом пути, на знании недостатков каждого, на понимании того, что наши недостатки выше достатков других. Не на слепом подчинении впридачу друг друга, а на едином понимании счастья, принципов поистине Человеческих отношений у нас много в семье, о чём мы не должны жалеть, а должны гордиться ими.

 

 

 

 

 

 

 

 

Из письма Вали, жены Я.Г.Лукьянова, из Тольятти нам:

« Мы с Яшей приезжали к вам в Лысково, я видела Володю и твоих родителей. Очень неизгладимое впечатление произвела твоя мама – «хлопотунья» и красивая душой – с наилучшими пожеланиями и всех благ ей. Мы остались у вас ночевать, с нами был сын Саша. Сейчас пишу с любовью, на сердце легко».

 

В лице мамы видна стойкость и мужество человека долга. 9 Мая 2015 года.

Урок нашей мамы: во всём должен быть порядок – в мыслях, в делах, в одежде и т.д. И порядочность есть главное качество человека.

Родословная - это перечень поколений одного рода, то есть людей, имеющих общих ближайших предков. Мне хотелось, чтобы наши предки, ушедшие в небытие, не остались для потомков неизвестными, а жили бы в памяти их близкими, родными, понятными.

Важно – взять лучшее от предков и передать потомкам, передать им корни и крылья.

Они заслужили нашу память и благодарность, дав нам жизнь и оставив в наследство           свои лучшие качества:

· Хорошие, ясные ум и память, немалые способности к изучению наук и овладению различными профессиями.

· Характер спокойный, рассудительный, терпеливый, доброжелательный.

· Педагогические наклонности и способности.

· Высокое трудолюбие.

· Доброжелательность и уважительность к людям.

· Совестливость, порядочность, принципиальность, цельность, духовность.

· Мужество и бесстрашие в жизненной борьбе.

Вечная память нашим ушедшим родичам!

Хочется процитировать отрывок из рассказа Антона Павловича Чехова «Студент»: « И радость вдруг заволновалась в его душе, и он даже остановился на минуту, чтобы перевести дух. Прошлое…связано с настоящим непрерывною цепью событий, вытекавших одно из другого: дотронулся до одного конца, как дрогнул другой». А дальше цитирую о главном герое: « А когда он переправлялся на пароме через реку  и потом, поднимаясь на гору, глядел на свою родную деревню и на запад, где узкою полосой светилась холодная багровая заря, то думал о том, что правда и красота, наполнявшие человеческую жизнь … всегда составляли главное в человеческой жизни и вообще на земле; и чувство молодости, здоровья, силы, – ему было только двадцать два года, – невыразимо сладкое ожидание счастья, неведомого, таинственного счастья овладевали им мало-помалу, и жизнь казалось ему восхитительной, чудесной и полной высокого смысла». (1894 г.).

 

 

Мы живы до тех пор, пока нас помнят.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Краткое послесловие.

1. Представленная часть нашей родословной, посвящена героическому поколению 1920-х – 30-х годов, спасших Родину в Великую Отечественную войну 1941-1945 годов, к которому относятся и наши родители.  Это маленькая часть по сравнению с полной родословной, в которой общий объём около 350 страниц и более 700 фотографий.

2. Спасибо всем лысковчанам, кто участвовал в воссоздании нашей родословной и чьи фамилии отмечены в тексте, особенно Вантееву Евгению Васильевиче и Кабанову Александру Ивановичу.

3. Целью этой публикации является не реклама нашей фамилии, а гордость за поколение наших отцов и матерей и желание подтолкнуть читающего эти страницы к созданию собственной родословной, а наш пример может помочь в этом благородном начинании.

 

7 ноября 2016 года.                    С уважением к читающим и любовью ко всем лысковчанам Гудков О.Д.

 

 

Дата последнего обновления страницы 01.04.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»