Древнейшие духовные ценности князя Грузинского

Общество "Лысковский краевед"

Дата образования 2 ноября 1999 года 

 

Древнейшие духовные ценности князя Грузинского

 

   Четыре места на Земле Пресвятая Богородица взяла под особое Свое покровительство. Это Ее земные жребии, или земные уделы, ? Иверия, Афон, Киев и Дивеево.

   Божия Матерь собиралась посетить Иверию (древнее название Грузии), землю, в которой Ей, согласно жребию, надлежало проповедовать Евангелие. Но Господь повелел Богородице оставаться в Иерусалиме. Грузия должна была просветиться проповедью другой девы – равноапостольной Нины.

   Промыслу Божию было угодно, чтобы просветительницей Грузии стала родственница святого Георгия Победоносца – святая равноапостольная Нина.

   Господь являлся святой Нине в видениях и благословил ее на апостольский подвиг, а Дева Мария чудесным образом вручила ей крест из виноградной лозы и сказала: «Иди в Иверию и благовествуй Евангелие. Этот крест будет тебе щитом от всех видимых и невидимых врагов». Когда святая проснулась, рядом с ней лежал тот самый крест.

   

 

 

 

 

 

 

 

Крест святой Нины

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   Святая Нина была родом из Каппадокии, страны, которая дала миру великих святых. Вся ее жизнь была подвижничеством, бескровным мученичеством и непрестанной битвой с силами ада. Святая Нина крестом, дарованным ей Божией Материю, победила язычество в Грузии, повергла идолов.

   В то время в Иверии правил царь Мириан, он был идолопоклонником. Его жена царица Нана была ис­це­ле­на от тяж­ко­го неду­га свя­той рав­ноап­о­столь­ной Ни­ной, про­све­ти­тель­ни­цей Гру­зии, и приняв Свя­тое Кре­ще­ние, из идо­ло­по­клон­ни­цы ста­ла рев­ност­ной хри­сти­ан­кой.  Затем и царь Мириан, исцеленный святой Ниной от слепоты, принял Святое Крещение вместе со своей свитой.

   Совершилось это в 318 году, а в 326 году равноапостольный император Константин из Византии прислал в дар Грузии часть древа Животворящего Креста, один из гвоздей, которыми было прибито Тело Спасителя ко Кресту, мощи святых, богослужебную утварь, книги и священные облачения.                                                         

   Новообращенный Мириан всю оставшуюся жизнь посвятил распространению христианства в Закавказье. Обращая язычников в христианскую веру, он подчинял Иберии такие земли, которые ранее ей не принадлежали, и в этом ему способствовал константинопольский царский двор. Распространением христианства Мириан, в конечном итоге, сделал необратимым процесс формирования нации.                                                                 

   День памяти равноапостольных Мириана, царя Иверского, и супруги его, царицы Наны Православная церковь празднует 14 октября.

   Исторический путь Грузинской Церкви – путь мученический, это многовековой путь борьбы за Православие с языческим, мусульманским и магометанским миром. Но милость Царицы Небесной была с Грузией, Ее светозарный омофор простерт над Грузинской Церковью.

     Шли годы царский престол занимали потомки царя Мириана и продолжалась борьба за Православную веру. После падения Византии в 1453году, христианская Грузия оказалась в одиночестве перед чуждым ей мусульманским Востоком. Единственной близкой по духу была Москва. В 1491 году к великому князю Московскому Ивану III приехали первые послы единоверной Грузии. Кахетинский царь Александр I просил помощи и союза. Но русский народ сам тогда боролся против своего главного врага — Золотой Орды. И все же уже тогда вокруг Москвы стали сплачиваться народы, видевшие в ней свою возможную союзницу. Этот год — 1491 — можно считать началом отныне непрекращающихся дружеских, политических и государственных связей Грузии и России.

     Старый путь из Грузии в Россию был долгим и трудным. Послы преодолевали его в один-два года. Он шел через Дарьяльское ущелье на город Терки, затем на Астрахань и вверх по Волге, на Казань и Нижний Новгород, оттуда через Владимир и Суздаль — на престольный град... В 1653 году этой дорогой проследовал со своей матерью царицей Еленой Леонтьевной царевич Ираклий I, внук Теймураза I, правнук великомученицы Кетеван. По всему пути в России ему оказывались почести.

     На четвертый год пребывания царевича в Москве сюда прибыл его дед Теймураз I. Это был первый грузинский царь, который посетил Москву. Царь Алексей Михайлович принял Теймураза в Грановитой палате. С грузинским царем были архимандрит и игумены, а также большая свита. Теймураз просил помощи для борьбы с турками и персами. Но Россия вела в это время войну с поляками и шведами, была занята и другими важными делами — Украиной, Крымом, подавлением восстаний. В следующем году восставший грузинский народ сам изгнал захватчиков из Кахетии. Кахетинцы приглашали Ираклия на царство.  Но в этот раз ему не удалось занять грузинский престол, и он вынужден был вернуться в Москву. Вместе с ним приехали многие грузинские вельможи и дворяне.

     В 1681 году Арчил  Вахтангович сын первого царя Картли Вахтанга V переехал в Москву, чтобы просить помощи у русского правительства. В Москве Арчил получил прекрасный прием. Жена Арчила Кетеван была внучкой царя Кахетии Теймураза I и сестрой Ираклия I.

 

 

 

 

 

Арчил Царь Имеретии и Кахетии, старший сын царя Картли Вахтанга V. Один из основателей грузинской колонии в Москве.

 

 

 

 

 

 

 

  Вместе с ним в Москву прибыли царевичи Александр и Мамука Арчиловичи и с ними 70 сопровождающих. Царевич Александр стал принимать участие в военных играх Петра I. Петр выбрал его в товарищи, конечно, не за царское происхождение — известно, что он не глядел на родословные, — а лишь за удаль и военное мастерство.                                                                                                             

    В 1700 году выехавшему первым в Россию царю Арчилу и сыну его Александру царём Петром Алексеевичем были «...пожалованы в Нижегородской губернии дворцовые волости - Терюшевская, Белогородская и Лысковская с принадлежащими к ним сёлами и деревнями, с пустошами и крестьянами в род их недвижимо...»

    После гибели царевича Александра в шведском плену, смерти Арчила и его жены царицы Кетеван во главе всех Грузинских дел в Москве встала дочь Арчила Дареджан. Она же унаследовала и Нижегородское имение.

 

 

 

 

 

 

Царь Картли Вахтанг VI

 

 

 

 

 

 

   В апр. 1724 г. в сопровождении 1200 человек Царь Картли Вахтанг VI (прадед князя Георгия Александровича Грузинского) со своей семьей отправился в Россию, надеясь с ее помощью вернуть себе престол и освободить Картли, но надежды его не оправдались, Россия не смогла ничем помочь ему в деле освобождения Картли от политического давления мусульман. Он остановился во Всесвятском у царевны Дареджан, своей двоюродной сестры, а 6 мая уже отправился в Петербург.

    Вахтанг просил у Екатерины I возвратить ему реликвию царской семьи «гвоздь господень», который вывез в Россию Арчил II. Он просил также наследниками Арчила ввиду смерти его сыновей и бездетности Дареджан признать его детей, а младшего сына Георгия воспитать при дворе русского государя. Согласие было дано на все просьбы. Лишь о гвозде была сделана оговорка: его постановили возвратить картлийскому царю, но из России не вывозить.

 

   В 1728-1738 гг. Вахтанг трудился над генеалогией рода царской династии Багратиони, уточнял даты по светским и духовным текстам, определил принципы хронологического исчисления, составил таблицы. Он увлекался литературой и был автором лирических произведений, переводчиком с персидского дидактического произведения «Калила и Димна».

   В 1746 году по повелению царя Картли Теймураза II, чтобы избежать поругания, крест святой Нины спрятали в крепости Ананури. Оттуда в 1749 году митрополит Тифлисский Роман тайно переправил грузинский крест царевичу Бакару сыну царя Вахтанга, который находился в России.

  В 1840 году Андрей Николаевич Муравьев, духовный писатель, русский церковный мыслитель, «защитник Православия», ревностный блюститель православного благочестия, путешественник и паломник, общественный деятель, архивист, драматург, поэт, искусствовед после посещения Грузии, побывал в селе Лысково и посетил князя Георгия Александровича Грузинского.

   «За 100 верст от Нижнего остановился я в богатом селе Лыскове, чтобы посетить его знаменитого владельца Князя Егора Александровича Грузинского. Он сын Царевича Александра и внук Царя Бакара, пришедшего в Россию, во дни Петра Великого, с отцом своим Царем Вахтангом-Законодателем: оба принесли с собою много святыни из бедствовавшего отечества, обуреваемого тогда оружием Персов и Турок. Еще с детства, знал я маститого старца, и мне любопытно было возобновить с ним знакомство, после моего путешествия в Грузию, где я изучил историю его славного рода Багратионов. Дом сей происходит от Царя Пророка Давида: и это не какая-либо суетная похвальба, но свидетельство летописей Грузинских, Греческих и Армянских. Конечно, ни одна из знаменитейших фамилий Европы не может похвалиться таким родословием, не только по отдаленной древности, но и по отчетливому преемству лиц, ибо почти все царствовали до Рождества Христова и после, начиная с IV века.

   Мне хотелось также поклониться и той древней святыне, которая хранится в доме Князя и в многочисленных церквах Лыскова, более похожего на городок, нежели на село.

    Величественный собор и семь других церквей свидетельствуют, однако, что жители, разбогатевшие торговлею, не забыли воздать должной благодарности Господу, наградившему их обилием благ земных. Нет сомнения, что наследственное благочестие Князя Грузинского много поддерживает это доброе чувство, в его родовом поместье, потому что до сих пор восьмидесятилетий старец не опускает ни одной службы утренней и вечерней в круглый год, и с большим торжеством совершал все церковные праздники. Такой назидательный пример, постоянно в течение стольких лет, конечно, не может не подействовать на добродушных поселян. «Князь наш так делает, и мы обязаны тоже делать», говорят они. Вот необходимое следствие доброго примера; и какую тяжкую налагают на себя ответственность те, которые смущают совесть своих подчиненных, равнодушием к Церкви.

    Стольже оригинален был отзыв его, исполненный аристократического чувства и сознания летописной славы своего рода, когда потребовали от него документов о его происхождении. Князь послал только свое метрическое свидетельство с таким кратким отзывом: «что я сын Царевича Александра, сына Царя Бакара, внука Царя Вахтанга, видно из сей метрики: выше зри историю Грузии; еще выше зри Библию»; и он действительно мог так сказать, потому что весь род его предков до самого деда царствовал и записан в истории его родины, и вместе с тем связан с отраслью Царей Иуды, идущих от Давида, так что это единственная генеалогия, которая может назвать всех своих членов, начиная от Адама.»

    В родословной князя сказано: «Фамилия князей Грузинских происходит от владетельных царей Грузинския земли, из коих первым царём от народа был избран в 6083 (575) году Гурам Иудеянин, ведущий свой род от царя Давида, от поколения Клеопатры, по плоти родственника нашего Иисуса Христа, от коего происходит он в 39 колене и был первым фамилии Багратионов, царей Грузии, от коего через тридцать три колена царь Арчил Вахтангович в 1687 году выехал в Россию с сыном своим царевичем Александром, коим от великого государя Петра Алексеевича пожалованы Нижегородской губернии дворцовые волости Терюшевская, Белогородская и Лысковская с принадлежащими к ним сёлами, деревнями и крестьянами в род их неподвижно и сие жалование утверждено высочайшими грамотами 14 декабря 1704 года. Представлено Г.А. Грузинским для внесения в книгу дворян Нижегородской губернии.»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   «Мы должны были слушать всенощную, накануне царского дня, в главном соборе села Лыскова, празднующем Преображению; он стоит на отдельном холме, где было прежнее жилье княжеское и даже малое укрепление, как бы городище.

 

   Служба совершалась соборно, в богатых облачениях и с домашними певчими Князя, так что и в Нижнем не видал я подобного служения. Все это занимало почтенного хозяина, который был как бы настоятелем всех церквей своего богатого села, строго наблюдая за их благочинием и неопустительною службою: утешительно видеть такую заботу о святыне. После всенощной, я просил Князя показать мне все его сокровища духовные, хранящиеся в ризнице соборной, и протоиерей с клиром открыл для меня в алтаре всю святыню, принесенную в Россию, царственными предками Князя. Весьма жаль, что при жизни Грузинского протоиерея, который долго находился при соборе, не были переведены надписи, с древнего церковного языка Грузинского, а теперь в Лыскове никто не умеет разобрать их и, таким образом, неизвестны названия многочисленных частиц мученических.

   Их особенно много собрано в так называемом О-сонис-цхате, или драгоценном серебряном кивоте, осыпанном бирюзою, который, в виде нарамника Первосвященников Иудейских, носили на персях духовники царские в походах пред Царями Грузии; но вместо имен сынов Израилевых, вставлены частицы мощей.

    Между драгоценною святынею еще хранится перст Святого Иоанна Предтечи, также в богатом кивоте, осыпанном бирюзою, и ручка Св. Анастасии Римляныни, и часть мощей мученика Стефана Нового. Но главное сокровище всегда носит на себе Князь: это две большие части животворящего древа, сложенные крестообразно, который прислал некогда великий Император Константин, чрез Патриарха Антиохийского Евстафия, первому Христианскому Царю Грузии Мириану, когда обратился он проповедью Св. Нины. Крест сей вложен в двойной кивотец, из коих внутренний великолепно осыпан крупными лалами, изумрудами, жемчугом и бирюзою, с Грузинскою надписью, которую также не могут разобрать; но вероятно это молитва Животворящему Кресту, с именем Царя, который его украсил. Не может быть ни малейшего сомнения в достоверности сего честного древа, потому что со времен Царя Мириана, т.е. с 325 года в течение XV столетий, он переходил преемственно от Царя к Царю, по праву первородства, будучи всегда носим на персях, и поэтому сохранился в старшей линии Карталинской, хотя после Вахтанга-Законодателя, удалившегося в Россию, младшая линия Кахетинская наследовала царство.

    Опасаясь, чтобы такое, истинно царственное сокровище, не перешло в частные руки совершенно иного поколения, Князь намерен был завещать животворящий крест сей в собор Успенский, где хранится и священный гвоздь от сего креста, принесенный предком его, Царем Имеретинским Арчилом, так как он уже уступил одно подобное сокровище – крест Св. Нины, Тифлисскому собору.

    «Частые были подвиги на испрошение сея святыни обратно в Грузию, поелику народ тамошний начало бедствий своих относит ко времени вывоза креста онаго. Сею же причиною и благочестием побуждаемый, царь Георгий Ираклиевич, последе царствовавший в Грузии, относился прошением таковым к почивающему в Бозе Государю Императору  Павлу 1, но как по изследовании оказалось, что Крест сей считается собственностью князя Георгия Александровича Грузинского, от предков им наследованною, то и предоставлено было ему, царю, снестись с ним самому... ,, ( Акты Кавказской археографической комиссии. Том 1 стр.534. п.651. ).

    В 1801 году Георгий Александрович, преподнес крест императору Александру I. Затем российский император восстановил историческую справедливость – крест святой равноапостольной Нины как достояние Грузинской Церкви отправили с почестями в Сионский кафедральный собор в Тбилиси. Произошло это событие в 1801 году.

   Святой крест, в сопровождении духовных лиц и охраны по всему пути следования из России до Тифлиса, почитали торжественными богослужениями при огромном скоплении народа и военном параде. Святыню встречали представители духовенства всех религиозных конфессий города.

   И так по сей день, с небольшими перерывами, крест святой Нины находится в Сионском соборе Грузии.

    Князь Григорий Александрович Грузинский правил Лысковом дольше всех своих родственников, здесь он прожил более полувека, здесь женился, здесь родились его дети Анна и Иван, в Лысково же он и похоронен в Спасо-Преображенском соборе. Этот правитель оставил заметный вклад в истории Лыскова, его архитектуре: о нём до наших дней сохранились воспоминания лысковчан.

     В Спасо-преображенском соборе села Лыскова находятся захоронения Грузинских.
«1. В правом приделе собора в честь Рождества Иоанна Предтечи похоронен князь Георгий Александрович Грузинский, владелец и строитель церквей села Лыскова: Вознесенской (построена в 1838 г.), Георгиевской (построена в 1814 г.), Богородице-
Рождественской (построена в 1822 г.), Сретенской-напольной (построена в 1816 г.). скончался 15 мая 1852 года, жития его было 89 лет 6 месяцев и 13 дней.
2. Здесь погребено тело в Бозе усопшего раба Божия князя Иоанна Георгиевича Грузинского, отставного штабс-ротмистра скончался 29 декабря 1830 года, жития его было 29 лет 11 месяцев и 18 дней.
3. Здесь погребены тела княгинь Дарьи Александровны Грузинской, рожденной княжны Меншиковой, скончавшейся 1817 года марта 31 дня, жития ее было 72 года.
Дарьи Трубецкой(Грузинской)  скончавшейся 1798 года марта 18. Жития ее было 31 г. 9 месяцев и 21 день”.

Здесь же покоятся тела Антона, сына царевича Афанасия, оберкоменданта Москвы, брата Вахтанга VI; малолетние дети Владимира Александровича Трубецкого, правнуки Д.А. Трубецкой.

                                                               Исаева Т.

                           

Источники и литература:

Материалы к «Русскому провинциальному некрополю» великого князя Николая Михайловича, А.Н. Мясникова «Это знаменитое село Лысково»,Т. Дадианова «Как грузинские цари спасались в России»,Н.Кирсанов «Благословляю десницу Божию», Б. Андроникашвили « Страницы прошлого читая..»,В.Щанов «Храмы Лыскова в 1681 году..»

 

Дата последнего обновления страницы 01.04.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»