Никольский Валент Иванович

Общество "Лысковский краевед"

Дата образования 2 ноября 1999 года 

 

Никольский Валент Иванович

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Священномученик Валент Никольский         

  «Похвалу и ублажение святых составляют два сия - православная вера и добродетельное житие, и дары Всесвятого Духа» такое определение святости мы находим у Симеона Нового Богослова. В начале хх века РПЦ почитала около 450 святых, подвиги которых совершались на территории нашей страны. Двадцатый же век стал трагичным для  России и небесный полк  мучеников пополнился тысячами воинами Христовыми.  Жизненный путь в житие святых это восхождение через тернии земных страданий в царство Небесное. В течение жизни человек старался ставить перед собой высокие духовные цели, пережить страсти, исполнить заповеди Божии, стать совершенным у Бога.  Но наступал момент, когда Господь ставил перед ним вопрос верности Богу через страдания. И если человек преодолевал человеческое естество и следовал за Христом, тогда с помощью Божией он как по ступенькам восходил в Царствие Небесное, в жизнь вечную. Пример святости показывает нам, что Вечность ценнее жизни земной. Понимал это и священник села Трофимова Валент Иванович Никольский, поэтому посылаемые от Бога страдания принимал как милостивое наставления.                 

 Священномученик Валент  родился 2 февраля  1885 году в с. Линёво Семёновского уезда Нижегородской губернии в семье диакона Ивана Ивановича Никольского и матушки Елены Николаевны (Виноградовой). В семье  кроме него были: Александр 1866г.р., Вениамин1868г.р., Клавдия1871г.р., Сергей1873г.р., Евгения 1879г.р., Анна 1881г.р. Все их предки из рода священнического, поэтому и сыновья стали служить в церкви. Старший Александр в 1890 году определён псаломщиком Владимирской церкви Канавинской слободы г.Н.Новгорода. С 1905 года заведующий библиотекой городского духовенства, а с 1910 года – заведующий Домом Братства Св. Георгия. В 1918 году он рукоположен в сан священника в Трехсвятительском храме, в архиве имеется прошение о перемещение в Благовещенский Собор г.Н. Новгорода. Его единственный сын Иван 1892г.р. окончил Императорский Московский университет физико – математического  факультета и оставлен для подготовки к профессорскому званию. О Вениа-мине известно, что с 1902 года он служит псаломщиком в с. Зиняково, умер в 1911году и схоронен там же. Сергей в 1891 году окончил епархиальную церковно-учительскую школу. В 1904 году проходил должность миссионера, а также в этом же году 15 февраля рукоположен во священника в с. Шапкино Горбатовского уезда. Младший их брат Валент  окончил Александровскую второклассную церковно – учительскую школу и получил звание учителя с правом преподавания хорового пения. В 1902 году в возрасте 17 лет Валент начал служить в церковно- приходской школе села Неклюдово Семеновского уезда.  Он  организовал  при местной церкви церковной хор из крестьян. В 1905 году сдаёт экзамены в Нижегородской Духовной семинарии на право преподавать Закон Божий. В 1909 году Валент делает предложение и сватается к дочери священника с. Суховатово Балахнинского уезда Ильи Павловича Левкович Екатерине. Девушке 21 год, она на три года младше Валента. В 1909 году они обвенчались, обещая друг другу в горе и в радости быть вместе. После свадьбы,о. Валента определили на место диакона в Предтеченскую церковь с. Катунки Балахнинского уезда. Молодой диакон преподает также пение в Александровской второклассной школе, в которой учился сам.      Матушка Екатерина тоже была учителем, она знала много иностранных языков. В 1916 году по благословению архиепископа Иоакима( Левицкого) он был определен священником  в приход с. Андрейково  Княгининского уезда. За свое ревностное служение, о.Валент со стороны благочинного по официальным документам всегда характеризовался как пастырь « весьма хорошего поведения». Первую награду - набедренник он получил в 1918 году, а вскоре по доносу от одного из местных жителей был арестован и обвинен  в организации тайных собраний и проведении среди населения агитации против советской власти. Односельчане заступились за своего батюшку, написав заявление в милицию. Вскоре он был освобожден . Кроме пасторского служения о.Валент исполнял обязанности заведующего Андрейковской церковно – приходской школы и преподавал в ней Закон Божий и пение. В Богоявленской церкви с.Трофимово Лысковского района он начал служить с 1925 года. Здесь 40- летний батюшка организовал церковный хор, в котором пели 60 прихожан разного возраста. От природы о.Валент обладал прекрасным голосом и хорошим музыкальным слухом, поэтому где бы он ни находился всегда занимался музыкой т.к. был большим любителем хорового церковного пения. В 1920-х годах приезжая в Москву хлопотать  по церковным делам,  всегда заходил к тёте своей жены Лидии Андреевне Введенской (Ефебовской), а в 1930-х годах состоял с ней в переписке. Лидия Андреевна тоже была любительницей и большим знатоком церковного пения. Она часто ходила на богослужения в храм Христа Спасителя и в церковь Вознесения на Никитских воротах. Любовь к музыке и церковному пению их объединяла. Но наступили времена, когда священнослужителей начали притеснять. В 1932 году за неуплату налогов (т.е. не сдал мясо государству) «поп Валент Никольский» был арестован и приговорен к одному году заключения в исправительно – трудовом лагере, который он полностью отбыл. После освобождения батюшка вернулся на прежнее место в с. Трофимово в храм Богоявления. У о. Валента и матушки Екатерины своих детей не было и всю свою любовь они отдавали своим племянникам и племянницам, а также сельским ребятишкам. В селе они организовали церковно- приходскую школу, где детей не только учили, но и кормили. В селе у них  был большой фруктовый сад, огород и пасека. Преподавали они оба, учили детей не только наукам, но и добру, культуре. В это непростое время, по благословению митрополита Сергия (Страгородского) на него были возложены обязанности благочинного.  В феврале 1937 года в районной газете « Лысковский ударник» была опубликована лживая клеветническая статья про местных священнослужителей. Кроме этого были посланы анонимные доносы на благочинного о. Валента по почте председателю Трофимовского сельского совета и руководству Горьковского НКВД. Доносчики писали: « Как у вас дела с попом Никольским, который агитирует у вас против колхоза. Он так тихой сапой накладывает свои паутины на граждан. Он черносотинец, что он делал в с. Катунках, когда был диаконом. Надо разоблачить такого паразита. С коммунистическим приветом сочувствующий».  А в другом доносили: «Товарищ уполномоченный! Что за миндальничество в Лысковском УНКВД с попом села Трофимова Никольским, он у нас агитирует против колхоза, а мер к нему не принимают». Власти отреагировали быстро: 23 июля 1937 года  за ним приехали ночью. Он вышел налегке, матушка Екатерина попросила, чтобы дали ему одеться, но ей сказали, что к утру он вернется.  Больше матушка Екатерина о.Валента не видела и ничего не знала о нём . После этого обращалась она в соответствующие органы, чтобы узнать о его судьбе. Но ей грубо сказали: « И ты хочешь там быть?» Единственный допрос  о. Валента состоялся на следующий день после ареста, во время которого он категорически отверг все выдвинутые против него лживые обвинения.

- Вы арестованы как активный участник церковно- фашистской диверсионно- террористической организации. Признаете ли себя в этом виновным?

- Нет, виновным себя не признаю.

- Вы в контреволюционной деятельности изобличаетесь своими же соучастниками и руководителями, поэтому скрыть вам это от следствия не удастся. Требую от вас правдивых ответов на поставленные вопросы.

- Повторяю, что я виновным себя не признаю.

Далее следователь приводил свои доводы, о том что благочинный Никольский общался со священником с. Рубское Хитровским Д.В. и священником с. Ивановское Крыловым Л.Я. и будто бы давал им задания на совершение диверсионных и терроростических актов. Но о.Валент Никольский от всех обвинений отказался. Тогда следователь,  продолжая настаивать, говорил, что Горьковский митрополит Феофан( Туляков) якобы показал следствию, что он вовлек Валента Никольского в контрреволюционную организацию и давал задания на совершение диверсионных террористических актов. Не  добившись нужных показаний от священника, разъяренный следователь НКВД обвинил его в том, что «обвиняемый Никольский Валент Иванович во время допросов ведет себя вызывающе, наносит оскорбления следователю и высказывает клевету по адресу НКВД. На основании этого 17 августа 1937 года было вынесено постановление о заключении отца Валента в карцер сроком на пятнадцать суток. Но, несмотря на все издевательства и пытки, отец  Валент не изменил своих показаний. 21 сентября Тройка НКВД приговорила отца Валента к расстрелу. Расстрелян он был 4 октября 1937 года, вместе с ним были расстреляны священник с. Рубское Хитровский Дмитрий Васильевич 1880 г.р. и священник с.Ивановское Крылов Леонид Яковлевич 1888 г.р. Давно уже нет в живых священника о.Валента  и матушки Екатерины, но осталась в людях добрая память о них. Бывшая прихожанка храма Богоявления с. Трофимова, 95-ти летняя Любовь Павловна Володина говорит: « Хороший был батюшка, добрый, теперь таких не бывает. В дом придет, поговорит по душам, а матушка Екатерина любого буяна – мужика утихомирит, добрым словом». 

  20 августа 2000 года Валент Иванович Никольский Собором Русской Православной Церкви был причислен к лику новопрославленных святых. Сейчас в селе Трофимове вновь строится  церковь Богоявления на месте разрушенного храма. Написана икона священномученику Валенту,  совершаются панихиды и молебны, проходят крестные ходы. Создается  фильм, посвященный 130- летию со дня рождения о.Валента, к 15- летию его канонизации.  Но самое главное, возрождается вера православная в людях, потому, что без Бога мы жили лишь несколько десятилетий. А до этого тысячу лет Россия всегда жила с верой в Бога.  

                                                     Священномученик Валенте, моли Бога о нас.

                                                

Исаева Т. член общества Лысковский  краевед 

Использованные материалы:

Дёгтева О.В. « Житие священномученика Валента Никольского»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Екатерина Ильинична Никольская (Левкович) и родители Екатерины Ильиничны: Левкович Илья Павлович и Александра Андреевна (Ефебовская)          

 

  Матушка Екатерина

   В возрасте 21 года после венчания с о.Валентом (Никольским) стала Екатерина Ильинична называться матушкой. А до этого жила она в с. Суховатово  Балахнинского  уезда Нижегородской губернии, отец ее Илья Павлович Левкович 1865г.р. здесь служил  священником в Христорождественском храме. Мать Александра Андреевна (Ефебовская)1871г.р. была домохозяйкой т.к. в семье было много детей: Петр 1886г.р., Екатерина 1888г.р., Ольга 1894г.р., Зинаида 1895г.р., Александр 1898г.р., Мария 1900г.р., Константин1904г.р., Павел1909г.р., Леонид 1909г.р., Борис 1914 г.р. Всего же она  родила 21 ребёнка. Из них в живых осталось 10 детей. Матушка Александра умерла рано. Отец женился  второй раз. В 1926 году он со своей второй женой Анастасией был арестован. Затем, после освобождения  в 1930 году для того, чтобы сохранить жизнь и свободу своим  близким, по совету одного партийного работника,  сложил священнический сан и отрекся от веры. Долгое время работал конюхом в колхозе. От второй жены Анастасии родились еще дети: Вера 1930 г.р. и Валентина 1931г.р. У матушки Екатерины, конечно, была своя семья, она следовала за своим мужем туда, куда направляли его служить. Но мы о её жизни знаем немного.  В с. Трофимово  она приехала  в 1925 году, когда о. Валента определили  настоятелем в Богоявленский храм. 

    Здесь у них был свой дом, фруктовый сад, огород и пасека. В своем доме они организовали церковно- приходскую школу и вели обучение сельских ребятишек. Господь не дал им своих детей, но рядом с ними всегда были многочисленные племянники. Поэтому когда старожилы вспоминали о матушке Екатерине после ареста о.Валента, говорили, что матушка с детьми уехала к своей сестре в Лысково. Первое время  она жила у своей сестры Ольги и её мужа Василия Маколиных в переулке 1 мая в Лыскове, где в семье было четверо детей: Венедикт 1922г.р., Нина1924г.р., Зинаида1928г.р. и Розалия 1933г.р.  Больше мы ничего о матушке не знали. Но  недавно  с нами поделилась своими воспоминаниями жительница г. Лысково  Лукоянова Валентина  Алексеевна, которая  начала рассказывать с волнением и со слезами на глазах, о том,  как жила матушка.  У племянницы Зинаиды (дочери Ольги Ильиничной Маколиной)  муж был военным, они какое то время жили в Германии, а в 1951 году Зинаида  приехала в Лысково и жила с матушкой Екатериной, которая купила половину дома  на улице Б.Советская, продав дом в с. Трофимове. Валентина Алексеевна Лукоянова жила со своей семьей в другой половине дома. По воспоминаниям Валентины Алексеевны, матушка Екатерина никогда не говорила об аресте о. Валента.  Она постоянно  читала молитвы. Жить ей было очень трудно, т.к. не было денег. Жители с. Трофимова тайно приносили продукты и ставили у двери. Открыто давать продукты, им было нельзя, боялись, что  осудят за помощь «врагам народа». Да и милость лучше давать тайно. Тайная милостыня раньше была очень распространена: ночью подходят тихонько к избе бедняка и на подоконник кладут кусок хлеба, либо что другое из съестного, потом, несколько раз перекрестившись, тихонько удаляются. А некоторые, кладя правой рукой тайную милостыню, левую руку прятали под передник или в рукав, чтобы она не знала, что правая рука делает. Часто по улицам ходили нищие и им подавали. Но матушка Екатерина не сидела без дела, шила богослужебные облачения для Казанской церкви. Этим и зарабатывала себе на жизнь. «Однажды почтальонка принесла ей большой конверт, который она не хотела брать»- вспоминает Валентина Алексеевна. Письмо было о реабилитации  о.Валента и о назначении матушке Екатерине пенсии -20 рублей.. Было это в 1960-х годах. Вскоре она уехала в Новокузнецк к племяннице Зинаиде. После смерти Зинаиды, матушка жила у её дочери Галины. Но после болезни Галины, пришлось отправить матушку Екатерину в дом престарелых в Мариинск Кемеровской области, где она вскоре умерла в возрасте 91года. Вспоминая о матушке Екатерине, Валентина Алексеевна очень жалеет, что не смогла оставить у себя матушку. Потому, что у самой случилось горе: умер муж, а на руках осталось двое малолетних детей, да отец больной. Матушка Екатерина всем сердцем была привязана к с. Трофимово и всегда просила похоронить её здесь. Но получилось не так: могила матушку находится далеко, а могилы о. Валента совсем не сыскать. Матушка Екатерина была душою своего семейства по благочестию. Беседы её были тихими и утешительными, молилась же она со смирением и верой. Память о ней живет в сердцах тех людей, с кем она общалась, озаряя их любовью.       

                                          

Исаева Т. член общества Лысковский краевед

Дата последнего обновления страницы 01.04.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»