Великий старец Гефсиманского скита Исидор (Козин)

Общество "Лысковский краевед"

Дата образования 2 ноября 1999 года 

 

Великий старец Гефсиманского скита Исидор (Козин)

 

 

   Многие подвижники русские прославлены в лике святых, но есть большое число светильников Православия малоизвестных сегодня, среди них иеромонах Исидор (Козин) – великий старец Гефсиманского Скита Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Авва Исидор был духовным отцом преподобного Варнавы (Меркулова) Гефсиманского, который, в свою очередь, стал духовным отцом преподобному Серафиму (Муравьеву) Вырицкому, преподобному Герману (Гомзину) схиигумену Зосимовскому – собеседнику и духовному наставнику преподобномученицы великой княгини Елисаветы Федоровны (Романовой), священнику Павлу Флоренскому и многим другим православным подвижникам. Насколько велико было влияние старца на его духовных чад, видно на примере Павла Александровича Флоренского, о чем можно судить по высказыванию внука о. Павла игумена Андроника (Трубачева): «Сочетание руководств двух старцев – ученого богослова святителя (епископа Антония) и простеца иеромонаха (аввы Исидора) – дало для творчества П.А. Флоренского тот характерный духовный аромат, по которому легко узнаются строки его книг. В жизненном пути эти два духовника составили для него ту единственную благодатную почву, вне которой он, при исключительных дарованиях, мог не устоять. … С кончиной отца Исидора безвозвратно ушла полоса духовного вскармливания П.А. Флоренского» [23, с. 751].

    Жизнеописание иеромонаха Исидора (Козина) содержится в воспоминаниях его духовного сына о. Павла Флоренского в книге «Соль земли, то есть Сказание о жизни Старца Гефсиманского Скита иеромонаха аввы Исидора, собранное и по порядку изложенное недостойным сыном его духовным Павлом Флоренским» [24]. Книга впервые была издана в журнале «Христианин» в №№10-12 за 1908 г. и в №№1 и 5 за 1909 г. В дальнейшем, книга выходила отдельным изданием в 1909 г., позднее – была включена в авторское «Собрание сочинений в 4-х томах», однако, оставалась малоизвестной и малодоступной широкому читателю. Современное переиздание жизнеописания старца состоялось в 2010 г. в книге «Соль земли. Сказание о жизни Старца Гефсиманского Скита аввы Исидора» [25], вышедшей под редакцией игумена Андроника (Трубачева).

    Некоторые дополнения к жизнеописанию о. Исидора содержатся в воспоминаниях С.А. Нилуса в его книге «На берегу Божией реки» [26] и митрополита Вениамина (Федченкова) в книге «Божии люди» [27]. Эти дополнения также вошли в книгу «Соль земли. Сказание о жизни Старца Гефсиманского Скита аввы Исидора» [25].

    Совсем немного сообщает нам об о. Исидоре в своих воспоминаниях архиепископ Феофан (Быстров) Полтавский [28, с. 54-56]. Его Высокопреосвященство повествует, что между отцами Исидором и Варнавой была большая духовная дружба и любовь. Бывало, для приведения человека к осознанию своей греховности, авва Исидор отправлял посетителя для исповеди и получения духовного наставления к преподобному Варнаве. В случае нежелания исповедника уходить от старца, иеромонах Исидор настаивал на своем, говоря, что это воля Божия. Архиепископ Феофан, часто посещая обоих старцев, подметил, что они были нрава противоположного: старец Варнава был «…очень строгий, сама ревность о Господе», а старец Исидор «напротив того был благостный, очень смиренный и бесконечно милостивый». [28, с. 55] О милосердии и бескрайней любви аввы Исидора в книге приводятся два примера, которые мы встречаем и в повествовании свящ. Павла Флоренского.

    Материалы об о. Исидоре в интернет-сети весьма скудны и содержат противоречивые сведения, не подтвердившиеся при их проверке, поэтому этот источник был исключен при подготовке настоящей работы как недостоверный.

    При написании жизнеописания аввы Исидора о. Павел Флоренский и другие упомянутые авторы не ставили целью строго придерживаться хронологии событий, поэтому в их воспоминания вкрались некоторые неточности, которые удалось поправить в ходе анализа доступных авторам архивных и библиотечных источников и материалов.

    Первое, на что было обращено внимание – это год рождения Ивана Андреевича Козина. По сведениям о. Павла Флоренского, год рождения аввы Исидора лежит в промежутке с 1814 по 1834 гг. Об отсутствии достоверных сведений о дате рождения говорит и надпись, сделанная на могильном кресте и опубликованная о. Павлом: «С лицевой стороны креста написано: «Под сим крестом погребено тело р.Б. Иеромонаха о. Исидора. Пост. в Скит в 1852 г., сконч. в 1908 г. 4-го Февраля. Жития его было…» (Цифра намеренно стерта, ибо была написана неверно)» [25, с. 128, сохранена орфография оригинала].

    В начале поиска и анализа архивных материалов удалось установить примерный год рождения Аввы. В Ревизской сказке от 27 апреля (здесь и далее – ст. стиль) 1834 г. «…Нижегородской губернии и уезда, села Богоявленского, действительного камергера и кавалера князя Георгия Александровича Грузинского, о состоящих мужского и женского пола дворовых людях и крестьянах» указано, что в семье дворовых людей Андрея Иванова и его жены Прасковьи, среди новорожденных со времени 7-й Ревизии 1816 г., четвертым (младшим в семье) ребенком значится Иван, 1832 г. рождения и полных лет ему – один год. [1, лл. 175,177об.,178]. Именно этот ребенок и станет впоследствии аввой Исидором (Козиным). Духовный сын аввы Исидора – преп Герман (Гомзин), игумен Зосимовой Пустыни близ Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, утверждал, что о. Исидор поступал в монастырь двадцати лет, а произошло это в ноябре 1852 г., что также позволяет вычислить указанный – 1832 г. рождения [25, с. 185; 2, л. 1]. Вместе с тем, можно предположить 1833 г. рождения Ивана по сведениям Отпускной грамоты, выданной Ивану Андреевичу Козину генерал–лейтенантшей графиней Анной Георгиевной Толстой от 24 августа 1857 г., в которой говорится, что полных лет ему двадцать четыре [2, л. 2].

    В дальнейшем удалось найти точные сведения о дате рождения Ивана Андреевича Козина.

    В документах архивного фонда Нижегородской духовной консистории в метрической книге соборной Спасопреображенской трехклирной церкви с. Лысково Макарьевского уезда Нижегородской губернии (современный вид церкви – см. Приложение 1) за 1833 г. имеется метрическая запись о рождении Ивана Андреевича Козина. Запись №5 (муж) о рождении Иоанна гласит: «Рожден 19, крещен 19 июля 1833 г. Девятнадцатого дня князя Грузинского у дворового крепостного человека Андрея Иванова Козина и законной жены его Праскевы Васильевой родился сын Иоанн.

    Восприемники: вотчины того же князя крестьянин Петр Федоров Сухов и своячельница Козину того же князя дворовая крепостная девка Ирина Васильева Широкова.

    Молитвовал, имя нарек и крестил той церкви священник Алексий Степанов Багрянский, при крещении были той же церкви диакон Иоанн Иродионов Филоарский (в тексте архивного документа фамилия указана неразборчиво), диакон Иоанн Сергеев Криницкий, пономарь Прокопий Петров Казанцев» [3, л. 911].

     В ходе поиска года рождения аввы Исидора, удалось частично восстановить состав семьи, в которой родился великий подвижник благочестия (см. Приложение 2).

    Отец аввы Исидора – Андрей Иванович Козин, дворовой человек князя Георгия Александровича Грузинского, а после его смерти в 1852 г., его дочери графини Анны Георгиевны Толстой. Андрей Иванович Козин родился в 1795-ом или в 1796-ом гг., что следует из располагаемых данных 10-й, 9-й, 8-й и 7-й Ревизий Нижегородской губернии и уезда с. Богоявление [4, л. 459об.; 5, л. 698об.; 1, л. 177об.; 6, л. 1об.]. Женат Андрей Иванович был на Прасковье Васильевне, которая младше его была на девять лет (родилась в 1804 или 1805 гг.), что подтверждается записями в Ревизских сказках [4, л. 460; 5, л. 699; 1, л. 178]. Вступили в законный брак родители аввы 10 ноября 1819 г. Венчание состоялось в соборной Спасопреображенской трехклирной церкви с. Лысково Макарьевского уезда Нижегородской губернии, о чем в метрической книге данной церкви за 10 ноября 1819 г. сделана запись под номером 5: «Князя Георгия Александровича Грузинского служитель Андрей Иванов с дворовой девкой того же князя Пераскевой (сохранена орфография оригинала) Васильевой, оба первым браком (фамилии и возраст жениха и невесты, имена их родителей в записи не указаны).

    Поручителями были со стороны жениха: Кахетинский дворянин Егор Борисов Гогилаев и служители того же князя Козьма и Сергей Яковлевы Смирновы. Со стороны невесты: служители того же князя Николай Андреев Сажин, Петр Иванов Маршанский (в тексте архивного документа фамилия указана неразборчиво) и Петр Иванов Кострецов.

    Сей брак по учинении наперед узаконенных обысков и сказок венчали и подписались иерей Алексий Степанов, диакон Константин Филиппов, диакон Василий Доримчуандров (в тексте архивного документа фамилия указана неразборчиво)» [7, л. 97об.].

   В семье Андрея Ивановича и Прасковьи Васильевны Козиных родилось четыре сына. О. Павел Флоренский вспоминает, что «Еще нося в лоне своем Иоанна, мать его Параскева ходила в Саров к Старцу Серафиму; Святой вызвал ее из громадной толпы народа, поклонился ей при всех до самой земли и предсказал, что от нее произойдет великий подвижник и что имя ему будет Исидор» [25, с. 111]. Много слышал о. Исидор о житии и подвигах преп Серафима Саровского от настоятеля Свято-Троицкой Сергиевой Лавры преп Антония (Медведева) – ученика Саровского Чудотворца, от других учеников преп Серафима, которые впоследствии подвизались в Лаврском Гефсиманском скиту [25, с. 111]. До конца дней своих почитал авва Исидор святого преп Серафима Саровского, и жизнь свою строил, во многом ставя себе в пример житие этого великого святого. Авва часто и подолгу молился коленопреклоненно на большом камне, уподобляясь святому Серафиму Саровскому Чудотворцу. Иероманах Исидор отказался от схимы и, по воспоминаниям преп Германа (Гомзина), сказал при этом: «Нет, потому не постригусь, что преп Серафим не имел схимы» [25, с. 180].

    Старшим братом аввы Исидора и первенцем в семье был Николай Андреевич Козин 1821 г. рождения [1, л. 177об.]. Женой его стала Марья Ивановна 1815 или 1816 гг. рождения [4, л. 460; 5, л. 699]. Детей они, во всяком случае, до 1858 г. включительно, не имели.

   Было у аввы Исидора еще два брата: Александр Андреевич, 1823 г. рождения [1, л. 177об.], скончавшийся в 1853 г. [4, л. 459об.] и Петр Андреевич, 1829 г. рождения [1, л. 177об.], скончавшийся в 1838 г. [5, л. 698об.].

     Известно, что один из братьев аввы Исидора был камердинером у графов Толстых и присутствовал при смерти Н.В. Гоголя 21 февраля 1852 г. [25, с. 26]. Анализируя располагаемые данные, можно предположить, что это был Николай Андреевич Козин. У Анны Георгиевны Грузинской (Толстой) жили прислугами и двоюродные сестры аввы Исидора [25, с. 182].

     Много вопросов и трудностей вызвал процесс определения места рождения о. Исидора.

    По сведениям о. Павла Флоренского старец родился в с. Лысково Макарьевского уезда Нижегородской губернии [25, с. 182], но в Отпускной грамоте графини А.Г. Толстой, выданной ее дворовому человеку Ивану Андреевичу Козину от 24 августа 1857 г, говорится, что он записан при с. Богоявление Нижегородской губернии и уезда [2, л. 4].

     По сказкам 10-й, 9-й и 8-й Ревизий Иван Андреевич, его родители и братья также упоминаются как дворовые люди при с. Богоявление, а отец аввы Исидора Андрей Иванович при этом селе упоминается и в сказке 7-й ревизии [4, л. 459об.; 5, л. 698об.; 1, л. 177об.; 6, л. 1об.].

     Вместе с тем, в документах архивного фонда Нижегородской духовной консистории в метрических книгах церкви с. Богоявленское Нижегородской губернии и уезда за 1831-1833 гг. записи о рождении Ивана Андреевича Козина обнаружено не было [8]. Сложность поиска определил и тот факт, что дворовые люди могли родиться в одном месте, а проживать у помещика совершенно в другом (см. Приложение 3). И только благодаря обнаруженным сведениям метрических книг в ГКУ Главном архиве Нижегородской области (г. Балахна) было достоверно установлено место рождения о. Исидора (Козина) – с. Лысково Макарьевского уезда Нижегородской губернии [3, л. 911].

                                                                                           Материал подготовил краевед Бударин С.Л.

Использованные материалы: 

Смулов А.М., Богачев Е.Н. Великий старец Гефсиманского скита, иеромонах Авва Исидор (Козин): уточнение биографических данных // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/02/64333 (дата обращения: 11.01.2018). 

Дата последнего обновления страницы 01.04.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»