Волжская военная флотилия в годы Великой Отечественной войны

Общество "Лысковский краевед"

Дата образования 2 ноября 1999 года 

 

Волжская военная флотилия в годы Великой Отечественной войны

 

 

Память наша (к 75-летию Великой победы 1941-1945 гг.)

Волжская военная флотилия в годы Великой Отечественной войны

     В 1961 году, проходя Волгоград первый раз на теплоходе по Волге, наблюдал за освещенным городом. Перед моим взором по береговой черте проходила стенка укрепленного берега. На ней большими буквами была надпись, поразившая тогда меня: «Здесь стояли насмерть гвардейцы Родимцева. Выстояв, мы победили смерть». Эти слова до сих пор помню.

    Мой первый капитан, участник сталинградских событий, рассказывал мне о том времени. Я внимал всем словам и понимал, какой ценой досталась нам эта победа. Потом я и сам неоднократно бывал в городе-герое. Посетил много памятных мест и своими глазами пытался представить эту картину.

     В 1983 году, находясь в рабочей командировке на Волгоградском судостроительном, судоремонтном заводе, случайно встретился со своим первым капитаном. Бывают же такие случаи в жизни. Капитан жил в городе Краснослободске. Этот город стоит на левом берегу Волги напротив Мамаева кургана. Мой наставник, будучи на пенсии, еще трудился в затоне.

    Мы разговорились. Вспомнились совместные трудовые будни и рассказы о Сталинградской битве. Было решено на следующий день поехать в народный музей речников города Волгограда. Мне хотелось больше узнать о роли речников в той страшной битве.

    Приказ №1 Наркома речного флота З.А. Шашкова, в 8-м пункте были строки: «Предупредить всех работников плавсостава, что оставление судна в момент опасности, проявление растерянности и трусости перед лицом врага будет рассматриваться как тягчайшее преступление перед Родиной, за что виновные будут наказаны со всей строгостью законов военного времени». Но по большому счету речникам не нужен был приказ, чтобы защищать свою Родину. Газета «Правда» писала тогда, что плечом к плечу с воинами Красной Армии волжские речники ведут борьбу против ненавистных немецко-фашистских оккупантов.

    В это тяжкое время на маленькие безоружные речные суденышки легла забота о защитниках Сталинграда. Они преодолевали зловещий, начиненный минами, путь по реке, доставляя с левого берега боеприпасы и другое снаряжение, чтобы защитники могли выстоять. А обслуживались переправы, в основном, небольшими речными судами, армейскими средствами, а также кораблями Волжской флотилии. Причалов нет. Они уничтожены вражеской авиацией в первые дни бомбардировок. Вместо них – поврежденные, затопленные баржи, а то и прямо впритык к берегу приходилось ставить эти суденышки. В чрезвычайно тяжелых условиях грузились ранеными для отправки на левый берег. Потери были большие. Лишь с 25 июля по 9 августа 1942 года в результате вражеских бомбардировок, а также подрыва на минах, погибло много людей, потеряно и затонуло 25 самоходных, 42 несамоходных судна вместе с грузом. Вот и брат моей бабушки Густомесов М.М., будучи волжским речником, принимал своё активное участие в обороне города. И погиб вместе с судном в пылающей Волге.

    Во время подготовки и проведения контрнаступления наших войск волжские переправы работали с предельной нагрузкой. Тем более, что осеннее льдообразование и резкое падение уровня воды сильно усложняло работу флота. При этом, навигация продолжалась до 21 декабря.

Вот мнение военного того времени, генерал-майора К.К. Абрамова: «Всю тяжесть переправы вынесли на себе маленькие речные пароходики, колесные и винтовые, которые, невзирая на то, что застревали среди Волги, но до самого конца продолжали упорно работать».

     «Всего вместе с военными моряками речники за период Сталинградской битвы сделали 35 400 рейсов и перевезли с левого берега на правый около 543 тысяч бойцов, огромное количество военных грузов, ящиков с боеприпасами, автомашин, тягачей, орудий, танков».

     «Речники доставили десятки тысяч тонн горючего, эвакуировали из города 31 госпиталь с большим числом раненых. Кроме того, они переправили на левый берег Волги около двух млн. голов скота, более трех тысяч с/х машин, 5 102 автомашины, 82 454 подвод».

     «Именно они, наши речники, и обеспечили один из самых решающих факторов победы в Сталинградской битве. Об этом прямо говорили командующий Сталинградским фронтом А.Н. Ерёменко и командир 62 армии В.И. Чуйков.

    Речники прилагали все усилия, чтобы помочь населению и фронту. Команды судов по грудь в воде заделывали пробоины, спасали людей, грузы, тушили пожары. На тлеющих причалах бригады грузчиков вместе с экипажами под градом осколков в дыму пожарищ разгружали суда с боеприпасами. Суда отходили перегруженные до последней возможности.

    Вот воспоминания хранителя фондов народного музея речников: «Ведь меня, мою сестренку и маму в тот страшный день 25 августа 1942 года тоже увезли, спасли от смерти ребенка. В памяти сохранилось: огромная толпа кричащих людей, плачущих детей, неустойчивая палуба маленького суденышка «Ахтубинец». А ещё волжская вода, почему-то белого цвета. Видимо от бесчисленного количества разрывающихся в ней снарядов. Со страшным рёвом пронесся над нами немецкий самолет, так низко, что можно рассмотреть пилота-фашиста. Из маминых рук в толчее выбили трехлетнюю сестренку, и та полетела в реку. Но она не успела потерять сознание от ужаса: подросток-матрос, парнишка лет пятнадцати, бросился в воду и спас девочку. Она даже не захлебнулась. Только и запомнила мама тельняшку матроса, да совсем его юное лицо… Столько лет прошло, сколько было поисков, но и по сей день не знаем имен своих спасителей. Жаль, до земли поклонился бы им и мои дети тоже…»

     В состав Волжской военной флотилии за три года было принято 261 речное судно, а также около 30 бронекатеров, построенных на заводе «Наркомата речного флота». У флотилии было много задач. Это и разминирование сброшенных авиацией противника минных постановок, и подъем затонувших судов и грузов, и очищение судового хода от препятствий, и охрана перевозки нефтегрузов. Ещё в функции флотилии входили поддержка артиллерийским огнем с канонерских лодок частей Красной Армии и борьба с возможными переправами противника через Волгу и многое другое.

     Всего за годы войны для усиления речных и озерных военных флотилий речной транспорт передал в ВМФ около тысячи самоходных и несамоходных судов. Они были переоборудованы во все классы боевых речных кораблей: канонёрки, сторожевые, катера, тральщики. Часть из них применялись как вспомогательные. Пассажирские теплоходы и пароходы использовали как госпитальные и санитарно-транспортные.

     Важную роль в мобилизации, переоборудовании судов, становлении организации кораблей играла партийно-политическая работа и речники-коммунисты. Коммунисты и комсомольцы составляли около 60 % личного состава, и от их активной позиции зависело многое. Следует отметить, что в первый тяжелый период войны призыв к переоборудованию судов, передача их флотилии, подготовка команд – все это проходило не всегда гладко. Были случаи плохого технического состояния передаваемого флота, нехватка вооружения и средств защиты, недостаточная подготовка личного состава. По мере накопления опыта, эти недостатки уменьшались, а трудности преодолевались в более короткие сроки.

     Конечно, в послевоенные годы все эти выжившие корабли вернулись в мирные трудовые будни. Один из таких пароходов под именем «Стерегущий» был участником Сталинградской битвы, а в 50-х годах прошлого столетия был приписан к пристани «Лысково». Потомственный речник Л.М. Ермаков, работавший на пристани, вспоминает, что на котле корабля осталась вмятина от осколка снаряда, как память о войне.

 

 

 

 

 

Справа капитан Ермаков Л.М.

 

 

 

 

      Прошли годы, но добрым словом вспоминаю речников бывшей нашей организации Пристани «Лысково» - участников Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. На Барминской пристани: Чинарин А.С. (приёмосдатчик на транзитной пристани), Охотина В.К. (кассир), Шарипов А.А. (шкипер). На пристани «Великовское»: Молочков И.Ф. (начальник отстойного пункта Великовское), Ефремов А.Я. (кассир-матрос на пенсии, а в 60-70-е работал шкипером о/п Красный Яр), Манин А.Ф. (шкипер дебаркадера о/п Великовское). На пристани Красный Яр: Чертилов А.И. (шкипер, участник Сталинградской битвы), Маткин В.А. (матрос). Пристань «Макарьево»: Евграфова Н.И. (кассир), Маслов А.Н. (матрос БС-201 из села Валки). Пристань «Лысково»: Шигунов В.С. – матрос дебаркадера №240, Пронин М.А. – шкипер дебаркадера №240 (ракетная пристань), Галкин Н.Е. – матрос дебаркадера №427 (транзитная пристань), Фролов Е.Г. – электрик, работал в 70-е годы (житель села Валки), Егоров М. – рулевой-моторист т/х «Репино». Репин Я.Ф. из д. Ушаковка начал работать на пристани «Лысково» еще до войны и продолжил работать с 1946 по 1980-е года. Работал таксировщиком на транзитной пристани, диспетчером, шкипером по грузовой переправе. А Орлов В.П. – капитан, участник войны с Японией. Трудился на пристани и участник Великой Отечественной войны В.П. Журавлёв, избранный в 1965 году председателем ДОСААФ Лысковского района.

      Наши речники защищали Москву, Ленинград, Сталинград, воевали на всех фронтах и флотах. Многие не вернулись, а пришедшие после войны мирно трудились. Но и их уже нет в живых. Только наша память и документы сохранились.

Манин А.Д.

Галкин Н.Е.

 

Монахов И.С.

 Алексеев А.С.

Никитина Л.Ф.

 

 

Борисова Л.И.

 Шарипов А.А.

 Ефремов А.Я.

Чертилов А.И.

 Фролов Евгений

 Репин Я.Ф.

Чулошников Н.Н.

      А что во время войны происходило в тылу, как работалось на пристани? Вспоминал ранее ветеран водного транспорта, житель с. Исады – Чулошников Николай Николаевич. Работая на пристани с 1934 г. он прошёл свой путь от кочегара до капитана-механика судов пристани «Лысково».

     Вот что он рассказывал: «Согласно приказу наркома речного флота Шашкова, экипажи должны были находиться постоянно на местах. Нельзя было домой сходить даже после вахты. Работали в любое время дня и ночи – где погрузка, где выгрузка, где транспортировка барж, перевозка. Коллективного питания не было. Что жена или дети принесут из дома, то и ели. Бывало, конечно, и сами организовывали артельно между собой. Волга-кормилица помогала нам. В первую очередь выполняли все, что связано с воинскими передвижениями, а потом остальное. В основном, контроль и обзор за закрепленным водным участком.

      С начала войны на Волге все сразу изменилось. Пристани, пассажирские пароходы и другие перекрасили в защитный цвет. Затемнили окна, иллюминаторы, сигнальные огни. Стали темными берега, потускнели огни бакенов, исчезло много привычных ориентиров, и нужно было особое чутье судоводителей вести суда по ночной Волге, по которой все интенсивнее перевозились войска, хозяйственные грузы, вооружение, целые заводы. Многие специалисты были призваны в формирующуюся Волжскую военную флотилию. На местах в процессе работы шло её обучение. После победы тоже было нелегко. Но чувство, что войны нет, и в ближайшие времена будет лучше, заставляло трудиться с усердием. 6 июня 1945 года была учреждена медаль «За доблестный труд во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.», ознаменовавшая Победу на Гитлеровским рейхом. Эта награда как бы подводила итог самоотверженному героическому труду советских людей, ковавших в тылу такую долгожданную победу. Более 16 млн. человек отмечены этой медалью, в том числе и Чулошников Н.Н. Каждый день из Исад на работу и обратно. По пути веток нарежешь для корзин. Жена продавала. Понятно, на реке жили, рыбачили. Живность держали, садом занимались. Обычный человеческий труд, когда нет достатка. Зарплата была небольшая и не круглый год. Ближе к весне занимались ремонтом. Активно занимался общественной работой. Награжден медалью к 100-летию В.И. Ленина, знаками соц. Соревнования, грамотами. В 1978 году вышел на пенсию. Пристань набирала обороты. Строился порт, причальные стенки, вокзалы в Работках, Лыскове, Валках, в связи с Чебоксарской ГЭС. Стали меняться старые суда на новые. Не думал Чулошников, что наступит новая война – «хозяйственная», сколько затрат, трудов, энергии, бюджетных средств полетит в черную дыру. Но он этого уже не увидел.

Подготовил статью Чуркин В.Л., член общества «Лысковский краевед»

Использованные материалы:

1. Журнал «Речной транспорт».

2. Газета ВОРПА «Большая Волга».

3. Личный архив Чуркина В.Л. 

 

Дата последнего обновления страницы 01.04.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»