История Макарьева

Общество "Лысковский краевед"

Дата образования 2 ноября 1999 года 

 

История Макарьева

 

 

    С образованием и развитием города Макарьева связано многое, – как сам монастырь, так и шумевшая у его стен ярмарка. Само же поселение образовалось благодаря Макарьевскому монастырю, который с 1620 года начал восстанавливаться рядом с местом, избранным для обители святым старцем. Для работ по восстановлению требовались плотники, кузнецы, кровельщики и другие рабочие, которые и селились здесь же. Они-то и образовали небольшую слободу, которая, как и все монастырские поселения того времени, получила название Крестцы.

   Макарьевский монастырь всем давал работу и пропитание. Но оказывал и огромное влияние на окрестное население, полностью попавшее в зависимость от монастырских властей.

   Чинно и спокойно протекала бы жизнь обитателей слободы, если бы в этот процесс не вмешалось бурное развитие ярмарки, шумевшей у стен обители и с 1627 года получившую государственную поддержку.

   К началу торгов (25 июля) около монастыря готовились жилые помещения и торговые места: гостиный двор, ряды лавок, временные шалаши вдоль волжского берега, загоны для продажного скота и лошадей, бани, харчевни, а также, как свидетельствует Реман: «… театры, залы для танцев, и все сии здания расписаны и разукрашены со вкусом…».

Благодаря этому монастырская слобода окрепла, расширилась. А в официальных документах того периода все больше стала приобретать самостоятельное название, получившее название от находившейся рядом обители – Макарьев, а среди простонародья – «Старый Макар». При этом жители быстро сообразили, что для приезжего торгового люда необходимо жилье, которого практически не хватало из-за большого количества желающих поторговать на ярмарке. В связи с этим большую часть своих домов макарьевцы отдают под квартиры в наем. И этим они зарабатывали хорошие (даже по тем временам) деньги, которых хватало им на весь оставшийся год.

   Кроме сдачи на ярмарочное время своих домов под квартиры, в Макарьеве все женское население занималось обыкновенной стряпней обедов, которые разносились по лавкам торговцев. Также развился, и долгое время существовал другой промысел – сундучный. Сундуки эти скупались преимущественно восточными гостями для упаковки отправляемого в Персию, Бухару и Закавказье закупленного на ярмарке товара.

   Чтобы предать разросшемуся поселению статус села, в конце XVII века в Макарьеве строится церковь иконы Казанской Божьей Матери, первоначально на правах кладбищенской, для свершения в ней богослужения – крещения младенцев, венчания новобрачных, отпевания усопших и прочих культовых обрядов.

   Однако у Макарьева при всех его плюсах была и отрицательная сторона – весеннее половодье, которое было большим неудобством и несчастьем как для жителей слободы, так и для монастыря. Во время разлива Волги единственным способом передвижения были лодки. По этой же причине и большинство домов в Макарьеве строили на сваях и в два этажа. Отсюда у Макарьева появилось и другое название – «Русская Венеция». Первое большое наводнение было зафиксировано в 1709 году, когда в Святые ворота монастыря люди проезжали на лодках. В этот год вода поднялась аж на 2 сажени (3 м 75 см). В память об этих событиях Петр I приказал прибить к воротам памятную доску (не сохранилась).

    Итак, Макарьев все больше и больше развивался и рос. Если бы не грозные события 1773-75 годов (восстание Пугачева), поставившее Россию на путь неизбежных реформ, Макарьев так бы и остался небольшим поселком при монастыре.

   По указу Екатерины II от 1775 года Россия была разделена на 50 губерний и наместничеств, которые, в свою очередь, дробились на уезды. Нижегородская губерния в 1779 году была поделена на 13 уездов, среди которых городами уездного значения стали бывшие до этого села и слободы. Одним из них и Макарьев получает этот статус, а окрестные селения образовали новый уезд – Макарьевский. Не последнюю роль в этом сыграла Макарьевская ярмарка, на которую приезжала сама императрица. Она была поражена обилием каменных двухэтажных домов и четких прямых улиц.

    С образованием уездов Екатериной II было введено еще одно новшество, – каждый уезд получал свой герб. Таким образом, герб получил и Макарий. На нем в верхней части изображен на белом фоне красный олень, как символ приверженности к Нижегородской губернии, а в нижней части были изображены три тюка, сложенных пирамидой, на золотом фоне. Золото означало символ богатства, а три тюка символизировали торговлю.

    Но быстрая и ежегодная нажива в течение нескольких месяцев, обеспечивавшая на целый год макарьевцев, привела к тому, что они привыкли жить за счет ярмарки. Как писал Реман: «проводя оставшееся время в безделье и пьянстве, а также в постоянных ссорах, распрях и драках с лысковцами». Жители Макарьева не стремились создавать какое-либо отраслевое производство, в отличие от лысковчан. Даже сельское хозяйство было развито до такой степени слабо, что большая часть жителей ездила в Лысково за сельхозпродуктами. Все здесь было подчиненно принципу, – ярмарка прокормит. И этот фактор катастрофически сказался на городе Макарьеве после переноса ярмарки в Нижний Новгород. Макарьев, некогда знаменитый центр, стал быстро вымирать, а все торговое и административное его значение переходит к богатому селу Лыскову. К концу XIX века, за исключением городской управы, все присутственные места уже находятся в Лыскове. В Макарьеве на 1 января 1895 года насчитывается всего 1914 жителей.

    Являясь долгое время торговым центром всего Поволжья, Макарьев передал эстафету экономического развития Лыскову, а из уездного города сам превратился в придаток своего богатого села. А завершился этот процесс в 1925 году, когда Лыскову по праву присваивается статус города, а в 1929 году и весь район переименовывается в Лысковский, при значительном сокращении площади.

   Сейчас Макарьев - небольшое поселение, интенсивно превращающееся в поселок дачного типа. Богатая его история тянет к нему множество людей, жаждущих соприкоснуться с этим великолепием, как в природном, так и в зодческом плане. И наша задача сейчас сохранить этот оазис истории для будущего поколения.

Материал подготовил А. Окользин

ЛИТЕРАТУРА.

1. Житие преподобного Макария Унженского.

2. Мельников А.П. «Очерки бытовой истории Нижегородской ярмарки». Н.Н. 1993 г.

3. Нижегородский край. Факты. События. Люди. Под редакцией Н.Ф. Филатова. Н.Н. 1994 г.

4. Филатов Н.Ф. «Города и посады нижегородского Поволжья в XVII веке». Горький 1989 г.

5. История Нижегородского края в словаре Брокгауза и Ефрона. Н.Н. 1993 г.

Титов А.А. «Троицкий Макарьевский Желтоводский монастырь» 1910 г.

6. Галай Ю.Г. «Макарьевский монастырь» Н.Н.

7. Гумилев Л.Н. «Древняя Русь и Великая степь» М. 1992 г.

8. Гумилев Л.Н. «От Руси к России» М. 1992 г.

9. Крывелев И.А. «История религий» Т. I. М. 1975 г.

10. Тальберг Н. «История Русской церкви» Т. I. 1959 г.

11. Соловьев С.М. «История России» М.

 

Дата последнего обновления страницы 04.01.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»