Воспоминания выпускников Лысковского педучилища

Общество "Лысковский краевед"

Дата образования 2 ноября 1999 года 

 

Воспоминания выпускников Лысковского педучилища

 

 

 

Было трудно, но интересно

   В педучилище я учился в 1935-1938 годах. Много времени прошло с тех далеких пор, но до сегодняшнего дня незабываемы самые интересные и счастливые годы юности. Всегда вспоминаю добрым словом преподавателей, которые воспитали в нас черты характера, необходимые в жизни, и для работы с детьми.

   Три года учебы пролетели, как одно мгновение. Из преподавательского состава педучилища самыми яркими личностями, на мой взгляд, были А.М. Мизгунов, Г.П. Коняхин, И.В. Замотаев, Г.П. Феоктистова, Е.И. Лебедев, А.В. Добролюбов, И.Д. Тишков, С.П. Кочеткова, В.И. Храмов. Директора Косолапова помню хуже других.

   Русский язык и литературу вел у нас Александр Михайлович Мизгунов. Его уроки проходили вдохновенно, эмоционально. За три года учебы он не менее трех-четырех раз ходил с нами на экскурсии до с. Исады, на Оленью гору, в пойменные луга, знакомил с историей города Лыскова. После каждого такого похода мы обязаны были написать сочинение. В педучилище на высоком уровне была художественная самодеятельность. На вечерах А.М. Мизгунов артистически читал басни Крылова, стихи, играл на скрипке, как профессиональный музыкант.

   Исключительно душевно относился ко всем учащимся преподаватель физкультуры и военного дела кадровый офицер Красной Армии Иван Васильевич Замотаев. Недаром учащиеся любили эти уроки и к концу учебы все успешно сдавали нормы на нагрудные значки «ГТО», «Ворошиловский стрелок», «Осовиахим», «ГСО». Не на словах, а на деле готовил нас учитель к защите Родины. Нельзя не сказать о ежегодной поездке по окончании второго курса в лагерь на Моховые горы в Борский район. В 1937 году нам посчастливилось там побывать. Три недели жили в палатках и учились военному мастерству, ходили в военном обмундировании. Распорядок дня был армейский. Мы научились метко стрелять из винтовки, а также могли защитить себя, если враг применит химические вещества.

   С нетерпением ждали мы уроков немецкого языка, потому что преподаватель Галина Павловна Феоктистова была нашей любимой учительницей. Она интересно проводила уроки и к нам, учащимся, относилась заботливо, по-матерински.

   Мы с большим интересом рассматривали в зале портреты великих русских и зарубежных педагогов, выполненные масляными красками Иваном Дмитриевичем Тишковым, который вел у нас рисование и черчение. Не верилось, что их писал простой учитель, а не профессиональный художник.

   Директором педучилища стал Владимир Иванович Храмов, историк, после того, как волна репрессий прокатилась и по училищу. Первым был арестован директор Яков Андрианович Корешков, а вслед за ним – все директора, его заменившие: Козлов, затем Морозов, Дмитрий Иванович Косолапов, учителя Сергей Иванович Карасев, Гавриил Гавриилович Виноградов. Даже среди учащихся оказались «враги народа». По ложному доносу были арестованы комсомольцы-активисты, члены драмкружка Людмила Тихонова, игравшая главную роль в пьесе Островского «Без вины виноватые», А Агафонов (его звали «Пушкин», очень красивый юноша), Белобородов и ещё двое. Они были взяты с третьего курса.

    На втором и третьем курсах студенты ходили на практику в базовую школу «Красный Октябрь». С большим волнением начинали свой педагогический путь. Однодневную практику мне пришлось проводить в червертом классе у заслуженной учительницы Валентины Павловны Быстровидовой, впоследствии награжденной Орденом Ленина.  В Плотинской начальной школе я проходил трехнедельную практику, вел третий класс. Моим наставником был молодой учитель Торопцев.

   Все три года учебы я жил в общежитиях. Жили исключительно дружно, никогда никаких ссор, в свободное от занятий время читали художественную литературу, беседовали между собой, засиживаясь допоздна. Тогда уже в Лыскове был электрический свет.

   До ноября 1937 года в педучилище не было столовой, так что более двух лет я жил впроголодь. Стипендия была небольшая: на первом курсе 48 рублей, на втором – 64 рубля, на третьем – 75 рублей. Почти никакой помощи из дома от родителей я не получал, так как они сами едва сводили концы с концами. Мне приходилось беречь каждую копейку.  Ежедневно покупал 1 кг ржаного хлеба и 100 г сахарного песка или повидла. Очень редко покупал французскую булку. Эти м и ограничивался, так как продукты стоили недешево. Но как только открылась столовая, наша жизнь совершенно изменилась. В большую перемену мы могли сытно поесть за невысокую цену.

   Несмотря на все материальные трудности, то далекое время было самой лучшей порой юности. А нашу молодость опалила война. Многие мои одногодки сложили свои головы на фронте, сражаясь за Победу.

В. Степанов, ветеран войны и педагогического труда,

учитель русского языка и литературы

с. Белозериха

Автор этих строк Виктор Григорьевич Степанов - участник Великой Отечественной войны. После войны окончил литфак Горькоского педиститута. Преподавал русский язык и литературу в родной Белозерихе. Будучи на пенсии проводил большую общественную работу.

Счастливые годы

  С 1950 по 1954 годы мне пришлось жить в Лыскове, поскольку я училась в Лысковском педучилище. Те годы оказались самыми счастливыми в моей жизни. С тех пор мне не довелось побывать в родных краях и не доведется: горькая моя судьба распорядилась так, что дальше своей квартиры я нигде не бываю. Однако, несмотря на тяжелый недуг, хочется быть в курсе всех событий и хоть чуточку полезной людям. С этой благой целью я и пишу в вашу газету.

   Из периода жизни в Лыскове вспоминается, конечно, самое лучшее, доброе и дорогое сердцу. Это и сам городок, уютный, патриархальный, со множеством церквей. Это и Макарьевский монастырь на противоположном берегу Волги, словно вознесшийся прямо из воды. Это и белое здание самого педучилища в старом парке из раскидистых деревьев.

   Но чаще вспоминаются люди, среди которых я провела четыре счастливых года. Прежде всего – преподаватели, не только научившие нас специальности, но и воспитавшие нас честных и добросовестных тружеников. С теплотой вспоминаю нашу первую классную руководителицу Веру Ивановну Клочкову. Нам было по 15 лет, а ей 23 года. Несмотря на молодость, она для нас являлась и добрым наставником, и верным товарищем. Сейчас Вера ивановна живет в Нижнем Новгороде и наравне со всеми терпит тяготы пенсионного существования.

   В мае 2001 года исполнилось 85 лет другому нашему наставнику – преподавателю географии Зое Семеновне Лузиной. Живет она в Кстове. Какая-то магическая сила заключалась в этой маленькой женщине с тихим голосом и спокойным характером. Ни разу не повысила она голос, а дисциплина на её уроках была железная.

  Многому научил нас преподаватель изобразительного искусства Иван Дмитриевич Тишков. Большинство учащихся поступало в училище, не умея держать кисть в руках. Иван Дмитриевич шутил по этому поводу: «Вам в руки только лопату». Но к окончанию училища положение исправилось, почти все владели этим искусством.

   Особо хочется сказать о преподавателе музыки и пения Николае Яковлевиче Мартьянове. Маэстро сумел привить нам любовь к классической музыке. Под его руководством пели все: и учащиеся, и преподаватели. Огромный хор и струнный оркестр, созданный Николаем Яковлевичем, исполнял народную, эстрадную и классическую музыку. А какие танцевальные вечера проходили в училище.

  Я до сих пор поддерживаю связь со многими однокурсниками, в том числе – с Валентиной Изосимовной Быстровой (Балашовой). Все четыре года учебы она была признанным и неоспоримым лидером нашего курса. Все, кто пишет мне, до сих пор удивляются её неисчерпаемой энергии, силе духа. Там, где наша Валя, кипят жизнь, веселье, творчество, там свет и радость. В Казахстане на целине в далеком 1955 году необыкновенную работоспособность Валентины заметили и наградили медалью «За освоение целинных и залежных земель».

 С уважением, К. Паначушина (Крестова Кира), Омская обл.

 

Незабываемая встреча

Наставникам, хранившим юность нашу,

Всем честию, и мертвым, и живым,

 К устам подъяв признательную чашу,

 Не помня зла, за благо воздадим.

А.С. Пушкин

«19 октября 1825 года»

    С трепетным волнением я поднимаюсь по ступенькам здания,  в котором прошли моя юность и лучшие годы жизни. Педтехникум, педучилище, кузница педагогических кадров страны, выпускники которого успешно трудились во всех её необъятных уголках.

   Здесь долгие десятилетия работал уникальный коллектив педагогов, оказавший своё благотворное влияние на характер и души своих воспитанников. Это они заложили в них фундамент самоотверженного служения Отечеству и избранной профессии.

  Этот день останется в нашей памяти на всю оставшуюся жизнь. В здании бывшего педучилища состоялась теплая встреча  тех, кто учился здесь в суровые и голодные сороковые и пятидесятые годы. Встретились ветераны педагогического труда -  милые и дорогие лица, убеленные сединами люди, интеллектуальная элита общества. Объятия, поцелуи, слезы радости…

   Мы вспомнили тех, кто по-братски делился скудной пайкой хлеба в лихолетье, с кем заготавливали дрова в Заволжье и на санках перевозили в холодные общежития. Как можно было забыть горячие споры на дискуссиях, выступления в спектаклях на сцене ДК, выпуски стенных газет, весенние разливы Волги и первые романтические чувства. Да, это были удивительные и незабываемые годы!

   Открывая нашу встречу, ведущая В.И. Быстрова попросила почтить память тех педагогов, которые не дожили до сегодняшней встречи. Директорами в те годы были Григорий Петрович Коняхин, Анатолий Павлович Козлов, Матвей Захарович Кушин. Минутой молчания почтили и светлую память преподавателей Н.К. Яковлева, И.Д. Тишкова, А.В. Добролюбова, Е.А. Пушкарева, А.А. Фирсовой, А.Ф. Кузовлева, С.С. Апыхтина, Е.А. Покровской…

   На меня лично особенно сильное влияние и благотворное воздействие оказал литератор Г.П. Коняхин. Мы преображались под воздействием его могучего интеллекта, его культуры и человечности. Он был влюблен в литературу, артистично декламировал наизусть большие большие отрывки из сочинений Пушкина, Лермонтова, Блока… Был изысканным и утонченным, элегантным и благородным. На нашем вечере кто-то назвал Григория Петровича «учителем от Бога». Наверное, ему можно переадресовать пушкинские строки:

Он создал нас.

Он воспитал наш пламень,

Заложен им краеугольный камень,

Им чистая лампада возжена.

   А вечер продолжался. Щедро поделились своими воспоминаниями педагоги разных выпусков. Они говорили о друзьях – товарищах и подругах по классу, о педагогах, о своей судьбе, о детях и внуках. Интересными были выступления Е.П. Быстровой (выпуск 49 г), Т.С. Ворожейкиной (выпуск 44 г.), А.Я. Миронова (выпуск 51 г.), А.А. Калентьева (выпуск 54 г.), А.Н. Малова, А.П. Подуздовой и других.

   А я вспомнил Козлова Анатолия Павловича – строгого и требовательного директора и замечательного человека. И вот по какому случаю. Мои родители, как и дед с бабушкой, были «лишенцами», полностью разорены в период репрессий. И педагоги, и учащиеся относились ко мне ровно, не подчеркивая разницы между нами. Наоборот, мне, пожалуй, больше сочувствовали, видя на моей одежде заплаты. Вечно голодный, я попал в поле зрения А.П. Козлова, и он попытался устроить меня на бесплатное питание. Но мне стало так стыдно за мою безысходную бедность, и я в первый же день из столовой убежал. После окончания педучилища он сделал вторую попытку материально поддержать меня: выхлопотал мне путевку в учительский дом отдыха в Курмыш. За это я был ему благодарен.

   С Анатолием Павловичем я переписывался вплоть до его кончины. Эту переписку помогла мне наладить Л.И. Ладыгина-Вавилова – человек удивительной душевной щедрости и обаяния.   Вместе со своим мужем они несколько раз ездили в Ялту, где А.П. Козлов работал заведующим гороно. Людмила ивановна организовывала встречи одноклассников, и это давало нам заряд бодрости и оптимизма. Великое спасибо ей за это!

   Заключительная часть встречи проходила за праздничным столом в ресторане «Чайка». Были тосты и здравицы, песни и танцы военных и послевоенных лет. Встреча удалась на славу и дала много положительных эмоций её участникам, заряд бодрости на будущее.

    Инициатором встречи был С.И. Масланов, который вместе с В.И. Быстровой, Н.А. Горской, И.В. Мартыновой заслужили искреннюю признательность и благодарность её участников.

 В. Добротворский, учитель русского языка и литературы, выпускник ЛПУ 

 

Было в Лыскове педучилище…

    В одном из трех зданий наследников Стоговых (теперь главное здание школы №4) размещалось Лысковское педучилище. Мне посчастливилось учиться в нем с 1952-56 гг. В те времена нам, студентам, это здание казалось очень красивым, здесь царили порядок, уют, проводилась огромная работа по воспитанию из простых мальчишек и девчонок учителей начальных классов. Выпускники Лысковского педучилища получали направление во все уголки Советского Союза: в Сибирь, на Дальний Восток, в республики Средней Азии и т.д. После окончания педучилища многие закачивали педагогические институты и работали в старших классах.

   Из числа выпускников вышло много комсомольских и партийных руководителей, директоров школ, предприятий, организаций.

   Как жили студенты педучилища? Что изучали и чему учились? Основу преподавания составляли гуманитарные и естественные науки, педагогика и методика преподавания. Базовой для пассивной и активной практики была школа № 3 (теперь в этом здании находится вечерняя школа), где методистами работали учителя Е.В. Кушина, В.В. Фоминская, А.М. Тарабанова, Е.П. Пушкарева.

   По училищу запомнились часы преподавателя В.П. Хазовой, К.А. Букина, З.С. Лузиной, Е.А. Покровской, Н.Я. Мартьянова, С.С. и Л.К. Апыхтиных, Е.А. Пушкарёва и др.

    Вижу, как сейчас, в аудиторию входит Вера Павловна Хазова. Всем раздала чистые листы в линейку, написала на доске темы сочинений. Сама, стоя в конце комнаты, следит за каждым, чтобы писали самостоятельно, не пользуясь книгами, не заглядывая в шпаргалки. Сочинения писали с большим удовольствием, потому что любили литературу...

    А про Зою Семеновну Лузину говорили: «Мал золотник, да дорог». Дорога нам всем она была так, что мы все знали её предметы на «хорошо» и «отлично», особенно географию. У неё были свои секреты в деле обучения.

    Много практических навыков мы получали на уроках труда от опытнейших преподавателей супругов Апыхтиных. Культуре пения нас обучал Николай Яковлевич Мартьянов. Искусству рисования учил И.Д. Тишков, который был учеником И.Е. Репина. Картины Ивана Дмитриевича висели в актовом зале, в вестибюле училища, украшая помещение, придавая солидный вид учебному заведению.

    В училище царили строгие порядки: без формы студенты на занятия не допускались. Девушки носили темные платья с белыми воротничками, темные фартуки. В праздничные дни надевали белые фартуки. У юношей – костюм и обязательный галстук.

    Строго соблюдался также режим занятий. С 8 утра под музыку начиналась утренняя зарядка во дворе школы для всех студентов, причем в любую погоду. Её проводил преподаватель физкультуры Е.А. Пушкарев. Иногда зарядку проводили сами студенты. Доводилось проводить её и мне.

   В 8.30 начиналась вокальная распевка в актовом зале под фортепиано. Проводил её преподаватель музыки и пения Н.Я. Мартьянов. На ней мы учили различные гаммы, распевки, дирижировали под размер музыки, узнавали на слух музыкальные произведения, учили новые песни для хора, работали над дикцией, дыханием и т.д.

    В 9.00 начинались основные занятия, которые длились до 14-15 часов. После них в училище уделялось много внимания кружковой работе, изготовлению наглядных пособий, спорту. В летний период работали секции легкой атлетики (бег, прыжки, метание диска, ядра, волейбол). Зимой все становились на лыжи. Не было случая, чтобы команда педучилища не принимала участия в районных и даже областных соревнованиях.

    По-особому строгий и требовательный преподаватель физкультуры Евгений Анатольевич Пушкарев самозабвенно любил природу. Каждое лето он ходил в походы с туристами на озера Деряба, Ардино, Линёво, на Керженец,  где ребята учились разводить костры, ходить по азимуту, разбивать палатки. Туристы бывали одни заведующими хозчастью, другие – поварами, третьи – культорганизаторами и т.д.

    Незабываемыми остались диспуты, вечера, карнавалы. И, конечно, встреча Нового года. В актовый зал без костюмов не допускались. А сколько было костюмированных! По сто человек и больше. После шествия вокруг елки начиналась защита костюмов. Нашими помощниками и консультантами были преподаватели литературы В.П. Хазова, Е.А. Покровская, библиотекарь Л.С. Голубцова. Запомнились сцены из «Мертвых душ» Н.В. Гоголя, «Руслана и Людмилы» А.С. Пушкина.

    Наташа Ростова танцевала вальс с Андреем Болконским, украинские парубки отплясывали гопак, Садко играл на гуслях, Снегурочка исполняла арию из одноименной пьесы. Были костюмы на темы дружбы народов, великих строек и т.д. Призы – самые скромные: карандаши, книги, альбомы.  Костюмы (из марли, картона, бумаги) изготовляли сами студенты, а гримироваться ходили к знаменитому парикмахеру Л.В. Перицкому.

    Преподаватель логики, психологии и педагогики Букин Константин Александрович обучал нас модным в те годы танцам: русскому бальному, краковяку, переходной польке и др.

     Студенты полуали всестороннее развитие, жизнь студенческая била ключом.

    Словом, педучилище наше было кузницей кадров, которое, к большому сожалению, было закрыто в 1956 году.

А. Барышникова (Подуздова), выпускница ЛПУ 1956 года

  

Испытания не согнули

   Июнь 1941 года. В Лысковском педагогическом училище заканчивается еще один учебный год. Учащиеся только что сдали переводные и выпускные экзамены. Идет летняя сессия заочников. Однако, несмотря на усталость, мы, педагоги, работали энергично, предвкушая долгожданный отдых, строя планы на лето. И вдруг 22 июня на всех обрушивается ошеломляющая весть: война. Ha Cоветский Союз напала фашистская Германия ...

   На другой же день училище непривычно опустело. Мужчины- заочники поспешили к местам прописки, чтобы по призыву военкомата отправиться на фронт. Девушки и женщины тоже поехали домой: собрать и проводить в боевую дорогу отцов, мужей, братьев. В училище осталось небольшое количество заочников, которые после сессии тоже разъехались.

   А вскоpe начали редeть и ряды преподавателей. Первым повестку на фронт получил учитель истории и заведующий учебной частью Алексей Иванович Гашин. Провожая его, мы и думать не думали, что скоро, зимой 1941-го, он погибнет смертью храбрых при защите Москвы…

    Горячие дни начались и в тылу. 8 ночь на 3 июля помощник директора по заочному отделению коммунист Петр Иванович Шарипов обходил наши дома и стучал в окна: «Немедленно идите в училище и готовьтесь к встрече эвакуированных». Всю ночь мы мыли полы и окна в комнатах общежития, затаскивали дополнительные койки, набивали соломой матрасы. И вот, едва забрезжил рассвет, к училищу подъехали два автомобиля, битком набитые народом. Это прибыли жители западных городов страны. Измученные дорогой, потрясенные разразившейся бедой; они нашли в Лыскове приют. Мы записывали их имена и фамилии, просматривали документы, раздавали талоны на питание в столовую,  установили дежурство, в обязанности которого входило размещение, в общежитии и по квартирам вновь прибывающих эвакуированных.

    И еще одно событие взволновало нас в те дни: на фронт призвали нашего директора Владимира Ивановича Храмова. Его мы тоже провожали всем коллективом.

    Минуло лето. Наступила осень, а с нею – и новый учебный год. Несмотря на то, что с фронта приходили самые тревожные вести, смы продолжали занятия, правда, начали их не 1 сентября, а 1 октября. К обязанностям директора приступила Валентина Андреевна Антонова.

    Но в конце октября занятия пришлось прервать, так как учащиеся и группа преподавателей были мобилизованы на рытьё окопов у Сельской Мазы и в Дальнеконстантиновском районе. Оставшиеся в училище (в основном женщины) для бойцов Красной Армии шили меховые полушубки, теплое бельё, вязали варежки, носки.

    Через два месяца те, кто был на рытье окопов, вернулись в Лысково, и в училище возобновились занятия – как раз перед 1 января 1942 года. Валентину Андреевну Антонову к тому времени отозвали на работу в райком ВКП(б), а руководство училищем   было поручено эвакуированной из Москвы Елене Федоровне Аникеевой. Но уже в апреле она вернулась домой в столицу, и ее на посту руководителя заменил учитель русского языка и литературы Григорий Петрович Коняхин. Обязанности завуча вылолняла А.А. Фирсова. Из-за большого перерыва возникали сложности с выполнением программы. Но мы справились с ней  - и весной учащиеся экзамены сдали благополучно.

     Второе военное лето тоже было напряженным. Хотя официально учителя получили отпуск, а учащиеся числились на каникулах, никто не отдыхал. В этот период в Лыскове открыл двери военный госпиталь, и там члены нашего коллектива бывали ежедневно: читали газеты для раненых бойцов, проводили беседы, показывали небольшие концерты.

     В то лето 1942-го повестку на фронт получил еще один наш коллега - учитель русского языка и литературы Николай Константинович Яковлев, вместо него уроки стал давать завуч Вениамин Семенович Маслов. Но весной 1943 года мы и его проводили на фронт. Домой Вениамин Семенович не вернулся - погиб в самые последние дни войны при наступлении на Берлин. На посту завуча его сменил филолог Александр Михайлович Мигунов. Вместе с директором Г. Л. Коняхиным он вел большую работу по повышению грамотности учащихся, уделяя родному русскому языку огромное внимание.

    Уча и учась, мы всегда помнили, что на полях сражений проливается кровь и что нашим бойцам нужна поддержка. Со многими из них у нас завязалась теплая дружеская переписка. Мы продолжали отправлять на фронт посылки. Когда вся страна начала собирать денежные средства на военные нужды, мы не остались в стороне,  собрав 13098 рублей. Отправляя их в Москву, написали письмо И.В. Сталину. А вскоре получили от него ответное послание: «Лысково, Горьковской области, директору Лысковского педагогического училища тов. Коняхину Г.П.

    Прошу передать учащимся и сотрудникам вашего педучилища, внесшим вклад в строительство эскадрильи самолетов «Валерий Чкалов», мой братский привет и благодарность Красной Армиии. Сталин».

   Можете себе представить, с какой гордостью читали мы это письмо.

   Как ни удивительно, но в войну количество учащихся в нашем училище увеличилось. Если до 1941 года мы выпускали в среднем 47 человек в год, то после 1941-го - по 69. Сильно возросло число обучающихся заочно. За военные годы на курсах при училище подготовлено 408 учителей начальных и неполных средних школ.

    Не затухла и внеклассная жизнь. Продолжались занятия в хоровом, драматическом и других кружках, появился и новый кружок оборонного значения. Учителя и учащиеся своими руками заготавливали дрова для отопления. Каждую осень помогали убирать урожай колхозам                 района. Кстати, у наших выпускников не было проблем с трудоустройством, больше всего в них нуждались освобожденные от фашистов территории. В 1943 году мы провожали на работу в Орловскую, Курскую и Ростовскую области молодых учительниц А. Мясникову,  Н. Федорову, Ф. Шаронову, М. Котельникову. Оттуда они писали, что занятия начались в наскоро оборудованных помещениях, без учебников и бумаги, но - с большой энергией и верой в свои силы.

   Весной 1944 года вышло постановление Совета Народных Комиссаров о перестройке работы педучилищ. Согласно ему наше училище отныне должно было готовить узких специалистов: учителей начальной школы.

    Тот учебный год мы начали с новым руководителем. Дело в том, что Г.Л. Коняхина перевели на работу в Горький - в обком партии. И наш коллектив возглавил Анатолий Павлович Козлов, который энергично взялся за совершенствование работы училища. Преподавание мы начали по новым пpoграммам, которые отличались от прежних большим количеством учебных дисциплин. Наше училище получило в полное свое распоряжение базовую начальную школу. При А.П. Козлове деятельно заработали комсомольская организация, профком, многочисленные кружки, лекторий, много внимания стало уделяться воспитанию.

     Двенадцать человек из нашего коллектива были награждены медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» Это А.П. Козлов, И.Д. Тишков, Б.С. Шибанов, А.М. Мизгунов, А.В. Добролюбов, В.В. Исакова, А.А. Фирсова, З.С. Лузина, Н.П. Козлова, В.В. Никольская, Л.Н. Леонтьева и я, автор этих строк. А жизнь училища продолжалась.

 Т.А. Бурмистрова (Кирсанова),

бывший преподаватель училища,

 его выпускница 1932 года

Г. Саратов

 

Педучилище родное…

    Развернув 12 августа газету, я увидела под заголовком «Посидим по-хорошему, пусть виски запорошены» фотографию лучших певуний нашего училища…

    Я несколько раз перечитала публикацию о той встрече – и на меня повеяло далеким, но таким светлым чувством. А дойдя до места о том, что Фаины Лапшиной уже нет на белом свете, не могла сдержать слез. Это была лучшая спортсменка училища. Вспомнила я и других девочек.

    Согласна с автором А. Подуздовой: это действительно храм науки, святой храм добра и милосердия. Мы – дети войны, у одних отцы были инвалидами, а у других совсем не вернулись с фронта. Жилось нам тяжело, часто впроголодь. На первом курсе, в 1952 году, после занятий мы бежали в тогр (магазин возле аптеки на ул. Горького) и выстаивали там огромную очередь за … килограммом хлеба. Пока потом бежишь до общежития, почти весь уничтожишь. На втором курсе дело улучшилось: хлеб стали возить прямо в училище, но выдавать по-прежнему по килограмму.

    Сколько же надо было иметь душевной теплоты, какое щедрое сердце, чтобы согреть души полуголодных и полураздетых детей войны.

     И это тепло мы получали от всего персонала училища, начиная от техничек и заканчивая учителями базовой школы № 3. Как можно забыть нашего преподавателя физкультуры Е.А. Пушкарева, молодого, энергичного, но, к сожалению, рано ушедшего из жизни, или классного руководителя А.Ф. Кузовлева, трагически погибшего. А наш дорогой завуч Н.К. Яковлев! Часто мы не успевали назвать его отчество, а он только улыбался. Любил шутить с нами, украшая речь пословицами и поговорками. Одна мне глубоко запала в душу, и я её частенько использую на своих уроках: «Вперед не забегай, сзади не оставайся, по бокам не толпись – иди своей дорогой!»

     А как по-отцовски приветлива была улыбка Н.Я. Мартьянова.! Их нет в живых. Пусть земля им будет пухом за добрые сердца и милосердие.

    О девичьей скромности, порядочности настойчиво твердила нам от урока к уроку З.С. Лузина. О необходимости любить нелегкий учительский труд и гордиться им постоянно говорил нам преподаватель педагогики К.А. Букин. До сих пор помню стихи, которые он сочинял про моё упрямство и поместил их в школьной стенгазете.

     Сколько терпения приходилось вкладывать учителю труда Л.К. Апыхтиной, чтобы научить девочек владеть столярными инструментами, а учителю рисования И.Д. Тишкову – правильно владеть карандашом…

     Хоть голодновато и холодновато нам было, но зато весело. Оптимистичная атмосфера царила в училище, начиная с обстановки. Все кругом было чисто, красиво, уютно. Дежурные строго следили за внешним видом студентов. Без воротничка и манжет не пропускали. Работали кружки: хоровой, драматический, «Умелые ручки», музыкальный. Драматическим кружком руководила настоящая актриса В.П. Хазова. С концертами мы выезжали в села. Ох, как было весело! А какие красивые вечера устраивались, какие красивые танцы!

     Искренние стихи о занятиях в училище написала к встрече Аля Барышникова (Подуздова). Действительно, училище было мощным духовным и интеллектуальным островом нашего района.

      Упомянутый выше К.А. Букин привил мне такую любовь к школе, дал такой заряд оптимизма, что я все эти 50 лет работаю в школе в своем родном селе Великовском. Десять лет трудилась в начальных классах, а, получив высшее образование, стала преподавать русский язык и литературу.

      Горжусь многими своими учениками. По моим стопам пошли Е.А. Данилов, Л.И. Кричевская, которая в одно время была директором Великовской школы. Уважаемый человек в нашем селе – заместитель главы администрации Л.И. Молочкова. На протяжении многих лет – лучший шофер в колхозе – А.М. Филатов, отличный семьянин. А гордость нашего района – директор Лысковского Дома детского творчества И.В. Ефимова (Ершова). Тоже моя ученица. И много, много других.

      Согласна с А.Подуздовой и в том, что наше училище было кузницей высококлассных организаторов. Я, например, руководила КМО, работала завучем, исполняла обязанности директора, возглавляла профком, вела художественную самодеятельность и даже была секретарем первичной комсомольской организации в колхозе.

      Да, очень жаль, что не суждено мне было побывать на юбилейной встрече выпускников. Не знала о ней. Но после публикации в газете я будто на самом деле побывала. Посылаю в газету фото. На нем я – первая справа в верхнем ряду. Дальше Капа Капитонова, Фая Лапшина, Люся Скочилова. В нижнем ряду слева направо – Нина Ухова, Зоя Медведева, Вера Собачкина, Римма Бутова.

Фаина Молькова,

 выпускница Лысковского педучилища 1956 года

 

  Из воспоминаний выпускника Лысковского педучилища Архангельского Владимира Петровича

 

Дата последнего обновления страницы 01.04.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»