История образования в д. Кременки

Общество "Лысковский краевед"

Дата образования 2 ноября 1999 года 

 

История образования в д. Кременки

 

 

 Век школы   

    История образования в деревне Кременки Лысковского района Нижегородской области насчитывает 100 лет – один век.

    До 1914 года в деревне не было здания школы. В соседних селах уже действовали церковно – приходские школы. В Кременках  не было церкви, а жители – староверы не торопились обучать детей грамоте. Лишь  незадолго до открытия  земской школы несколько лет кременковских ребятишек обучал в деревенской избе дьячок.   

    Дети всех возрастов сидели на скамьях за грубо сколоченными столами. Разделения на классы не было. На занятии было шумно: каждый выполнял свое задание. Писали на досках углем. «Напишешь - сотрешь»,- рассказывали старожилы. Учили славянскому языку и математике. Чтение и письмо многим не давалось. Единицы выучивались писать и читать. Занятия проходили только по зимам. «Я ведь только две зимы ходила в школу», - вспоминала одна бабушка. Отец сказал, добавила она: «Не выйдет из тебя писарь. Мы век неграмотными жили, и ты проживешь».

      Уроки начинались с Закона божия. В красном углу находилась икона. Стимул учиться: научиться читать, писать, считать.  Документа об окончании школы не выдавали, поэтому перспективы дальнейшего обучения не существовало. Обутые в лапти, в худых, с чужого плеча армячишках, в домотканых одежках, они обречены были с малых лет трудиться безвыездно всю жизнь в своих хозяйствах. При ручном труде в сельском хозяйстве не требовались грамотные работники. Вот и государственная политика в образовании была такова. Не в каждой деревне действовали церковно – приходские школы и школы грамотности.

      В годы Столыпинской реформы селу больше внимания стали уделять. Вот и у нас в деревне на Шаровище - так называлась площадка на высоком берегу за деревней - началось строительство земской школы.

     В 1914 году Кременковская начальная школа встретила своих учеников. В первый класс сели дети с 7 до 14 лет. Первая учительница была Серебрякова Прасковья Семеновна. Начинался урок с проговаривания молитв. В углу класса стояла икона. Старожилы вспоминали, с кем они сидели за партой, кто как учился. «Маша Кораблева по математике хорошо училась. Ни за что, бывало, списать не даст. Груня Ревина читала хорошо. Она и Закон божий знала лучше всех. Прокофий Леонов стихи легко запоминал».

      Приезжие учителя жили здесь же, в комнате на втором этаже.

      При советской власти школа стала называться Кременковской начальной и просуществовала там до 1968 года, то есть 54 года.

      Детей  в семьях было много. Обучение в начальных классах четырехгодичное. В каждом классе все годы  обучалось примерно по 30 человек. Точной статистики нет. Но можно предположить, что школа на Шаровище выпустила более тысячи учеников.

               

 

 

 

 

 

 

 

Фото школы на Шаровище

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      Образование, полученное в школе по государственным программам, позволяло продолжить учебу в школах Бармино, Лыскова, а затем  в  вузах города Горького. Вот неполный список, получивших высшее образование в предвоенные годы:

1.Тюрин Алексей Петрович – инженер

2.Полянин Николай Михайлович - врач

3.Логинов Федор Яковлевич – зубной врач

4.Левов Николай Илларионович – инженер

5.Хорькова Нина Григорьевна – врач

6.Морин Александр Павлович – учитель

7.Зорков Иван Васильевич – летчик

8.Давыдов Александр Федорович – военный

9. Левов Александр Михайлович – военный

10.Ермолаева Мария Степановна – учитель

11.Морина Антонина Степановна – учитель

12.Тюрин Анатолий Александрович – военный

      «Выбились в люди», - говорили о них, ставили в пример, так как получить образование тогда стоило огромных трудов, терпения, целеустремленности.

      Добрым словом вспоминают жители деревни учителей, которые работали в те годы:

Краснову Марию Дмитриевну (1927 -1957)

Чехлова  Александра Яковлевича (1930-1937)

Чехлову Елизавету Васильевну (1930- 1937)

Архангельского Владимира Петровича (1933- 1935)

Большакова Ивана Александровича (1937-1938)

Ладонину Екатерину Николаевну (1938 – 1940)

Миронову Фаину Михайловну (1940-1941)

Миронова Василия Михайловича (1940-1941)

Тихонову Серафиму Федоровну (1941- 1945)

Плюхину Зою Ивановну  (1955 – 1960)

    Зоя Ивановна была участница войны. Говорили, что у нее была контузия головы. Она постоянно и зимой и летом, а также на уроках, носила шапку. Ее вспоминают как строгую и  требовательнyю. Много занималась с детьми после уроков. Ее ученики имели хорошие знания.

     Краснова Мария Дмитриевна, по воспоминаниям бывших учеников, сама любила математику и  прививала эту любовь ученикам, которые пронесли эту любовь к предмету и учителю через годы.

    Все учителя участвовали в жизни села и колхоза «Красный Октябрь», взаимодействовали с пионерским лагерем завода «Красное Сормово», который работал в Кременках  с 1930 по 1963 год.

      Активную общественную работу на селе проводил Архангельский Владимир Петрович.

           

 

 

 

 

 

 

 

 

Архангельский В. П. с учениками 1934 года

                           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Почетная грамота Архангельскому В.П за успехи 1934-1935 учебного года

   

 

 

 

 

 

 

 

 

     На фото ниже  выпуск  Кременковских ребят из Барминской средней школы  в 1941 году.  Они не знали, что их ждала война. Второй справа во втором ряду Давыдов Александр Федорович. После войны  продолжал служить  в армии , дослужился до высоких званий.

       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(фото 1941)

 

 

   

 

 

 

 

 

 

 

 

      С 1940 года начала свою педагогическую биографию в Кременковской школе Ревина Евгения Федоровна. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На фото с учениками Ревина Е.Ф. 1968 год

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На фото выпуск  1947 г. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

       Ревина Евгения Федоровна работала беспрерывно 34 года с 1940 по 1974 год. Она, по средним подсчетам, одна обучила и выпустила из начальной школы более ста кременковских ребятишек.

      Там же на Шаровище в начальных классах много лет проработали в школе технички: Ревина Прасковья Ивановна, Ермолаева Матрена Александровна, Краснова Анна Андреевна. Они готовили дрова, носили воду, топили, мыли - создавали условия для успешной учебы.

       Трудное время для школы, как и во всей стране были военные годы. Ревина Евгения Федоровна вспоминала: «Молодая была. Жила на квартире. Зарплата маленькая. Голодно: картошка, хлеб не досыта, да вода. Холодно: дрова на саночках возили. Одежонка поношенная: полушалок, жакетка, валенки да одна юбка с кофтой на все случаи жизни. В школе тоже одни нехватки: писали на газетах между строк, учебник один на несколько человек, чернила мерзли. Спасала вера. Вот кончится война – наладится жизнь».

        С 1946 года приехал с семьей Куликов Павел Федорович. Он жил и работал в школе до её закрытия.     

 

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    В 1953 году начала работать в родной школе выпускница Евгении Федоровны - Моругова (Кораблева) Зоя Тимофеевна. Эти трое учителей перешли дорабатывать в новое здание Кременковской восьмилетней школы и работали там до 1974 года.

        Учитель на селе в то время был авторитетным человеком и не только учителем, а и пропагандистом, и культработником, и часто депутатом-общественником. Учитель в летнее время получал задание от колхоза и совхоза на сельхозработы. Учитель был своим человеком в  каждой семье: учил и родителей и всех детей в семье. Делил с односельчанами  радости и трудности проживаемого времени.

       Школа на Шаровищах просуществовала до 1967 года. Подрастало многочисленное послевоенное поколение. Решалась задача всеобщего семилетнего, затем восьмилетнего образования. Окончив Кременковскую начальную школу, выпускники продолжали образование в Барминской средней школе. Добирались пешком через гору и по берегу Волги. Иногда на коньках по замерзшему льду. Зимой снимали квартиры. Трудности обучения испытывали и ученики из соседнего села Варганы. Появились подростки, оторвавшиеся от школы. Остро встал вопрос о восьмилетней школе в Кременках.

        Районная власть приняла решение передать под школу недостроенное здание под общежитие, принадлежащее совхозу «Бармино - Венецкий».

       Назначен директором строящейся школы Крючков Иван Михайлович, работающий до этого учителем Барминской школы. Фронтовик, ответственный партиец, он в кратчайшие сроки завершает строительство, оснащает школу всем необходимым и набирает коллектив.

        В 1968 году открывается Кременковская восьмилетняя школа. Здание нетиповое, двухэтажное, кирпичное. Потолки невысокие, лестница деревянная широкая. Площадь здания – 400 кв.метров. Все помещение разделено на классы. Не предусматривалось спортзала, мастерских, столовой. Удобства - на улице. Отапливалось помещение углем.

        К 1975 году Крючкову И.М. удалось перевести здание школы с Шаровища и расположить в нем спортзал, мастерские, школьную библиотеку, пионерскую комнату. Года через 3-4 районная власть на жалобу молодежи об отсутствии клуба в селе отреагировала передачей спортзала под сельский клуб. Это была не просто ошибка, а материальный, моральный и педагогический ущерб на все годы существования школы.

        Иван Михайлович окончил художественный факультет Чебоксарского пединститута, преподавал рисование и черчение, владел оформительским искусством. Его заслугой является оформление кабинетов, создание кабинетной системы в школе. Он был человеком высокой требовательности к себе, учителям,  работникам школы и учащимся. Он был человеком своего времени, преданный идеалам коммунизма. Мы четко знали и понимали свои задачи по обучению  учащихся: научить каждого. Иван Михайлович говорил: «Не научили на уроке - учите после уроков, после уроков не получилось - идите учите дома». Может, домой не ходили учить, но послеурочная работа велась и отслеживалась строго. 

    Суровый с виду, Иван Михайлович имел тонкую художественную душу. Он оставил много картин,  написанных акварелью и маслом, графических работ. Это были в основном пейзажи окружающей природы: «Тихая заводь»,

«Причал», «Бакен» и другие. Его дочь Крючкова Ольга Ивановна,  последовав примеру отца, много лет работала директором Лысковской художественной школы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кременковская основная школа (1968 – 2009)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     В первый год за парты сели 270 учащихся 1-8 классов разных возрастов. В 6 – 8 классах учились 16 – 18 летние. Кроме кременковских детей обучались дети из с. Варган и д. Анатольевка. Педагогами поделилась Барминская школа. Перешли работать сюда завучем Рощина Валентина Николаевна, преподававшая географию, учителями русского языка и литературы Кралина Полина Ивановна и Краснова Татьяна Федоровна, учителем иностранного языка Бизанова (Давыдова) Нина Григорьевна. Учителями математики стали Ревина Валентина Александровна и Привалов Леонид Иванович, перешедший из Белозерихинской школы работать поближе. Этот первоначальный состав многие годы составлял костяк коллектива.

   Ревина Валентина Александровна и Краснова Татьяна Федоровна  - местные жительницы. Окончание их заочной учебы в педагогическом вузе удачно совпало с открытием школы в родной деревне.

 

 

 

 

 

 

Ревина  Валентина Александровна ведет урок математики

 

 

 

 

 

 

 

 

            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Краснова Татьяна Федоровна на уроке русского языка

 

   

 

 

 

 

 

 

 

 

     Завуч школы Рощина Валентина Николаевна из потомственной лысковской династии Рощиных – Курмышенковых. Фронтовичка,  служила в действующей армии в отделе писем. Была одиноким человеком. Вся отдавалась работе. Интересы школы, учебного процесса были у нее на первом месте. С выходом на пенсию вернулась в родительский дом, где доживала под присмотром племянников.

    На посту директора школы Крючков Иван Михайлович находился с1968 по 1981 год. Преподавая учащимся рисование и черчение, Иван Михайлович часто рассказывал им о войне, о своем участии в Сталинградской битве, после ранения в которой оставался инвалидом до конца своих дней.   

      Давыдова Нина Григорьевна успешно преподавала сначала немецкий язык, затем русский язык и литературу. Многие годы курировала деятельность комсомольской организации. Нина Григорьевна была негласным лидеров коллектива за свои человеческие и педагогические качества.  Педагогический стаж Нины Григорьевны составляет 43 года.

                     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Давыдова Н.Г. с классом в 1990 году

     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     В 1970 году в педколлектив Кременковской школы влилась я. Вела уроки истории и пения. Осуществляла руководство пионерской организацией.

 

                      

 

 

 

 

 

Мой 5 «А» класс в 1970 – 1971 учебном году

  

 

 

 

 

 

 

 

     С 1974 года бессменным учителем начальных классов до закрытия школы работала Ревина Надежда Константиновна. Благодаря дисциплинированности, трудолюбию, ответственности за порученное дело, она достигла высокого педагогического мастерства, за что ей было присвоено звание «Отличник народного образования».

                    

 

 

 

 

 

 

 

На фото Ревина Н.К. с учащимися . 1979 год

    

 

 

 

 

 

 

       По двадцать лет проработали учителем естествознания Коновалова Наталья Павловна, учителями математики Аблуков Геннадий Вячеславович и Моругова Галина Дмитриевна. Многие учителя недолго поработали, но и их помнят, и они с благодарностью вспоминают коллектив.

        Начинали у нас  свою педагогическую деятельность известные лысковские педагоги: Кокинова Л.В. , Давыдова Е.Н., Лысова Т.Н., Гаврилова Е.В. , Уткина Т.А. и другие.

        В 1981 году на смену Крючкову И.М. директором школы назначили меня.  У меня за плечами было Лукояновское педучилище, истфак Горьковского университета,  год работы учителем начальных классов в Негоновской начальной школе и десять лет работы в Кременковской школе учителем истории.

    

 

 

 

 

 

1 сентября 1981 г. Среди гостей Рыжов А.Ф. – председатель Барминского сельсовета и Валюгин Б.А. – инструктор райкома партии.

       

 

 

 

 

 

    Коллектив отнесся к моему назначению доброжелательно.  Иван Михайлович создал материально – техническую базу школы, я наполнила ее духовным содержанием.  В  сохранении благоприятного микроклимата в школе способствовали стройная система обучения и воспитания, единство цели, грамотная реализация поставленных задач, личный пример участия во всех сферах деятельности учебно - воспитательного процесса.

        Существовало пятилетнее тематическое планирование. На каждый учебный год разрабатывалась методическая и воспитательная  темы, которые реализовывались через производственные совещания, совещания при директоре, посещение  и взаимопосещение уроков, обобщение опыта работы педагогов и итоговый педсовет.

        Наша маленькая основная школа выделялась среди школ района хорошей постановкой методической работы. Обобщен опыт работы педагогов по  итогам нескольких лет работы по сквозным темам:

Леонова Е.Г. «Формы и методы усвоения главных идей темы на уроке»

Ревина Н.К. « Алгоритмизация процесса обучения»

Давыдова Н.Г. «Роль целеполагания  в ходе изучения темы на уроках русского языка и литературы»

Аблуков Г.В. « Роль опорных сигналов в обучении математике и  и физике»

Краснова Т.Ф. « Воспитывающий характер обучения  уроков русского языка и литературы» .

Моругова Г.Д. « Роль конспекта в систематизации знаний по математике»

Леонов М.П. «Совершенствование метода проекта в обучении технологии»

Васильцова М.А. « Экологическое воспитания на уроках биологии и географии».

Давыдова О.А. « Практическая направленность уроков химии ».

         Многие годы школа отличалась хорошей постановкой трудового обучения. Столярно – слесарная мастерская была очень хорошо оснащена оборудованием. При ней действовал кружок «Умелые руки». Учащиеся изготовляли садовые лестницы, садовые тележки, инструменты, детские игрушки, резные табуретки и другие изделия, которые неизменно занимали призовые места на районных конкурсах. Учитель трудового обучения Леонов Михаил Прокопьевич одним из первых учителей своего предмета защитил первую учительскую категорию.

       Украшением деятельности школы были годы работы учителем изобразительного искусства, мировой художественной культуры ( одно время в программе школы был такой предмет) Петрова Владимира Васильевича. Он создал кукольный театр на достаточно серьезной основе, который охватил много учащихся. С постановками «АС Пушкин»,  «Балда», «Кот и петух» и другими театр выступал на различных мероприятиях в школе, в селе и однажды на дне города Лыскова.

        На высоком уровне находилось все годы работы школы патриотическое воспитание. Велась поисковая работа, изучалась история села, района,  города Лыскова, организовывались зкскурсии в областной центр и по городам страны. В районном конкурсе по подготовке школ к 40 – летию Победы в ВОВ было присуждено нашей  школе первое место.

       Коллектив школы отличался стабильностью, сплоченностью, бесконфликтностью, настроенностью на высокие результаты. В школе действовал принцип: «Школа для детей» и «Ученик всегда прав».

      На базе нашей школы проводились различные районные  педагогические мероприятия. В школу приезжали разные комиссии, даже из ЦК КПСС в горбачевское время – период реформ. Руководитель комиссии тогда сказал, что такого понимания и реализации решений пленума ЦК по вопросам образования он не встречал. Вскоре мне присвоили звание «Отличник народного образования».

     Хотелось во всем быть первыми: в подготовке школы к новому учебному году (готовили силами своего коллектива), смотрах спортивных площадок (изготовили оборудование шефы – Лысковская нефтебаза), пришкольных участков (был создан учебно-опытный участок), смотрах и конкурсах учебно - методической работы.

     До конца 90-х годов успешно действовала шефская помощь школе со стороны ближайших предприятий: Лысковской нефтебазы и совхоза «Бармино – Венецкий». Финансирование школ было недостаточным для организации учебно–воспитательной работы и их участие было бесценным. Лысковская нефтебаза, кроме хозяйственных вопросов, оказывала услуги автобусом, что позволило возить ребят на экскурсии, в цирк, театры.  Совхоз помогал отремонтировать крышу, полы, переоборудовать столовую.

    Школьники в долгу не оставались. С работниками нефтебазы участвовали в общественных работах. На этом предприятии проходили занятия по профориентации. Ежегодно участвовали в сельхозработах на полях совхоза «Бармино-Венецкий». Нам поручался сбор ягод черноплодной рябины, что занимало примерно 2-3 недели учебного времени. Программный материал по предметам учителям приходилось корректировать, зато на спецсчет школы перечисляли деньги,  которые использовали по решению учкома на путешествия, проведение новогодних праздников и другие нужды учащихся. 

            

 

 

 

 

 

На экскурсии в Запорожье. Апрель 1986 года.

 

 

 

 

 

 

  

    Контингент еще был человек сто – жизнь била ключом. Эффективно работали детские организации: пионерская, комсомольская, учком. Учащиеся получали  первые организационные навыки.  Школа  все годы существования была центром социально – культурной жизни на селе. На базе ее проводились все значимые мероприятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На фото в центре: педагоги школы -  участники войны  Крючков И.М. и Рощина В.Н.  9 мая 1985 год

 

 

 

 

 

 

 

 

 

       В 80-е годы  посчитали, что в стране развитого социализма необходимо ввести всеобщее среднее образование. В решении этой нереальной задачи мы тоже пытались участвовать. При школе был создан филиал средней (вечерней) школы рабочей молодежи. Мы через предприятие Лысковской нефтебазы, индивидуальные беседы привлекли молодых рабочих к обучению. Обучение было заочным, на него выделялось немного часов,  носило формальный характер, обесценивало саму идею среднего образования. Вскоре эта форма обучения была закрыта.

       В 90–е годы,  когда рушилась вся система обучения и воспитания,   мы проявляли стойкость, сохраняя стабильность, аккуратно вводили принципы демократии, не позволяя скатиться на вседозволенность. Растеряны были и родители и ученики.  Педагогический коллектив вынес на своих плечах трудности того времени. Два года не  регулярно выплачивалась заработная плата, на что мы не роптали, а шутили, что сами будем доплачивать, лишь бы ходить на работу.  В этом проявились верность  коллектива  выбранному делу, любовь к детям и  своей профессии.

       Все сорок лет работы коллектив Кременковской школы находился на хорошем счету в районе. Больше половины учащихся учились на «хорошо» и «отлично», практически отсутствовало второгодничество и детская преступность, активно  проводилась большая воспитательная работа.                              

      Делу воспитания, обучения и развития всесторонне развитой  личности служила Всесоюзная пионерская  организация имени Н.К. Крупской с кодексом  пионерской чести , Комсомол имени В.И. Ленина ,  Устав которого  содержал перечень качеств молодого человека. Ориентиром служил Кодекс строителя Коммунизма из Устава Компартии Советского Союза. Неплохое поколение получилось: новую страну построили, мир от фашизма спасли, за короткий срок восстановили разрушенные и построили новые города, с каждым годом рос уровень жизни людей.  Знали, что такое патриотизм, справедливость, взаимовыручка , равенство,  права и свободы, главная из которых  свобода радоваться жизни.

       С либеральных реформ  развалились все ориентиры в образовании и воспитании.  В образовании вместо прочного  формирования основ наук шло порой поверхностное, формальное натаскивание на ЕГЭ. В воспитании  - формирование законопослушного гражданина, которому трудно разобраться в ворохе множества законов, отраслей права и прочего, в чем с трудом разбирается многочисленная армия  юристов.

      Со временем, конечно, выработается более стройная  и реалистичная система в этой  важной сфере жизни. Но никогда уже не будет многих достижений и утерянных общечеловеческих ценностей ушедшей эпохи.       

      В школе велась своя статистика результатов обучения.   На начало 2000 года примерно 30% выпускников школы получили высшее образование, 30% - среднее специальное, остальные – среднее образование. По тем временам это был хороший показатель, а главное – объективный.

      За сорок лет существования Кременковской основной школы из ее стен выпущено в жизнь 540 учащихся.  Наши выпускники достойно представлены в разных отраслях общественной жизни.

Школа  в разные времена неоднократно занимала призовые места по разным показателям и получала награды.

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                    Коллектив школы в последние годы:

Леонова Екатерина Григорьевна – директор школы

Ревина Надежда Константиновна – учитель начальных классов

Давыдова Нина Григорьевна – учитель русского языка

Моругова Галина Дмитриевна – учитель математики

Васильцова Мария Александровна – учитель географии

Давыдова Оксана Александровна- учитель биологии

Леонов Михаил Прокопьевич – учитель технологии

Морина Татьяна Александровна – повар

Зоркова Лидия Николаевна – техничка

Давыдов Константин Андреевич – сторож

Ревин Владимир Михайлович – сторож

       Отношение жителей села, родителей учащихся и самих учащихся к учителям в те времена было уважительное, что в целом способствовало успеху обучения и воспитания.

       Времена менялись. Перестройка сильно ударила по деревне. Закрылась нефтебаза, разваливался совхоз, трудоспособное население уезжало. Количество учащихся сокращалось с каждым годом.

       В здании школы высвободились помещения для размещения в нем сельской библиотеки, медпункта.  К 2009 году осталось 24 ученика и школу закрыли.  В настоящее время здесь разместили   так же сельский клуб и почту.

      Время существования школы в деревне Кременки с 1914 по 2009 годы – один век. Она с честью исполнила свою роль и отпущена, «как отпускают ямщика, довезшего до станции».

      В настоящее время немногочисленных учеников из Кременок и Варган подвозят в Барминскую школу, ряды которой тоже значительно поредели.

 Екатерина Леонова,

учитель истории Кременковской школы,

член общества "Лысковский краевед"

Дата последнего обновления страницы 01.04.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»