Академический хор города Лыскова

Общество "Лысковский краевед"

Дата образования 2 ноября 1999 года 

 

Академический хор города Лыскова

 

  

 Академический хор

К 600-летию Лыскова

     В 60-е годы прошлого века в нашем городе был образован знаменитый хор, руководил которым музыкант Г.Н. Муравин. Каждую неделю он приезжал из областного центра на репетиции в Лысково. Впоследствии хору было присвоено звание академического. История районного хора очень давняя. Еще в конце 20-х годов в Лыскове был народный хор, который носил имя М.Е. Пятницкого. Об этом рассказала лысковчанка М.А. Чернухина (Дегтева).

    До революции и в первые годы советской власти в Лыскове имелась мастреская, где Валентина Ивановна Мишанова-Киселева учила детишек шитью. Учила она их очень добросовестно: из них вышли замечательные мастерицы, классные портнихи, славились своим мастерством на все Лысково. В мастерской за работой часто пели, голоса звучали слаженно, и Валентина Ивановна направили их в районный Дом культуры. Это Аграфена Толоконова, Александра Мариничева, Анна Шиленкова, сестры Елизавета и Лидия Рощины и другие. В основном хористы исполняли русские народные песни, потому, видимо, и хор назвали в честь народного хора страны.

     В 50-е годы хором руководил Анатолий Григорьевич Мамшов. Участница хора тех лет В.Н. Жотина вспоминает: «20-25 человек пели тогда в хоре. Это К. Иконникова, Ю.Лазарев, Вит. Блинов, Т.Семьянская, В.Шишин, В. Баранов, Р.Полишина, Ю.Винокуров, Л.Шашкина, Н.Соколов и другие. Ездили с концертами в Макарьев, на смотры художественной самодеятельности по области. Организовали ещё агитбригаду, которая выезжала на Пенякшу, в Бармино, другие села на посевную и уборочную». Продолжил работу с хором Федор Яковлевич Носков. В те годы на многих предприятиях создавались хоровые коллективы. Ими руководили  : на МТС – А.Кротов, на МФЗ – Ю.М. Носухин, в средней школе № 1 – Н.Я. Мартьянов и другие.

Из биографии

      В 1960-м году приехал Г.Н. Муравин. Родом Геннадий Николаевич из Арзамаса. Его мать переехала в Лысково ещё до революции. Женщина сильная, мужественная, она стала владелицей типографии по Гражданской улице. У неё было пятеро детей:Сергей, Ольга, Серафим, Геннадий и младшая Тамара.

      Геннадий закончил Лысковский педагогический техникум.  Как-то ещё мальчишкой, гуляя, услышал в одном из домов Стоговых звуки музыки.  Зашел в дом, увидел девочку с косичками, сидевшую за фортепьяно. Подошел, дернул за косичку, уступи, дескать. Сел сам и стал подбирать мелодию какой-то песни. Вошла дама, учительница музыки, прислушалась:

- Хочешь учиться музыке?

- Хочу.

- Тогда приходи.

      Так Муравин научился играть на пианино. И даже работал в кинотеатре «Искра» тапером, озвучивал немые фильмы. Вместе с сестрой Ольгой играл в самодеятельных спектаклях.

    Один из сыновей Николая Евграфовича Стогова Константин дал ему рекомендательное письмо к композитору А.А. Касьянову, с которым был хорошо знаком. 9 лет Касьяновы жили в Лыскове, когда отец композитора был председателем Макарьевской уездной земской управы.  В 30-е годы А.А. Касьянов был директором Нижегородского музыкального училища. Муравин поехал в Нижний, его приняли, но он вернулся в Лысково и уехал по назначению педучилища в Исады. Поработав там, сдал экзамены в музыкальное училище без протекции.

      В Нижнем Геннадий жил на квартире у Киры Сергеевны Михайловой, племянницы известных в Лыскове врачей-хирургов Чачиных. После училища работал везде, где можно было найти дело. Ряд лет руководил хоровым коллективом авиационного техникума, где пользовался большим уважением студентов, работал с хоровой капеллой мальчиков. Когда с тал старше, начал чаще приезжать в Лысково, которое полюбил с детских лет. Был он сентиментальным человеком, любил «свою» Большую Советскую, где они жили на четырех квартирах.

      Однажды, прогуливаясь в праздничный весенний денек по улицам своего детства, обратил внимание: почти в каждом доме из окон льются песни. Да ещё какие! Голоса звучат слаженно, красиво. Ещё бы, ведь в Лыскове до революции и в первые годы после неё были большие церковные хоры при каждом из 9-ти храмов.

      И тогда Геннадий Николаевич принял решение -  организовать хор в Лыскове. Жена одобрила его желание.

Хору быть!

     В те годы в Лыскове был небольшой хор при районном Доме культуры. Директором ДК был А.И. Желнов. Геннадий Николаевич увлек его своей идеей создать хороший хор в городе. Верным помощником стал ему председатель райисполкома Я.С. Костюхин. Если Г.Н. Муравина можно считать духовным основателем  хора, то Я.С. Костюхина – материальным его основателем. Ян Сергеевич действовал решительно, отдал приказ по всем учреждениям города: такого-то числа всем, кто имеет певческий голос, явиться в ДК, В назначенный день и час зал Дома культуры заполнила масса народа. Всех усадили. Костюхин сам пришел проверить явку.

      Г.Н. Муравин очень доброжелательно побеседовал с присутствовавшими , проверил голоса, отобрал нужных людей. Однако никто из тех, чьи голоса не подошли, не был обижен, так как музыкант разговаривал с ними очень тактично.

      - С будущими хористами Геннадий Николаевич побеседовал очень тепло и сердечно. Он с первого дня расположил нас к себе, - рассказывала участница хора педагог Л.И. Вавилова. – Репетиции бывали по субботам и воскресеньям. Он каждую неделю приезжал из Горького, ночевал в Лыскове.

     Людмила Ивановна поведала, что вскоре её семья и семья Г.Н. Муравина очень подружились, и он нередко оставался ночевать у них.

      Костюхин вскоре стал первым секретарем РК КПСС. Он по-прежнему не оставлял без внимания хористов, откликался на все просьбы: устроить ребенка в детский сад, а некоторым помогал даже с жильем. Когда шили первые костюмы участникам хора, тоже содействие оказывал. Он всегда приходил слушать выступления хора на праздниках в ДК. Это много значило для хористов и для Муравина.

     Ещё не участвовавший ни в одном смотре хор, прозанимавшийся первую зиму, направили на конкурс в Горьковскую филармонию. А там – строгое жюри, взыскательный профессиональный подход. Хор спел все отобранные номера. В первый момент – молчание. Потом подошли, подбежали к сцене, поздравляют Муравина, хористов. Получили диплом 1-ой степени. Н.Гусев, артист оперного театра, руководитель хора (лучшего в городе) медицинского института, подбежал к сцене совершенно ошеломленный:

- Николаич! Где ты их отыскал?! Молодые, красивые, прекрасные голоса! Отдай их мне!

-Нет, - усмехнулся Муравин, - не для того я их искал, чтобы отдавать.

Хору было присвоено звание любительского академического. Заключительный концерт состоялся в оперном театре. Сводный хор пел песню, которую исполняли лысковчане «Ленинградской правды свет». Её запевал Чуркин (бас), а на заключительном концерте – солист оперного театра Суханов.

- В течение 15 лет каждую неделю в субботу и воскресенье Г.Н. Муравин ездил из Горького в Лысково, чтобы проводить репетиции, по праздникам – чтобы быть с хором на выступлениях. На такое способен лишь человек, бесконечно любящий свое дело, - рассказывает участница хора В.М. Белянина, член районного совета ветеранов войны и труда.

      Увлеченность дирижера передавалась участникам хора. Появилась «семейственность» - мужья и жены, братья и сестры. Немало насчитывалось семейных пар: Подуздовы, Кашины, Шишины, Чуркины, Вавиловы, Мироновы, Маршевы, Бариновы, Желновы, Блиновы, Канашины, Скатуловы, Мишины. Прекрасные голоса были у В.Камышова, Г.Ваганова, В.Ладыгина, В.Кашолкина, Н.Пискунова, В. Старобинец, Л. Масловой, С. Масловой, А. Кривцовой, В.Беляниной, А.Понедельниковой, Г.Солодовой, А.Молодняковой, И.Мартыновой, Г.Тихонова, В. Сучкова, С.Апыхтина, М.Гребнева, А.Липатовой, Е.Баевой.

Триумфальные выступления

      Много путей-дорог прошел этот хор, и много наград на его счету. Лето 1963-го года. Первый Всероссийский смотр музыкальных коллективов в Москве. Участники хора привезли в столицу 19 песен, дали 9 концертов на открытых площадках, выступали в главном павильоне ВДНХ, в Измайловском парке, в парке культуры и отдыха им. Горького и других местах. Награда – диплом 1-ой степени. Высокую оценку получили лысковчане от Ирмы Яунзем, народной артистки СССР, которая пела на 63 языках народов мира: «Своим мастерством исполнения лысковчане окончательно стерли грань между периферией и крупными городами».

     С 19 по 25 января 1965 года хор участвует во Всероссийском смотре сельской художественной самодеятельности в Свердловске, где получил звание лауреата. На смотре выступали самодеятельные артисты из 8 областей: Горьковской, Кировской, Курганской, Оренбургской, Челябинской, Пермской, Свердловской, Тюменской.

    Отзывы прессы переполнены восторгом: «Самый большой коллектив с Волги – академический хор Лысковского Дома культуры. Люди научились петь, почувствовали вкус к акапелльным произведениям,  и теперь у них стало девизом: «Чем труднее, тем интересней». Под силу хору и Чайковкий, и Шуман, и Калинников». Газета «Уральский рабочий», поместив на первой странице несколько фотографий, писала: «Вот они, гости Свердловска, участники зонального смотра из Горьковской области: слесарь В.П. Кашин, техник И.А. Канашин, учительница В.А. Канашина, старшая пионервожатая Т.А. Маршева, слесарь А.А. Маршев, диспетчер В.И. Ладыгин, зав. базой «Сельхозтехники» Г.Н. Ваганов, лаборантка З.М. Желнова… Академический хор Лысковского районного Дома культуры (руководитель Г.Н. Муравин) поет светло, мягко, без нажима, используя традиционно народное русское многоголосие».

      1967 год. Г. Горький. Всероссийский смотр художественной самодеятельности, в котором приняли участие коллективы Горьковской, Владимирской областей, Мордовии.

     На областном зональном смотре в г. Кстове отличились солисты хора. Дипломы 1-ой степени вручены Владимиру Ладыгину за исполнение песни А.островского «Голос земли» и Алевтине Подуздовой за песни М.Блантера «Рано-раненько». Дипломы 2-ой степени получили Владимир Камышов, Галина Кановская и Владимир Шишин.

      Лысковчане валом валили на концерты в городе, чтобы послушать выступление академического хора, тем более, что певцы были свои, всем известные. Очень любили и руководителя Геннадия Николаевича Муравина, красивого, талантливого, доброго человека. Зал ДК ЛЭТЗ не вмещал всех зрителей, слушатели стояли по стенкам, приносили стулья и скамейки, устраивались кто как мог. Во время выступления стояла тишина, прерываемая только бурными аплодисментами. Вот какая программа была 27 февралч 1965 года: в первом отделении хор пел «В далекой гавани», «Ой, по-над Волгой», «Свердловский вальс», «Горько»; во втором отделении выступали солисты А.Подуздова, В. Камышов, Г.Ваганов, Е.Ражева, Г.Баева, мужской вокальный квартет (В.Камышов, В. Баринов, Г.Ваганов, В.Ладыгин).

      Но пришло время – и Г.Н. Муравин уходит на пенсию. В его честь хор дает концерт. От РК партии и райисполкома ему вручают приветственный адрес с поздравлениями и надеждой, что хор будет жить.

Улетел соловушка далёко…

     24 сентября 1974 года ночью Вавиловых разбудил телефонный звонок. Звонила дочь Муравиных: ночью на пароходе маршрута Москва-Астрахань скончался Геннадий Николаевич.

     В Горький поехали проводить любимого руководителя в последний путь Желновы, Мироновы, Подуздовы, Вавиловы, В. Камышов, А. Липатова, В. Быстрова.

    Маэстро готовил с нами песню «Соловушка», мы её ещё не пели, - вспоминает Л.И. Вавилова. – А слова Геннадия Николаевича: «Спойте её мне» остались в памяти. Улетел соловушка от нас, но светлая память о нем, о нашем замечательном хоре живет с нами, с теми, кто ёще ходит по этой земле. Наш академический хор был и для нас, и для всех лысковчан лучом света.

     Людмила Ивановна сказала также, что и дети многих хорситов выросли в атмосфере хора; закончили музыкальную школу дети Вавиловых, Желновых, Баевых, Скатуловых, Шишкиных и других.

     Академический хор Муравина не остался без последоваетлей: его традиции продолжали и другие хоры, участие в которых принимали и «муравьинцы». Особенно много души вкладывал в работу с хором ветеранов Ю.М. Носухин. В апреле 1997 года горожане отметили 50-летие творческой деятельности Юрия Михайловича. В концерте прозвучала 21 песня, написанная композитором Носухиным на стихи прекрасных лысковских поэтов В.Л.Градова, Н.А. Пискунова, К.А. Шопина, А.В. Печальнова и др.

     В последнее десятилетие в Лыскове работают прекрасные руководители хоров О.Новожилова, Л. Гайдаренко. В том и другом хоре ещё поют ветераны академического «муравинского» хора.

А.Н. Мясникова

 

 

 

 

 

Выпускники педучилища в хоре: Апыхтин С.С., Желнов А.И., Быстрова В.И., Вавилова Л.И., Канашина В.А., Кривцова А.И., Маршева Т.А., Мартынова И.В., Подуздова А.П.

 

 

 

 

  

 

 

И РАЗЛИЛАСЬ НАД ВОЛГОЙ ПЕСНЯ! ГЛАВА 1.

 

     "Великолепным было выступление на смотре народных талантов "Голоса России" Академического хора Лысковского Дома Культуры Горьковской области, отличающегося стройным звучанием, тонкой нюансировкой, тщательно подобранным репертуаром, начиная от произведений композиторов - классиков и заканчивая народными и советскими песнями".  Народная артистка РСФСР  Ирма Яунзем. " Академический хор Лысковского районного Дома Культуры поёт светло, мягко, без нажима, используя традиционно - народное русское многоголосие". Доцент Уральской консерватории Галина Петровна Рогожникова. " Самый большой коллектив с Волги - Академический хор Лысковского Дома Культуры. Пять лет назад любителей хорового пения в Лыскове по пальцам можно было перечесть. Теперь в нём больше 60 человек. Люди научились петь, почувствовали вкус к хоровым произведениям, и теперь для них стало девизом: " Чем труднее - тем интересней! " Теперь им под силу вокальные произведения и Чайковского, и Шумана. " Л. Бортвина. Все эти добрые слова на страницах уральских и горьковских газет в середине 60-х годов прошлого века были сказаны в адрес прекрасного Лысковского Академического хора Районного Дома Культуры, который в то время находился в одном из зданий усадьбы князя Грузинского. В Академическом хоре пели, конечно, не академики хорового искусства, а простые лысковчане. И профессии у них были самые обычные и с музыкой никаким образом не связаны. Кто-то из них работал слесарем, кто-то - учителем, кто-то - техником, а кто-то и заведующим базой "Сельхозтехники", но всех их объединила любовь к музыке, к хоровому пению. Откуда у человека такое стремление к прекрасному? На этот вопрос  дал ответ ещё древний грек Аристоксен: " Тело очищает врачевание, а душу - музыка". И добавить здесь нечего! Лысковский хор прошел большой и славный  творческий путь, начинал свои выступления с Домов Культуры Лысковского района, а через три года уже пел в Москве! Кто же стоял за всем этим успехом? Кто  сумел из обычных людей сделать мастеров хорового искусства? Об этом мы узнаем  во второй главе. 

И РАЗЛИЛАСЬ НАД ВОЛГОЙ ПЕСНЯ! ГЛАВА 2.

      25 июля 1908 года в Арзамасе в семье Николая и Серафимы Муравиных родился мальчик, которого назвали Геной. Кроме него, в семье было ещё трое детей. Отец занимался пошивом меховых шапок на продажу, а мать занималась домашним хозяйством и детьми.  Так бы и жили они, не тужили, если бы не вмешался в их жизнь "зеленый змий". Отец семейства стал частенько выпивать, и его супруга  Серафима Адриановна собрала пожитки и уехала с детьми в Лысково. Случилось это в 1913 году.  Вся ответственность за благосостояние семьи, воспитание детей легла на хрупкие женские плечи. И она справилась со всеми трудностями. Уже через четыре года Серафима Адриановна купила небольшую типографию, и в доме появился достаток. Но жизнь приготовила для неё ещё один довольно неприятный сюрприз. "Грянула" Октябрьская революция 1917 года и через год Советская власть национализировала типографию, сохранив право работать в ней бывшей хозяйке.  А жизнь, несмотря ни на что, продолжала своё движение вперед. Здесь, в Лыскове Геннадий Муравин последовательно закончил школу, педагогическое училище по специальности " Учитель начальных классов" и стал работать в исадской школе. Но больше всего в жизни молодого человека тянуло к музыке. Он самостоятельно научился играть на пианино и стал музыкально озвучивать немые фильмы в кинотеатре "Искра", который находился на улице Ленина. Но для дальнейшего музыкального "роста" было необходимо музыкальное образование. И здесь сработала "цепочка" лысковских знакомств: Геннадий Муравин дружил с Константином Стоговым, а тот в свою очередь водил знакомство с Александром Касьяновым, который в то время работал преподавателем в Нижегородском музыкальном техникуме. И всего лишь один телефонный разговор между друзьями юности решил судьбу способного юноши из Лыскова, а юноше, между прочим, было уже 19 лет.  После прослушивания Геннадий был зачислен в музыкальный техникум. Ещё будучи студентом, Муравин начал подрабатывать аккомпаниаторством в различных учреждениях города. Среди них: школа 1 Мая на площади Горького,  спортивное общество " Динамо", ПНД на Тихоновской (сейчас улица Ульянова). Пять лет учебы пролетели незаметно и в 1932 году Геннадий Муравин успешно заканчивает два факультета музыкального техникума: исполнительский (пианино), который был у него основным, и дополнительный  - хоровой. Жить и работать он остался в Горьком. Молодой специалист устраивается на работу в  "Дом чекиста", так народ "окрестил" клуб НКВД  на Воробьёвке (бывшая Малая Покровская). Здесь в клубе и произошли две исторические встречи, которые  повлияли на дальнейшую жизнь  Геннадия Муравина. 

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

И РАЗЛИЛАСЬ НАД ВОЛГОЙ ПЕСНЯ! ГЛАВА 3.

      "Дом чекиста" был построен на Воробьёвке (бывшая Малая Покровская) в 1932 году по проекту архитектора Александра Николаевича Тюпикова. Он был задуман как дом - коммуна, в котором проживали чекисты, но помимо жилых помещений там были и общественные: танцевальный, театральный и спортивный залы, а также помещение для занятий вокальным искусством. Вот здесь-то и познакомился молодой специалист Геннадий Муравин с человеком удивительной судьбы - Верой Степановной Славянской, которая родилась 30 декабря 1892 года в городе Радоме Люблинской губернии (сейчас это территория Польши). Росла Вера музыкальной девочкой. Училась вокалу у профессоров Московской консерватории С.Г. Логиновой, Е.А. Лавровской, Н.Ш. Сафроновой. Подростком поступила в "Славянскую капеллу", которую в 1868 году основал известный русский тенор Дмитрий Александрович Агренев, одновременно, взяв слово "славянский" как псевдоним. Этот хоровой коллектив были популярен не только в России, но и за рубежом. "Славянская капелла" успешно гастролировала в США, Англии, Германии, Франции, Швейцарии и Японии. Дмитрий Александрович был собирателем народных песен  и не только в России. Верным другом и помощником его  была супруга, Ольга Хритофоровна, которая занималась с солистами капеллы, возя с собой фисгармонию, планировала гастрольные поездки, подписывала контракты. Всю свою любовь и душу она вкладывала  в общее семейное дело. К 1887 году супруги Агреневы - Славянские подготовили около тысячи народных песен и былин. Благодаря им сейчас широко известны такие песни, как "Калинка", " Ах, вы, сени , мои сени", Эх, дубинушка, ухнем", "Вдоль по Питерской", которые впервые на широкой публике прозвучали в исполнении "Славянской капеллы". По тем временам выступление капеллы было настоящим шоу, в котором с 1882 года на выступлениях стали использоваться боярские костюмы 16 - 17 веков, ведь как-никак Дмитрий Александрович Агренев был выходцем из княжеского рода. Вот в какую знаменитую капеллу попала юная девушка Вера. Её первое выступление со "Славянской капеллой" состоялось в Ялте, где она спела народную песню " Гуляла я, девица, по лесочку" и романс Ольги Христофоровны Агреневой - Славянской "А из рощи, рощи темной, песнь любви несется". А затем Вера и вовсе породнилась со Славянскими, выйдя замуж в 17 лет за сына Дмитрия Александровича - Юрия. С рождением детей, выступления на сцене Вере Степановне пришлось оставить, но помимо воспитания четверых детей, она помогала мужу в его музыкальных делах: разбирала вокальные партии, ставила голоса  маленьким хористам.  В 1918 Юрий Дмитриевич Агренев - Славянский умирает от тифа.  В 1935 году Вера Степановна Славянская вместе с вторым мужем, Гавриилом Прокофьевичем Орловским по приглашению приезжают в город Горький для создания там Государственного ансамбля песни и пляски. Орловский стал художественным руководителем коллектива, а Славянская - педагогом по вокалу. Помимо этого основного занятия она возглавила вокальный кружок в "Доме чекиста", а аккомпаниатором в этом же кружке был Геннадий Муравин. Вот так произошла  встреча двух удивительных людей, знакомство которых позднее переросло в крепкую дружбу и музыкальное сотрудничество  на долгие годы.  

  

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                          

 

 

 

 

 

Славянская капелла

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вера и Юрий Агреневы-Славянские

 

 

 

 

 

 

 

       

 

                                 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вера Степановна Славянская

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

И РАЗЛИЛАСЬ НАД ВОЛГОЙ ПЕСНЯ! ГЛАВА 4.

      "Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом", - гласит народная мудрость. Этой мудрости следовал и пианист Геннадий Муравин. Нет, он, конечно, достиг высокого исполнительского мастерства в игре на пианино, но ему хотелось добиться чего-то большего в музыкальной сфере. Молодому пианисту хотелось самому руководить хором, а для этого был необходим опытный вокальный педагог. И подарком судьбы  для него стала Вера Степановна Славянская. На репетициях вокального кружка в "Доме чекиста" Геннадий Муравин, как губка, "впитывал" каждое слово, каждый жест, каждый совет Славянской, с которыми она обращалась к   участникам вокального кружка. И сам он не стеснялся спрашивать  Веру Степановну и всегда получал исчерпывающий ответ. От репетиции к репетиции молодой пианист стал набираться новых музыкальных знаний, но уже не как аккомпаниатор, а  как хормейстер.   На одном из занятий вокального кружка появилась новенькая. Приехала она в Горький с Украины в 1934 году, и звали её Мария Гриценко. После прослушивания новенькой Вера Степановна сказала Геннадию, что у неё хорошие музыкальные способности и, что ей надо учиться петь. Мария так понравилась Геннадию, что в 1939 году он предложил ей руку и сердце, на что та ответила согласием. Так в том же " Доме чекиста" произошла вторая историческая встреча для Муравина, которая повлияла теперь уже на его личную жизнь. После свадьбы Геннадий отправил Марию учиться в музыкальное училище при Московской консерватории, где она училась до 1941 года. С началом войны Мария Муравина вернулась в Горький.  В 1942 году Геннадия  призвали на действительную военную службу в запасной полк, но на фронт он так и не попал: у него открылась язва 12-и перстной кишки, он долго лечился, а в 1945 году его комиссовали.  Вера Степановна Славянская во время Великой Отечественной войны с концертами выступала в военных госпиталях. Лекарства лечили тело, а хорошие песни в исполнении певицы лечили, израненные войной, души солдат. Государство наградило Славянскую медалью " За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 гг ". После войны судьба вновь свела Геннадия Муравина и Веру Степановну Славянскую на музыкальном поприще. 

      

 

     

 

 

 

 

В центре Вера Степановна Славянская и Геннадий Муравин

 

 

 

 

 

 

И РАЗЛИЛАСЬ НАД ВОЛГОЙ ПЕСНЯ! ГЛАВА 5.

      Их творческое сотрудничество продолжилось в Горьковской капелле мальчиков, которая была создана в 1946 году для детей - сирот, которых после Великой Отечественной войны в стране было великое множество. Здание, где проходили репетиции и выступления капеллы, находилось на улице Свердлова (ныне Большая Покровская). Первым директором и организатором капеллы был Василий Павлович Малышев. Большой вклад в развитие капеллы внёс и Лев Константинович Сивухин, которого на должность хормейстера, ещё  17-летнего студента, пригласил Малышев. На стене здания за многолетний труд на благо капеллы Сивухину была установлена мемориальная доска.  В этой хоровой капелле Вера Степановна Славянская работала педагогом по вокалу, а Геннадий Николаевич Муравин пианистом. И работали они там вместе много лет. И когда ей стало трудно из-за возраста добираться до места работы, шефство над своей дорогой учительницей и наставницей взял Геннадий Николаевич. Дочь Муравина, Наталья Геннадьевна поведала мне эту трогательную историю: " Вера Степановна была уже дамой преклонных лет, очень преклонных лет и мой отец каждый Божий день приходил за ней. Мы жили на Верхней набережной, а она на улице Минина. И в любую погоду, в гололёд или в дождь он вёл её под ручку на Покровку на работу. Там она учила мальчиков из капеллы петь, ставила им голоса. А потом мой отец отводил её обратно". Время летело быстро и незаметно. И чем старше становился Геннадий Николаевич, тем больше его с неимоверной силой тянуло не в Арзамас, где он родился, а в Лысково, в котором прошли его юношеские годы, где он определился со своей профессией раз и навсегда, где он всей душой, всем сердцем полюбил эти удивительные места с заливными лугами, красавицей Волгой, с горами Лысой и Оленьей, с которых открывалась необыкновенная панорама на городок и окружающую его природу. Он приезжал сюда, и сердце его начиналось учащенно биться от радости встречи с самым любимым местом на Земле. С огромным удовольствием Геннадий Николаевич гулял по улице своей юности - Большой Советской и размышлял о том, что жизнь его удалась: он занимался любимым делом, дома ждал его уютный семейный очаг. Но где-то глубоко в душе, какой-то голос спрашивал его: " А что же ты сделал хорошего для своего любимого городка?"  И тут его озарило, как молнией! 

                            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

И РАЗЛИЛАСЬ НАД ВОЛГОЙ ПЕСНЯ! ГЛАВА 6.

     "Надо создать в Лыскове большой академический хор, ведь не зря же я столько лет перенимал вокальный опыт у Веры Степановны Славянской, чтобы он канул в лету",  - подумал Геннадий Николаевич и принял окончательное решение в пользу создания хора. Дома он поделился своими мыслями с супругой, Марией Васильевной, которая поддержала мужа в его стремлении создать хор в Лыскове, несмотря на свой ревнивый характер. И как всё сошлось! На одном из областных смотров Муравин встретился с Желновым Анатолием Ивановичем, который в то время руководил Лысковским районным Домом Культуры. Предложение о создании хора в РДК  было встречено им на "ура"!  И закрутилось, и завертелось! Поддержку оказал и Лысковский райком  партии в лице Яна Сергеевича Костюхина, который стал куратором только - только ещё зарождающегося хора. Надо сказать, что хоровая культура в Лыскове была достаточно развита. Ещё до революции 1917 года в храмах Лыскова на клиросах пели хоры. И в советское время хоровое искусство в городке развивали А. Кротов (МТС), Ю.М. Носухин (МФЗ), Н.Я. Мартьянов (школа № 1), Мамшов А.Г.  Поэтому Геннадию Николаевичу Муравину задача создания хора хоть чуть-чуть, но упрощалась. А на дворе шумела весна 1960 года. С площади Сенной на автобусе в Лысково отправляется будущий  руководитель Лысковского хора Муравин. Сегодня в РДК состоится прослушивание кандидатов. А в Лыскове уже для этого была проделана большая  работа.  Ян Костюхин узнав, что есть идея создать в маленьком городке большой хор, отреагировал мгновенно: собрал руководителей, рассказал им о хоре, руководителе, который будет приезжать из Горького, и попросил их организовать явку на прослушивание. Телефоны в эти дни в Лыскове раскалились до предела. Директор РДК  А.И. Желнов со своей супругой Зоей Михайловной, которая работала здесь же инспектором , обзванивали всех руководителей предприятий, учебных заведений, напоминая  о дне, когда состоится отбор кандидатов в хор.  И вот этот день наступил. Геннадий Муравин в высшей степени тактично прослушивал  каждого  кандидата в хор, Он играл на пианино, а претенденты  что-то пели. Если его что-то не устраивало в пении, то он очень вежливо говорил, что  нужно ещё подготовиться. Из большого количества участников прослушивания Геннадий Николаевич отобрал самых-самых. Продолжение следует.

 Александр Пономарев. 15.02.21.

Дата последнего обновления страницы 01.04.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»