Макарьевская ярмарка

Общество "Лысковский краевед"

Дата образования 2 ноября 1999 года 

 

Макарьевская ярмарка

 

 

   Начало большого периодического торга на среднем течении Волги относит нас к очень далеким временам. В первой половине XIII века он проходил на Арском поле, что около Казани. Однако в 1524 году Василий Иоаннович, воспользовавшись тем, что татары разграбили русских купцов, запретил им ездить в Казань и учредил русскую ярмарку в городе Васильеве на Суре. Но место было выбрано неудачно, т.к. город являлся пограничным и служил исходным пунктом в военных действиях против Казанского ханства. Поэтому встал вопрос о более спокойном, но таком же сподручном месте для меновой торговли. И такое место на среднем течении Волги нашлось.

   25 июля, в день памяти великого старца Макария, на святое место, что близ устья Керженца, стекалось множество его почитателей, чтобы помолиться праху павших мучеников, да и самому чудотворцу. Шли годы, и день памяти Макария стал приобретать форму традиции. И к разоренной обители уже более густыми толпами стали сходиться люди. А где народное сходбище, там всегда, пусть и небольшой, но торг, на котором можно было продать или же приобрести нужные товары. Приезжие купцы заметили, что, спустившись из Москвы или Вологды, или же поднявшись из Астрахани по Волге, они успевали, реализовав свой товар, вернуться до ледостава по своим домам. Спускавшиеся вниз по Волге наплавом или под парусом караваны судов подняться вверх по течению на бурлацкой тяге в течение одного лета не успевали. Этот фактор и сыграл решающую роль в закреплении за «сим святым местом» выгодного торга на среднем течении Волги. При этом, памятуя о преподобном Макарии, под чьим попечением устроился торг, волжские купцы выбирают его своим покровителем.

   И вот наступает 1620 год, когда инок Авраамий приходит на Желтые пески, чтобы восстановить обитель в честь преподобного Макария. В этом благородном начинании он встретил всемерную поддержку со стороны патриарха Филарета и царя Михаила Федоровича, представившего обители различные привилегии в виде жалования окрестных угодий с бобровыми гонами, бортными ухожьями, рыбными ловлями и боровыми лесами. Купечество также жертвовало средства для строительства монастыря. «Всем миром» обитель в честь преподобного Макария была быстро восстановлена. И судьба монастыря тесно сплелась с судьбой ярмарочного торга.

    Монастырь год от года богател от щедрых вкладов набожного русского торгового люда, а сама же ярмарка приобрела самобытный характер, т.к. собиралась у стен древней обители на монастырской земле, и стала собственностью самого монастыря, который взимал подати с приезжих купцов и пользовался всеми остальными прибытками с нее.

    Чтобы узаконить свои действия, 19 сентября 1627 года Авраамий обращается с челобитной к правительству Михаила Федоровича на право сбора таможенных пошлин. Царь дает свое согласие – «… с приезжих с торговых людей гостиные явки с человека по 3 деньги (1,5 копейки) и с товаров имати таможенного сбора с рубля по алтыну (3 копейки)». С этого же периода следует считать начало законного действия знаменитой Макарьевской ярмарки.

    Правительство же, со своей стороны, не вмешивалось в распорядки хозяйственного управления торжищем, не вмешивалось оно и в административное управление, которым также ведал монастырь, организуя охрану порядка и безопасности, наряжая особую стражу из монастырских служек, чиня суд и расправу архимандричьим судом. С другой стороны монастырь заботился и о благоустройстве самой ярмарки: строил торговые помещения и помещения для складирования товаров. Все дело на ярмарке велось патриархально, звон колоколов смешивался с гомоном суетливой многотысячной толпы, грохотом и лязгом выгружаемого товара.

    В 1641 году назначенный после смерти Авраамия игуменом Пафнутий добивается дополнительных прав: «забирать им таможенные пошлины … со всяких товаров на 6 денег с рубля, а ярмарке быть с 1-го числа июля ж по 30 число, всего четыре недели», реально же торги продолжались и более этого срока.

    Чтобы стимулировать развитие внутреннего рынка страны и взять под государственный контроль торг, правительство Алексея Михайловича издает 26 июля 1667 года особый указ: «И ныне указали мы, великий государь, на Макарьевской ярмарке нынешнего 175-го (года) и впредь торговать всяким торговым людям 5 дней беспошлинно, а с анбаров наем имать в монастырскую казну. После тех урочных дней таможенную пошлину со всяких торговых людей и с ыназемцев имать на нас, великого государя, а в монастырь таможенных пошлин и анбарного имать не велели».

   Но монастырские власти всполошились и через патриарха добились отмены указа. 31 августа того же 1667 года новый указ разрешил сбор таможенных пошлин на ярмарке в казну Макарьевской обители. Однако, он не получил прав сбора в полном объеме. Монастырю было определено Торговым уставом лишь по 6 денег с каждого рубля, вместо 10, остальные отдавались в приказ Большой казны.

    И все же увеличение срока действия ярмарки сыграло огромную роль в развитии торга. С этого времени (1641 год) Макарьевская ярмарка действительно становится всероссийским торжищем. А с 1666 года сюда начинают съезжаться уже не только российские, но и иноземные купцы из Индии, Персии, Швеции, Германии и других стран. Естественно и существенно расширился и ассортимент товаров. Главными из них на ярмарке оставались соль, хлеб, мед, лошади и скот. А из привозных - английское сукно, немецкие зеркала и металл, в том числе и оружие, а также драгоценные камни, индийский жемчуг, ткани и различные меха. Побывавший на Макарьевской ярмарке в 1691 году учитель Петра I Н.М. Зотов назвал ее «зело великим сходбищем, о котором думать всегда надлежит».

    Летом 1682 года архимандрит Сергий, воспользовавшись временно шатким положением правительства Софьи Алексеевны (в связи с восстанием стрельцов в Москве), добивается права монастыря на полный таможенный сбор с торгов.

    Борьба за таможенный сбор между правительством и монастырскими властями говорит об огромных доходах с ярмарочных торгов. В 1685 году на ярмарке было продано 680 тысяч пудов соли, оцененной в 42120 рублей. С 15 астраханских и 15 самарских стругов за продажу рыбы, в основном осетров и белуг, взяли пошлины 1582 рубля 6 алтын и 4 деньги. Огромные осетра с белугами, от 3 до 5 метров длинной, даже не выгружались на берег, а при продаже перебрасывались с борта одного судна на другое. Проданная в тот год рыба оценивалась в огромную по тем временам сумму – 31640 рублей. Еще большего размаха в тот год достигла торговля лошадьми, их было продано 3 тысячи голов. В то время рабочая лошадь-трехлетка стоила 2-3 рубля, боевой конь ценился дороже – 6-8 рублей. Общая цена пригнанных на ярмарку лошадей составила более 11 тысяч рублей. Купля-продажа лошадей на ярмарке являлась одной из основных статей дохода монастыря – «с продавца по 10 денег с рубля, а с шерсти (за организацию акта покупки) по 8 денег». Таким образом, в 1685 году монастырь получил в виде пошлины 1 тысячу рублей.

   Наряду с Соловычегодским пушным рынком Макарьевская ярмарка была известным местом оптовой закупки мехов, – шкурки тысячи зайцев стоили 30 рублей, сто рысей отдавались за 3 рубля, десяток лисиц шли по 8 рублей, сотня горностаевых шкурок по 8 рублей, а простая мерлушка 20 рублей за тысячу штук.

   Из продуктов питания, кроме хлеба, продававшегося крупными партиями из монастырских амбаров, в особо крупных объемах привозился на ярмарку мед и воск. Только с проданного в 1685 году меда монастырские власти получили в качестве пошлины 200 рублей, следовательно, весь проданный товар оценивался в 4 тысячи рублей.

   Всего в 1685 году Макарьевский монастырь с ярмарки получил 10673 рубля дохода. Проданный товар оценивался в 120 тысяч рублей, что составляло, приблизительно, десятую часть годового бюджета Российского государства во второй половине XVII века.

   Однако ярмарка росла, и объем торгового оборота с каждым годом увеличивался, а с ним, следовательно, увеличивался и доход монастыря, который в 1700 году составил уже 19775 рублей, в 1,8 раз больше. К середине XVIII века оборот ярмарки достигал 490 тысяч рублей, а к концу его исчислялся в 30 млн. рублей.

  В связи с этим возник новый этап подчинения Макарьевской ярмарки государственной казне. А начался же он в 1691 году с указа Петра I. Поводом для этого послужило утверждение, что в жалованной грамоте 1641 года особо о взятии пошлины с соли и рыбы не было написано. Но, чтобы не вносить сумятицу в ярмарочную торговлю возле монастыря, место продажи соли и рыбы предписывалось перенести на противоположный, лысковский, берег.

   Другая же причина к вмешательству правительства в порядки управления ярмаркой, кроме уплывания из рук государственной казны огромных доходов с полавочного сбора, была и не менее серьезная – это постоянные беспорядки у Макарьева в виде драк и разбойных нападений. Таким образом, в 1700 году указ Петра I кладет конец господству монастыря над ярмаркой. Монастырю в виде компенсации, за потерю доходов с ярмарки особым указом от 28 октября 1702 года приказывает выплачивать 2 тысячи рублей ежегодно. При этом обители разрешалось и дальше беспошлинно торговать, а также сдавать свои склады в наем приезжим купцам.

  При всех склоках с правительством, монастырские власти не забывали заботиться о приезжих купцах. К началу открытия торгов они готовили жилье, складские охраняемые помещения и торговые места – 672 лавки и 448 шалашей, это без учета импровизированных навесов возле пристаней на берегу Волги. А также гостиный двор, загоны для продажного скота и лошадей, паромную переправу через Волгу с лысковского берега, бани, харчевни. Словом, все, что требовалось состоятельному человеку во время многодневной жизни в чужом месте.

  Не забывались и простолюдины. Для бурлаков и работного люда недалеко вверх по Керженцу строятся бани, вокруг которых образовалось небольшое поселение под народным названием Вшивая Горка.

  Гостиный двор располагался близ монастыря за Святым ручьем и в XVII веке представлял собой рубленную прямоугольную в плане крепостицу, окруженную высокими стенами с четырьмя проезжими воротными башнями по центру каждого прясла и пятой – глухой, обращенной к берегу Волги, на которой постоянно стояла стража. В гостином дворе двухэтажные ряды разбивались на отдельные «ячейки», имевшие на первом этаже лавку с кладовой, а на втором – жилую гостиницу для постоя торговцев. Ряды тянулись несколькими линиями с широкими проходами между ними. Стены крепости были также превращены в торговые места: извне они были глухими, окна и окованные двери выходили лишь вовнутрь двора.

   Над проезжими башнями располагались горенки монастырских таможенных сборщиков, и никто не мог войти на гостиный двор без их досмотра. А с наступлением темноты ворота запирались и отдавались под надзор ночной стражи.

  Еще в гостином дворе находилась судная изба, где все споры и конфликты между торговцами решались игуменом (позднее - архимандритом), казначеем и сборщиком, специально назначенным для этого старцами.

   Для пополнения своей казны монастырские власти устраивали платные ночлежки, в особых загонах содержали обозы с лошадьми и, конечно же, питание. Состоятельным купцам все это представлялось в самом монастыре: выделялись просторные горницы в гостиницах, товары помещались в каменных кладовых, кормили обильно и сытно в трапезной палате, где одновременно усаживалось до 400 человек. Услуги и еду купцы оплачивали наличными и делали это по окончании торгов, при этом щедро одаривали вещами – золотом, жемчугом и драгоценными камнями на украшение риз или же в качестве прикладов к месточтимым иконам, а нередко одаривали обитель и не распроданными товарами – рыбой, солью, икрой, лошадьми и т.д.

  По всей территории торга устраивались до сотни хлебных печей-каменок, на которых два-три инока прямо на открытом воздухе пекли блины, калачи, пироги, варили щи и кашу. Вся эта деятельность приносила обители значительные прибыли. К примеру, в 1685 году только от обслуги торговцев монастырь получил 2978 рублей.

   Еще одной статьей дохода властей Макарьевского монастыря было содержание перевоза через Волгу. И хотя правый берег Волги и принадлежал Лыскову, но особым указом от 1646 года монастырю было разрешено осуществлять эту переправу. Согласно реестру взымания податей на переправах через крупные реки России, монастырские власти брали с большой торговой телеги по 6 денег, с простой телеги по 3 деньги, с верхового по 2 деньги и пешего по деньге. Так, в 1685 году монастырь получил доход с переправы во время ярмарочного торга 700 рублей, это с учетом проезда туда и обратно. Но это без учета потока людей по главному водно-транспортному пути – Волге. Также в первой половине XVII века монастырскими властями организовывается постоянно действующий судовой ладейный извоз - из Нижнего Новгорода до Макарьева и обратно.

   Ассортимент товара на ярмарке был очень велик. Из Павлова-на-Оке, Тулы, Галича и Тихвина доставлялись железо и сталь-уклад, холодное и огнестрельное оружие. Карабины и винтовки продавались по 2 рубля, а патроны к ним по 8 денег штука. Боевой лук с сотней стрел продавался всего за 18 алтын.

  Интересно обстояло дело с закупкой на ярмарке пушек, крепостных пищалей и самопалов. Их можно было заказать там же у мастера-оружейника, который прямо на месте изготовлял орудие нужных калибров.

   Из металлических товаров еще закупались колокола, нередко целыми наборами по 5-7 штук, из расчета по 4,5 рубля за пуд в литье.

   Восточные товары были представлены всевозможными бумажными тканями, бархатом, золотными и серебряно-ткаными кружевами, яркоцветной юфтью, драгоценными камнями и виноградными винами.

   Не менее значительными партиями к Макарьеву свозили товары местные кожевники и меховщики, резчики по дереву и кости, горшечники и кузнецы, ткачи-прядильщики и войлочники из Лыскова, Нижнего Новгорода, Балахны, Городца и т.д.

   Однако к середине XVIII века строения на Макарьевской ярмарке пришли в ветхость. В связи с этим 18 июня 1751 года издается царский указ, гласивший: «При Макарьевской ярмарке старый гостиный двор из дерева и многие лавки совсем обветшали, нужна новая застройка…». Но строительство началось только 17 марта 1806 года с нового каменного гостиного двора.

   Это было монументальное сооружение площадью 5500 квадратных метров с повышенной центральной частью, в которой находилась контора управления ярмаркой. Строительство его было закончено в 1809 году. Сам комплекс состоял из 3 каменных корпусов, 24 каменных и 2400 деревянных лавок. Вдобавок к ним, купечество на свои средства выстроило еще 12 корпусов и 1800 лавок. А этот грандиозный торговый комплекс окружал величественную биржу, находившуюся посредине площади. Всем строительством занимался инженер-майор Ракуза, по проекту выдающегося русского зодчего А. Захарова. Общая же площадь ярмарки приобрела размеры 500х780 метров, а с включением складской зоны составляла 1,3 кв. км.

   Посетив ярмарку в 1805 году, лейб-медик императорского двора Реман писал: «Гостиный двор занимает исполинское пространство: оно, может быть, есть величайшее на свете в своем роде здание и без сомнения единственное. Этот каменный четырехугольник втрое больше Санкт-Петербургского гостиного двора».

   Но в 1805 году появляется проект о переносе Макарьевской ярмарки к селу Юркину, однако, он вскоре был оставлен и ярмарка продолжала шуметь на прежнем месте. Пока 18 августа 1816 года на ней не произошел сильнейший пожар, уничтоживший 39 корпусов, вмещавших свыше 3-х тысяч лавок, биржу, 8 трактиров, дальний мост и другие строения. Убыток от пожара составил свыше 2-х млн. рублей. После этих событий ярмарка была закрыта. А с 15 февраля 1817 года и вообще была перенесена в Нижний Новгород, где просуществовала до 1929 года.

   Так закончилась история одной из крупнейших ярмарок мира, просуществовавшая с 1627 по 1816 годы, и оставившая у современников неизгладимые впечатления: «Нельзя в целом изобразить впечатлений, чувствуемых на Макарьевской ярмарке, надо видеть ее, чтобы составить себе представления о ней и понятие о бесчисленной толпе людей. Ярмарки Франкфуртская и Лейпцигская едва заслуживают названия ничего не значащих сборищ в сравнению с той, которая бывает в сем скудном месте».

Материал подготовил А. Окользин

ЛИТЕРАТУРА.

1. Житие преподобного Макария Унженского.

2. Мельников А.П. «Очерки бытовой истории Нижегородской ярмарки». Н.Н. 1993 г.

3. Нижегородский край. Факты. События. Люди. Под редакцией Н.Ф. Филатова. Н.Н. 1994 г.

4. Филатов Н.Ф. «Города и посады нижегородского Поволжья в XVII веке». Горький 1989 г.

5. История Нижегородского края в словаре Брокгауза и Ефрона. Н.Н. 1993 г.

Титов А.А. «Троицкий Макарьевский Желтоводский монастырь» 1910 г.

6. Галай Ю.Г. «Макарьевский монастырь» Н.Н.

7. Гумилев Л.Н. «Древняя Русь и Великая степь» М. 1992 г.

8. Гумилев Л.Н. «От Руси к России» М. 1992 г.

9. Крывелев И.А. «История религий» Т. I. М. 1975 г.

10. Тальберг Н. «История Русской церкви» Т. I. 1959 г.

11. Соловьев С.М. «История России» М.

 




Комментарии



Оставьте комментарий
Фамилия, имя, отчество
Ваш e-mail
Ваш статус
Ваш комментарий
Код:
Дата последнего обновления страницы 04.01.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»