Православное Лысково

Общество "Лысковский краевед"

Дата образования 2 ноября 1999 года 

 

Православное Лысково

 

 

 

Храмы Лыскова в 1682 году.

              «Книга Писцовая Лысковские волостя писма Кирилы Данилова да идячего Галактиона Михаилова 189 году».

            В книге мы находим первое упоминание о церкви «воимя боголепного Преображения Спасова спределом Николая чудотворца» (л.3). Была она деревянная, рубленая «влапу покрыта всятесом» (л.3 об.). А вот крест на главе был «объят» белым железом, как и маковка. Так же был сделан крест и над приделом святителя Николая. При входе в храм внимание привлекал величественный образ Преображения Господня «на золоте». Вокруг Спасителя были написаны апостолы и пророки, а над киотом «на золоте кругом ангелы», а на самом киоте еще и образ «Господа Саваофа». В церкви имелись также иконы Пречистыя нашея Богородицы: Одигитрия Страстныя, Неопалимая Купина, Благовещения. Блистали они золотом и серебром, и на них еще были жемчужные ожерелья. В этой летней церкви также имелись образа святителя Николая, пророка Божия Илии и преподобного отца нашего Макария «желтовоцкаго чудотворца» (л.5).

            В алтаре за престолом был образ Божией Матери, крест выносной «ананем написано распятие Господа бога и Спаса нашего Иисуса Христа над престолом образ воплощения Пресвятые богородицы» (5.об.). В алтаре же – паникадило медное «весу внем пять пудъ». На хоругвях изображение Спасителя и Похвалы Божией Матери. «Свеча поставная деревянная писана красками» (л.6). Там же находилась и иконасвараскевы Пятницы. У входной двери – Спасов образ со ангелами в киоте.

            В пределе святителя Николая сень и столбцы «назолоте». За престолом – образ «богородицы Корсунския вокладе по другой сторонеСпасов образ». Крест большой выносной деревянный был писан на золоте. Престол был «обложен спереди». Тут же находились иконы Воскресения Христова, житейная святителя Николая, преподобнаго отца Петра Афонского, Ануфрия (?) Великого, Марка Фраческого(?) и Василия блаженного. «вкивоте навохре над северными дверми образ Спасов нерукотворенаго», «образ Георгия Страстотерпца вжитье навохре» (л.6 об.).

            Упоминается и теплая церковь, которая была единственной в Лыскове в начале 17 века, в честь святого Иоанна Предтечи (л.7). В ней имелись следующие иконы: Воскресения Христова, Казанской Божией Матери, Николая чудотворца, запрестольная – Знамение, за «крылосом» архидьякона Стефана, «Пресвятые Тихвинские», Рождества Божией Матери. В храме Иоанна Крестителя упоминаются печатные книги: Евангелие напрестольное, минеи, Апостол, три Пролога, две книги Ефрема Сирина, «два потребника большие печатные», Псалтырь, Часослов, две книги жития «Николая чудотворца»  (л.8).

            От летней церкви Преображения Господня до теплой было 8 сажен (то есть около 16 метров). За алтарем находилось кладбище в 11 сажен до приказной избы и дома просвирницы. От храма святого Иоанна Крестителя до поповского двора – 6 сажен 8 четь. Дальше шли дворы. От храма Преображения к реке Сундовик было пространство в 10 сажен, а далее – опять же дворы. «А поп Иосиф Iвановунего приiмышъКормышко Iванов осми лет да работник Кирюшка Терентьев» (л.9 об.), у которого, в свою очередь, был сын десяти лет. Другого священника, проживающего тут же, в этой слободе, которая долгое время называлась Протопоповой (ныне известна как  Соборная или Красная гора), звали Федор Иванов. Может, сродник отцу Иосифу, а может, и нет. Ибо «Иванов» это еще не фамилия. Правильнее сказать: прозвание, - при этом использовалось у людей или прозвище или указывалось таким образом имя отца. Кстати, и у попа Федора помимо сына «васки» был приёмышГанко Гаврилов. У третьего попа Тимофея Григорьева был сын «Микишка». Упоминаются в Писцовой книге из проживающих в будущейПротопоповой слободе дьякон «Данило Голоктионов», дьячек Лучка Давыдов («унего три сына петрушка да Ивашко десяти лет бориско пяти лет»), пономари Степка Кузмин и Ивашко Дмитриов, просвирня вдовица матушка Фекла Осколкова, «унее два сына Иляшко тринацати летФедка девяти лет», «таможенной Галактион Михайловъ» и другие. Тут же были и дворы бобыльские. Любопытно записано имя одного из бобылей: владко Афона сеев сын Дряхлой, то есть Владко Афанасьев сын Дряхлого - у него было два сына: Ивашко да Тимошка. Тут мы можем видеть, что в перечислении причета церковного используются имена полные и неполные (уменьшительные). Когда речь заходит о священнике – имя вписывалось полное. А второстепенные лица – с уменьшительными суффиксами…

            Таким образом, на будущей Соборной горе находилось 28 дворов с общим числом жителей в 102 человека да две церкви (л.11 об.). Церковная же земля (для домашних нужд) находилась «впервом поле у врага Покики(?)», где стоял дубовый столб. Он отмечал, что слева – земля церковная, а справа – деревни «Головковы  земля».

            В Писцовой книге указывается год постройки Введенской церкви – 1657-й. Она была деревянная, рубленая, при ней – колокольница. Три креста были обложены белым железом (л.13). В «настоящей церкви престол одеян выбойкой полотняной крест на престоле нашит дорогой», Евангелие печатное «одеяно бархатом черным, Евангелисты серебряные на престоле два креста благословенные крест писан на золоте и другой на краске». Запрестольный образ: Божией Матери Одигитрия. Богослужебные сосуды – оловянные. В самом храме висели иконы «Спасов образ…образ Иоанна Предтечи и протчих святых четырнатцать икон». При этом обращает на себя внимание правописание: имя Иоанн пишется через «И», а не через «I» как в случае со священниками Iвановыми. Это может говорить о том, что написание Iван и им подобные уже воспринимались как обычный звук «и». Здесь же приводятся размеры храма: вместе с трапезой он был в длину 13 сажен 5 четей, а поперек – шесть сажен. В восточной стороне находилось кладбище до огородов причетников. Из данного описания мы узнаем, что «от церкви до журавлева переулка пять сажен». Всех церковных строений – дом попа Андрея Евфимова (именно: Евфимов – изначальная форма иностранного имени Евфимий).

            Церковь во имя Вознесения Господа нашего Иисуса «деревянная с трапезой построена» была в 1664 году. В ней были местные чтимые иконы Вознесения Господня и Казанский образ Божией Матери. Поп – Иван Зиновьев. Кладбище начиналось от Проезжей улицы, а от «ограды до церкви две сажени» (л.15 и л.18). Этой церкви принадлежали земли у Ляпунской дороги: десять десятин.

             В 1646 году был построен храм в честь Пресвятой Троицы. Пожалуй, самый богатый, потому что был каменный, крыт белым железом «немецкой чешуей» (л.18 об.). Церковь имела четыре главы, крытые белым же железом. А центральный крест – золоченый (!). В самом храме чтимые иконы Пресвятой Троицы (на золоте), Успения Пречиистыя Богороицы (на золоте) и образ Трех Святителей, а также на золотеНерукотворенный образ Спасителя. И еще многое, больше, чем в других храмах Лыскова. Есть некое мнение, что Лысково стало богатеть и строить храмы благодаря Макарьевской ярмарке, что-де богатые заезжие купцы давали средства. Однако это мнение не верно. Храмы в Лысковестроились лысковцами. Например, церковь Пресвятой Троицы построена была и вся утварь в ней закуплена лысковским крестьяниномАнтропом Левоньтьевым. Причем постройка велась на им же купленной земле (л.23).Тут же имелось кладбище также с восточной стороны, которое шло до мишкина двора. От этой церкви до проезжей большой улицы 24 сажени ( и думается, речь идет о съезжей дороге, ведущей на берег Волги, так называемая Старая дорога через луга). А «поперек того кладбища от переулка что после семенова двора от тропова довасильева двора муромцова дватцать две сажени».  При описании округи церковной понимаешь, что речь идет о той самой церкви, что стояла вплоть до 20 века на берегу реки Сундовик (именно там, где ныне съезд к паромной переправе через городскую дамбу-набережную). В 17 веке до Сундовика от храма было 9 сажен, занятых кладбищем же. В западной стороне недалеко от «кишкина двора рагозинникова стоят три кельи». В них жили поп Тимофей михайлов да подьячий Вавилко Микитин. 

            Церковь во имя «пресвятые богородицы честнаго Ея Покрова построена» в 1668 году. И вероятно, именно на том месте, где и находилась до самых советских времен, пока не была уничтожена (как и многие другие храмы).  В ней были чтимые местные иконы Спасовобраз на красках и «образ Покрова Пресвятой богородицы…на золоте» (л.23. об.).

В 1682 году упоминаются и два монастыря, которые тогда уже входили в границы Лыскова. В оградах были мужской в честь Казанской иконы Божией Матери и недалеко, под горкой – девичий монастырь Рождества Божией Матери.

В Казанском монастыре было два храма: летний и теплый. В рубленой деревянной церкви Казанской находился одноименный чудотворный образ. Теплая же церковь с трапезой названа была в честь святого апостола Иоанна Богослова; алтарь был круглый; покрыта тесом. Тут же – колокольня, шатровая, рубленая. На ней было: 7 колоколов благовестных 20-ти пудов, «другой семидесяти пудов» (л.30 об.). Имелись «часы весом сем пудов приведены к тем же пяти колоколам», а у часов – вестовой колоколец «десять гривеной». Упоминаются храмовые иконы: образ Господа Саваофа, Гурия и Варсонофия Казанских чудотворцев, Казанский образ Божией Матери и еще пятерых святых. Над калиткой образы святого Иоанна Богослова, Алексея человека Божия, Михаила Малеина и Петра Афонского. Игуменская келья пустовала. В своей келье жил только казначей монастыря старец Феодосий со своим сыном: «Куземка полурода». Тут же обитали неподалеку поп IаковАндреев с сыном по имени васка трех лет да дьячок «бывшей попъ Михайло Федоров сын Тоньков» (л.31).

Девичь монастырь имел также ограду, новую, «забрана кругом». В обители храм в честь Рождества Божией Матери с трапезой, рубленая.Попом был Федор Лукьянов, у него было два «сына Алешко да Ивашко десяти лет да еще племянник левка Иевлев кожевник да работник нешкакирилов пятнатцати лет» (л. 39 об.). Тут же жил и дъячекъ максимко Никитин сын. У той же церкви был дьякон «козма никитинъ (который) живет двором на Государеве тяглой бобыльской земле». Упоминается игуменья Екатерина; в монастыре же находился и двор Маровскойпустыни, а в нем жил «дворник лысковец бобыль Стенька Онтипьев».

Записано в Писцовой книге также, что в Лыскове была съезжая изба да двор воевоцкой, двор приставовъ. В Лыскове была торговая площадь, там находились три таможенных избы, две избы «пьющих», ледник, анбар брусяной. Был и нижний торг. Там также пьющая изба, ледник, поверх ево анбар. Тут же хлебная пивоварня, «в ней два котла железных больших четыре тчана изба…два колодезя да подлысковы же на ключах две винокурни совсеми винокуренными заводы медной посуды» (л.74 об.). Вот потому-то в Лыскове и названы были речки Медянки: посуду медную делали. Хотя при этом зафиксировано и такое наименование: Медяка речка (но думаю, что это просто описка). Еще обращает на себя внимание написание слова «тчан». Оно указывать может на то, что говор лысковский был особый. Преобладало, видимо, оканье(например, при записи имени Голоктионов, Ивашко); не было чоканья, но не наблюдается и ни соканье и ни шоканье. То есть слово «чан» не остается таковым, но и не переходит в «щан», как это можно наблюдать в северных русских говорах. Зато перед «ц» и «ч» проступает звук «т»… Перед звуком «о» звук «г» заменяется на «в», что характерно для наших мест, как и появление согласного «в» меж гласных «е-о».

Торговая пошлина же «збирали на великого Государя верные головы…повыбору земских старост стоварищи да они Головы стоварищина волжском берегу у перевозу с соли и с рыбы и (другой?) продажи и со всяких товаров пошлину збирают в лысковскую таможню» (л.75).

В конце подводится итог количественный. Население разделяется на старинное и пришлое. И тех и других – 160 дворов; пустых – 11 мест дворовых. И всего получается: 464 человека. При этом называется старинных крестьян – 341 человек, а пришлых людей – 80.

Интересно при этом отметить, что при некоторых именах указывается их промысел, но – по отцу: логинко Афонасьев сын овчинникъбориско андреев сын кузнецъ, бориско Патрекеев сын рыболовъ. То есть уже не достаточно было отчеств, но приобретало называние и по промыслам предков… А промысли те или иные имеют еще более глубинную историю, возводимую в родословие. Поэтому те же Кузнецовы по разным городам и весям Руси в древности были от одного предка, который был носителем таин кузнецкого дела…

Интересно наблюдать в Писцовой книге за написанием нашей реки Сундовик. Зачастую буква «н» выносится как бы в титло, то есть записывается не в строку, а поверх ее. Как бы тем самым подтверждая мою точку зрения, что Сундовик очень древнее славянское имя реки с Юсом Большим, могшее означать не что иное как судоходная…

В конце повествования хочу еще дополнить, что за лысковцами числилось за селом выгонной земли в полях 70 десятин да за рекой «ЗаСундовиком пядесят десятин всего стодватцать десятин пашни пахотные». Сено – в поемных лугах. Так, «в большом лугу двести копен» (л.73об.). Упоминается Заусадская земля «макарьева монастыря желтоводскаго наархимандрите збратией». То есть в эти годы заволжским монастырем управлял архимандрит, а с их земли, на которой работал некто человек Зиновьевского двора Васильева, «оброкушестнатцать(тысяч?) четыре дньги» по оброчной статье шло в Лысково же… Однако данная земля находиться могла не за современнымиИсадами, а за озером Садовое… Ибо упоминаемый монастырь в честь архидьякона Стефана, видимо, был еще самостоятельным в то время, и переправу с Заволгой держали лысковцы: «в Лысковском уезде нареке наволге на берегу наустье речки Сундовик монастырь архидьякона Стефана» (л.88). При этом речь идет о Лысковском уезде, как большей административной единице нежели волость (хотя была и Лысковскаяволость тоже).

Тут же, при межевании наделов, мы находим гидронимы: Валавка, речка Ушаковка, озеро Плоское, озерко Глухово, озера Россоха, Черное и Подгорное.

Наконец, любопытные находки обнаруживается в Писцовой книге. При селе Трофимове были земли Суздальского Покровского девичамонастыря, вот почему нередко до сих пор приходится слышать, что Трофимово еще называли и селом Монастырским, ибо оно было связано именно с упомянутой обителью града Суздаля (л. 85)…

Таким образом, к концу 17 века в Лыскове было 5 церквей и два монастыря, которые окормляли почти 500 жителей тогдашнего села. Но самый древний храм находился на современной Соборной (Красной) горе. Вся же гора, по сути дела, относилась к причту церковному, потому впоследствии и назвали местную слободу Протопоповой, когда после 1711 года храм Преображения Господня, одетый в камень, стал соборной церковью Лыскова. 

iерей Владимир Щанов 

 

Дата последнего обновления страницы 01.04.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»