Пивоваренный завод "Лысковский"

Общество "Лысковский краевед"

Дата образования 2 ноября 1999 года 

 

Пивоваренный завод "Лысковский"

 

 

Лысковский пивоваренный завод – памятник архитектуры эпохи модерна

 

 

  

Рекламный плакат Лысковского пивоваренного завода, начало ХХ в. Фото предоставлено А.А. Окользиным

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пивоваренный корпус. Фото 2005 года

 

 

 

  

 

   Рубеж XIX – ХХ веков был для России временем, когда капитализм, развиваясь стремительными темпами, вступил в свою высшую стадию. Этот процесс был связан, в первую очередь, со скачком роста промышленного производства в преимущественно аграрной до этого стране. Однако промышленный переворот произошел тем быстрее, что он был подготовлен рядом условий. Важнейшим из них было то, что среди крестьян, после отмены крепостного права устремившихся в города и пополнявших собой ряды пролетариата, было немало квалифицированных ремесленников-кустарей. В Нижнем Новгороде, третьем по величине городе страны, также как в ряде крупных городов Европейской части России, в это время активно шло формирование различных отраслей промышленности – машиностроительной, механической, судостроительной, мукомольной, пищевой. Более мелкие населенные пункты – уездные города и торгово-промышленные села - развивали традиционные, исторически сложившиеся ремесла и промыслы, дополняя многоотраслевую промышленность губернского города – центра будущей агломерации. Специфика Нижегородской губернии заключалась в существовании здесь различных видов крестьянского производства, давшего толчок к развитию соответствующих отраслей промышленности.

   К началу ХХ века крупное торгово-промышленное село Лысково, расположенное на берегу Волги напротив бывшей Макарьевской ярмарки (с 1817 года перенесенной в Нижний Новгород), сохраняло за собой роль важной хлебной пристани. В связи с этим здесь издавна было развито производство муки, крупы, солода, а также пивоварение и винокуренное производство. Лысковский краевед Ю.С. Ярымов упоминает о множестве ветряных и водяных мельниц по берегам рек Сундовика и Валавы [1]. Ряд дел из фондов Центрального архива Нижегородской области (ЦАНО) свидетельствует о существовании в Лыскове солодовенных и пивоваренных заводов – А.Н. Назарова, братьев Гладышевых [2, 3]. Наиболее крупным и передовым в этой области был основанный в 1860 году пивоваренный завод А.Ф. Ермолаева (впоследствии - наследников А.Ф. Ермолаева).

   Во второй половине XIX – начале ХХ века промышленные предприятия стали важным фактором, активно влияющим на облик городской среды. В силу своих крупных размеров, развитых объемных характеристик, активного силуэта, а также прямого функционального назначения – производства материальных благ, что было в то время признано важнейшим видом исторической деятельности, промышленные здания стали претендовать на роль высотных и смысловых доминант в структуре городов и поселений, то есть на роль, которая традицией, освященной веками, отводилась лишь культовым сооружениям. Лысковский пивоваренный завод наследников А.Ф. Ермолаева, обновленный в начале ХХ века, обогатил облик старинного волжского села, не нарушив при этом исторически сложившейся композиции его главного, речного фасада. По размерам и высоте основные заводские корпуса оказались сопоставимыми с главными церковными зданиями Лыскова – Спасо-Преображенским собором (высота храма с крестами – 40 м, высота колокольни со шпилем – 51 м) и Вознесенской церковью (высота с крестами 39 м). Это единственный пример появления столь крупных сооружений в застройке села начала ХХ века, отличавшейся мелким масштабом зданий и малой этажностью (один - два этажа).

   Завод находился на окраине Лыскова, за Нижегородско-Казанским почтовым трактом, и занимал обширную площадь -  около 33 га. Это позволило отступить от традиционного в регулярном градостроительстве квартального принципа застройки и привело к свободному размещению зданий на участке, обусловленному удобством функциональных взаимосвязей и технологическим циклом. (Подобная застройка «павильонного» типа, апробированная при устройстве Всероссийских и региональных выставок, была в то время характерна для учебных и больничных комплексов). Фиксационный генплан 1926 года [4] дает представление об автономном заводском «городке», включавшем помимо производственных и складских зданий, целый ряд обслуживающих и вспомогательных построек – дома для служащих, бани, погреба, столовую, мойку, силовую станцию, водокачки, кузницы, мельницы, конюшни (всего более тридцати строений – каменных и деревянных). Участок, отличавшийся развитым рельефом, имел крутой склон к реке Валаве. Отдельные мелкие строения (жилые дома, сараи, конюшни, мельницы) находились на нижней береговой террасе; однако все крупные производственные корпуса были сосредоточены на верхней, относительно ровной площадке, примыкавшей к тракту. Солодовня и пивоваренный корпус, составляющие ядро всего комплекса, размещались в геометрическом центре участка. Красную линию формировали более мелкие здания, по масштабу приближенные к жилой усадебной застройке на противоположной стороне тракта, – здание конторы, дом для служащих, оранжерея. Большинство построек было ориентировано перпендикулярно или параллельно направлению тракта, вписываясь, таким образом, в воображаемую прямоугольную сетку. Силуэтными акцентами комплекса были высокая вентиляционная труба солодовни (около 32 м), а также дымовая труба рядом с пивоваренным корпусом. Выразительность обоим корпусам придавали расположенные на крышах крупные фонари с вентиляционными решетками.

    До конца XIX века промышленные здания существовали вне сферы «высокой архитектуры», с ними связывались лишь самые утилитарные представления. На рубеже веков ситуация меняется: необходимость эстетического осмысления новых конструкций, материалов, технологий заявила о себе в архитектуре модерна, который впервые сделал попытку отождествления полезного (утилитарного) и прекрасного (художественного). Кроме того, в условиях быстро развивавшейся промышленности здание завода, фабрики стало одним из символов современности, технического прогресса, машинного производства. Отсюда неповторимое по силе эмоциональное воздействие промышленной архитектуры модерна – «правдивость» материалов и конструкций в сочетании с выразительностью, экспрессией отдельных объемов и образа в целом. Для Нижегородской губернии, где крупных промышленных комплексов было сравнительно немного (по сравнению, например, с Центральным промышленным районом), архитектура Лысковского пивоваренного завода была по-своему уникальной.

   Архитектурный облик прямоугольного в плане (37х11 м) трехэтажного пивоваренного корпуса, построенного в 1903 году [5] из лицевого красного кирпича, строг и прост. Это образец рационального кирпичного стиля - демократичной разновидности эклектики последней трети XIX в. Плоские фасады расчленены лопатками, что отражает внутреннюю планировочную структуру с крупными производственными цехами. Объем лестничной клетки выделен легкой раскреповкой со щипцовым завершением. Различные размеры и форма окон, обусловленные функциональным назначением отдельных помещений, в то же время являются отличительной чертой архитектуры модерна. К приметам этого стиля относятся и выступающие над карнизом столбики-тумбы, увенчанные шарами, и круглое окно лестничной клетки с характерным декоративным обрамлением. Горизонтальные пояса в верхней трети оконных проемов, как бы «стягивают» объем здания и в сочетании с лучковыми перемычками окон задают излюбленный в модерне волнообразный ритм. Главными украшениями здания являются широкий ступенчатый фриз, где мелкая пластика создана узором кирпичной кладки, и накладные, как бы свисающие прямоугольные фестоны в верхней части щипца лестничной клетки. По проекту 1903 года с южной стороны к пивоваренному корпусу пристроен перпендикулярный одноэтажный объем, двухосный торец которого оформлен аналогичными фестонами. В силуэте щипца с прямоугольным выступом по оси симметрии прослеживаются неоготические мотивы. Однако фиксационный фасад 1926 года [6] отражает иную картину: торец пристройки приобрел формы рационального модерна с его атрибутами – характерным абрисом, витражом над входом, крупной лучковой аркой, членящей фасад и выявляющей единое внутреннее пространство.

   К югу от пивоваренного корпуса по одной линии с ним в 1906 году строится четырехэтажный солодорастительный корпус (солодовня). Установлено, что изначально проект был выполнен в духе «чистого» модерна [7], в присущих этому стилю пластичных, словно оплывающих формах. Фасады проектировались в двух контрастных материалах (очевидно, лицевой кирпич и штукатурка). На главном западном фасаде представлены пять различных типов окон, в том числе прямоугольные со скошенной нижней частью, объединенные по два и по три, а также круглые. Надкарнизные столбики-тумбы с вертикальными прорезями соединены декоративными металлическими решетками. При живописности фасадных форм планировочная структура проста и рациональна. Прямоугольный в плане объем (38х12м) разделен поперечными несущими стенами на три неравных части. Лестничная клетка размещена в прямоугольной пристройке с восточной стороны. Вторая открытая металлическая лестница на кронштейнах «висит» на северном торце здания. Северная повышенная часть корпуса, близкая в плане к квадрату,  увенчана высокой полусферической кровлей. По углам этот своеобразный купол фланкируют столбики с вертикальными прорезями и  часто встречающимися в архитектуре модерна декоративными мотивами растительного характера, напоминающими раскрывающийся бутон цветка. Эти элементы в сочетании с плавно круглящейся кровлей и формой крупных слуховых окон придают силуэту здания пластичность и выразительность. Массивная вентиляционная труба, завершающая северный объем здания, придает ему сходство с формой бутылки. Надо отметить, что при всей курьезности подобного образного решения, оно не было единичным. Известны фотографии начала ХХ века, запечатлевшие ресторан возле пристани в Казани и павильон по продаже виноградного сока Н.Н. Бекетова (место не указано), где подобные формы успешно выполняли рекламную роль [8].

   Проектный чертеж фасада солодовни подписан одним из совладельцев завода Федором Ермолаевым, имевшим специальность гражданского инженера и принявшим на себя надзор за производством строительных работ. Есть основания полагать, что он являлся также и автором архитектурной части проекта.

   Построенное здание солодовни, сохраняя заданную проектом этажность, планировочную структуру и силуэт, получило более рациональный архитектурный облик. Прежде всего, оно было выполнено в едином материале – лицевом красном кирпиче. Венчающая часть башенного объема была значительно упрощена – вместо сферической кровли была выполнена скатная. С восточной и западной сторон ее прикрывали фигурные аттики, на одном из которых размещена дата постройки – 1906 год. Членения продольных фасадов, заданные лопатками, соединенными поверху лучковыми арками, по сравнению с проектом стали более частыми и равномерными. Форма окон также изменилась – на третьем, четвертом и пятом этажах появились проемы с полуциркульными перемычками, объединенные по два и по три едиными лучковыми бровками. Мотив волны, столь характерный для модерна, подчеркнут в каждой тройке окон сдвижкой по вертикали центрального проема по сравнению с боковыми. Между первым и вторым этажом появился пунктирный пояс из фигурных ниш-филенок. Особенно выразительно выглядит светло-серый штукатурный прерывистый пояс в уровне окон четвертого этажа, а также широкие полосы из вертикальных «прорезей» между вторым и третьим этажом углового объема и на его аттиках. Изменение облика здания по сравнению с проектом отражало как жизненные реалии – соображения целесообразности и экономии, так и динамику развития в мире архитектуры, где на смену декоративному модерну пришел модерн  с использованием форм исторических стилей.

   В последующее десятилетие, между 1906 и 1917 годами, с северной стороны к зданию солодовни была сделана четырехэтажная пристройка в три оси окон; длина корпуса, таким образом, была увеличена до 52 м, а главный, восточный фасад получил трехчастную композицию. Более крупные членения пристройки, иные пропорции и упрощенная трактовка деталей, сбивки в горизонталях окон вносят небольшой диссонанс в облик здания. Однако в целом это выразительный образец промышленной архитектуры своего времени. Мощные стены из красного кирпича, узкие окна-бойницы придают зданию солодовни монументальность, суровость, вес, подчеркивая его производственной назначение и в то же время рождая ассоциации с укрепленным средневековым замком.

   Из небольших построек комплекса до наших дней сохранились здания конторы завода, бондарки-медоварки, мойки и силовой станции (последние два – в сильно перестроенном виде).

  Деревянное двухэтажное здание конторы завода, выполненное с имитацией западноевропейской системы фахверковых конструкций, сохранило прекрасные резные деревянные детали – ограждение балкона второго этажа, поддерживающие вынос кровли и балкон фигурные кронштейны в нарочито огрубленных стилизованных формах, филенчатые створки входных дверей. К сожалению, фасады здания искажены позднейшими перестройками. В интерьере вестибюля сохранилась деревянная парадная лестница с изогнутым поручнем и ограждением из массивных балясин сложной формы, обшивка потолков и нижней части стен дубовыми панелями, паркетные полы.

   Интерес также представляли здания мойки и силовой станции, ныне вошедшие в состав современных заводских построек. Небольшое здание мойки по образу напоминало миниатюрную лютеранскую кирху со шпилем, венчающим треугольный щипец восточного фасада [9]. Силовая станция была выполнена в формах рационального модерна с выявлением конструктивной системы устоев и перемычек и большими остекленными плоскостями [10]. Технический характер здания подчеркивала выступающая над его крышей вентиляционная шахта. По стилистике силовая станция перекликалась с находящимся рядом одноэтажным объемом пивоваренного корпуса; очевидно, обе постройки возводились одновременно.

  Говоря об архитектуре Лысковского пивоваренного завода, необходимо упомянуть о другом промышленном предприятии, также принадлежавшем наследникам А.Ф. Ермолаева. Это так называемый Новолысковский пивоваренный завод на улице Почаинской в Нижнем Новгороде. В 1908 году в его составе было возведено новое пятиэтажное производственное здание. Сравнение чертежей его проектного фасада [11] с проектным фасадом солодовни в Лыскове позволяет выявить ряд общих черт – обрамление арочных окон четвертого этажа в сочетании со штукатурным горизонтальным поясом-«ремнем», упруго выгнутые, словно напряженные линии членений фасадов, рисунок металлических решеток. Чертеж фасада врачебного отделения также подписан Федором Ермолаевым.

   Как отмечал видный исследователь В.Г. Лисовский [12], архитектуре второй половины XIX – начала ХХ века был присущ историзм, а также определенная повествовательность, «словесность». Стилистика здания чаще всего определялась его назначением. Возможно, присутствие неоготических мотивов в архитектуре Лысковского пивоваренного завода объясняется вполне логичным обращением к архитектуре Германии и Чехии - стран с развитыми традициями пивоварения. В сочетании с чертами рационального и «историзирующего» модерна это позволило создать выразительный, запоминающийся облик, апеллирующий к истории и в то же время современный. Лысковский пивоваренный завод – замечательный образец промышленной архитектуры модерна. Ему присвоен статус объекта культурного наследия регионального значения. В настоящее время, несмотря на многочисленные пристройки, контрастирующие с историческим ядром, облик главных корпусов завода не претерпел сильных изменений. Они эксплуатируются в соответствии с изначальным функциональным назначением, чем подтверждается технологичность, прочность и эстетичность производственных зданий эпохи модерна.

 А.В. Лисицына,

кандидат архитектуры,

доцент кафедры архитектурного проектирования

Нижегородского государственного

архитектурно-строительного университета

 

Опубл.: Приволжский научный журнал / Нижегор. гос. архитектур.-строит. ун-т. 2007. № 2. С. 80 - 87. Перепечатано с сайта: http://www.opentextnn.ru/space/littlesityes/lyskovo/?id=3875

 

Литература и источники:

1.        Ярымов Ю.С. Лысково: История, география, культура, экономика, перспективы развития. Нижний Новгород, 1997. С. 46.

2.        ЦАНО. Ф. 5. Оп. 51. Д. 20769. Дело по прошению личного почетного гражданина А.Н. Назарова об утверждении чертежей солодовенного завода, находящегося в селе Лыскове Макарьевского уезда.

3.        ЦАНО. Ф. 5. Оп. 51. Д. 21816. Дело по прошению крестьян села Лысково Макарьевского уезда братьев Е.А., Ф.А. и Г.А. Гладышевых об утверждении чертежей на три солодорастительных завода, существующих с 1851 года в селе Лыскове Макарьевского уезда Нижегородской губернии.

4.        ЦАНО. Ф. 1679. Оп. 4. Д. 41. Лысковский пивоваренный завод НГСНХ, опись и чертежи. Л. 9.

5.        ЦАНО. Ф. 5. Оп. 50. Д. 16131. Дело по прошению наследников А.Ф. Ермолаева, потомственных почетных граждан Василия, Сергея и Федора об утверждении чертежей на постройку пивоваренного завода в селе Лыскове. Л. 10–12.

6.        ЦАНО. Ф. 1679. Оп. 4. Д. 41. Л. 27-28.

7.        ЦАНО. Ф. 5. Оп. 50. Д. 17329. Дело по прошению наследников А.Ф. Ермолаева о разрешении постройки солодовенного завода при селе Лыскове Макарьевского уезда. Л. 24-27.

8.        Градостроительство России середины XIX – начала ХХ вв. / Под общей редакцией Е.И. Кириченко. М. : Прогресс-Традиция, 2003. С. 250.

9.        ЦАНО. Ф. 1679. Оп. 4. Д. 41. Л. 42.

10.    Там же. Л. 32.

11.    ЦАНО. Ф. 5. Оп. 50. Д. 18452. Дело по прошению наследников Ермолаева А.Ф. о разрешении постройки врачебного отделения при пивоваренном заводе по Почаинской улице. Л.18-19.

12.    Лисовский В.Г. Национальные традиции в русской архитектуре XIX – начала ХХ веков. Л.: Знание, 1988. С. 5.

Дата последнего обновления страницы 01.04.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»