Жизненный путь и служение священника-старообрядца Павла Коломенского

Общество "Лысковский краевед"

Дата образования 2 ноября 1999 года 

 

Жизненный путь и служение Павла Коломенского

 

 

 

Царь Алексей Михайлович Романов

Патриарх Никон (Никита Минин (Минов)

Раскол. Жизненный путь и служение священника-старообрядца Павла Коломенского

   XVII век называют «веком потерянного равновесия». Именно этот век известен расколом в Русской православной церкви. Причиной же раскола была реформа, затеянная молодым и боголюбивым царем Алексеем Михайловичем. А, патриарх Никон был привлечен к уже начатому делу, но именно он вложил всю страсть своей бурной и опрометчивой натуры в исполнение этих преобразовательных планов. Однако, главная острота Никоновской реформы была в резком и огульном отрицании всего старорусского чина и обряда. Его не только заменяли новым, но ещё объявляли ложным, и в 1656 году оно было предано анафеме. Стефан  Вонифатьев и Федор Ртищев во главе с царем решили возвысить религиозно-нравственную жизнь народа и духовенства, уничтожая господствующие в ней пороки и недостатки. Ввиду этого они изыскивают между тогдашним духовенством таких лиц, которые бы заявили себя строгой жизнью, горячей ревностью в делах благочестия, неуклонным исполнением церковных правил и постановлений, готовностью на энергичную борьбу с различными общественными пороками и недостатками. Таких лиц Стефан приближает к себе и более выдающихся из них, при содействии государя, ставит на видные протопопские места в различных городах с  тем, чтобы они своими поучениями и обличениями воспитывали народ в духе благочестия, уничтожая господствующие в нем пороки и недостатки, чтобы для всего местного духовенства они служили образцом надлежащего исполнения ими своих пастырских обязанностей. Своими ближайшими помощниками и сотрудниками в деле публичной церковной проповеди и восстановлении церковных порядков в самой Москве Стефан Вонифатьев, с одобрения Ртищева, избирает несколько человек, в том числе и из среды нижегородских священников, которые к тому времени входили в провинциальный кружок «ревнителей благочестия»: Никон, Аввакум, Иван Неронов, Илларион (Яковлевич), Илларион (Ананьевич) и Павел.   Их имена известны и сейчас.

  Но Павел, впоследствии ставший епископом Коломенским, оказался в тени более знаменитых современников. Лишь старообрядческая традиция, напротив, имеет великое множество «Сказаний» о епископе Павле. Однако, отделение в них легендарных сведений от собственно исторической правды представляет немалую трудность.

  Епископ Павел Коломенский – один из важнейших персонажей русской духовинной истории XVII столетия. Но его имя не привлекало внимания ученых. Поэтому сведений о нём сохранилось мало. Факты биографии Павла Коломенского упоминались лишь в житиях  патриарха Никона, Ивана Неронова, Аввакума, святителя Иллариона Суздальского. Это и определило поиск сведений о святителе Павле. Раскол, произошедший в XVII веке, разделил не только православную веру, но и судьбы людей, живших в то время.

  Будущий епископ (мирское имя его неизвестно) родился в селе Колычево (недалеко от Лыскова). Время рождения архиерея нам неизвестно. Историк Д. Урушев считает, что Павел родился в 1605 году, по мнению П.Паскаля – в 1620 году, он же называет нам и отца будущего епископа – «добрый священник по имени Иван». Известно, что у священника Иоанна учился грамоте Никита Минин (Минов) – будущий патриарх Никон. Если Никита действительно учился у священника из Колычева и жил в его доме, то можно предположить , что будущие архиереи дружили с детства. Здесь прошли отрочество и юность Павла. «С гор» будущий епископ перешел на левый берег реки Волги – «в леса», но в каком году это произошло, неизвестно.

  Мы встречаем Павла в Макарьевском монастыре на Желтых Водах. Здесь поповский сын принял постриг и был наречен Павлом. В обители инок Павел исполнял послушание казначея. В 1632 году «строитель Авраамий и казначей старец Павел приобрели за 260 рублей большой благовестный колокол весом в пятьдесят пудов». Также мы находим сообщение о нем в духовной памяти строителя Макарьево-Желтоводского монастыря Авраамия. «Кои казначеи при моем животе у строения в казенной службе были: казначей старец Иосиф, да казначей старец Анисим, да казначей старец Павел». Это упоминание относится к 1636 году. В завещании Авраамия, датированном 5 апреля 1640 года, содержится указание, чтобы до постановления игумена управление Желтоводской обителью было поручено «того же монастыря казначею старцу Павлу, да старцу Леонтию Макарову, да старцу Иосифу». В связи с этим фактом, можно с уверенностью сказать, что П.Паскаль ошибался по поводу года рождения Павла: если бы он родился в 1620 году, в 1632 году ему было бы 12 лет. Но и 1605 год не вполне подходит, так как у Павла была сестра Ксения, которая родилась в 1631 году. Получается разница в 26 лет, что маловероятно. В ноябре 1652 года Павел был рукоположен Никоном в епископы подмосковного города Коломны, церковная же традиция гласила «поставлять в епископы лиц не моложе 40 лет», это означает, родился будущий епископ примерно в 1612 году. Итак, мы уже знаем, что в 1640 голу Павле находился в Макарьево-Желтоводском монастыре.

 Нам неизвестно,  чем занимался он в период с 1640 по 1651 год, находясь в прославленной обители. В 1640 году по высочайшему указу царь пожаловал игумену Пафнутию с братией собирать монастырю торговые пошлины с  Макарьевской ярмарки именно в эти годы, благодаря значительным доходам от ярмарки, в монастыре в начале 1640-х годов началось активное каменное строительство. С самого начала своего восстановления обитель оказалась в центре движения по обновлению духовной жизни страны. Многие из тех, кто был связан с Макарьево-Желтоводским монастырем в 1645 году составили в Москве кружок «ревнителей благочестия» и впоследствии сыграли важную роль в судьбе страны.

 Летом же 1651 году Павел был призван в Москву и возведен в патриархи Иосифом на должность игумена древнего Пафнутьева монастыря в Боровске. На игуменство в прославленной обители Павел был определен по совету Никона, ставшего к тому времени новгородским митрополитом и другом молодого царя Алексея Михайловича. В 1652 году высшее духовенство Русской православной церкви съехалось в столицу на Собор и избрало двенадцать «мужей духовных», достойных занять патриаршую кафедру. Среди них упоминается и имя Павла. По воле государя патриархом был избран Никон. Участие в выборах Боровского настоятеля и прочих «мужей духовных» заведомо было лишено всякого смысла, хотя и свидетельствует  о том, сколь высокого мнения были о Павле современники.

  Начало нового патриаршества не предвещало игумену ничего плохого. В ноябре 1652 года Павел был рукоположен Никоном в епископы подмосковного города Коломны. На Коломенской кафедре епископ Павел занимался не только водворением канонического порядка в пределах своей епархии, но и вел активную деятельность по благоустройству своего архиерейского двора. Греческий путешественник архидьякон Павел Алепский описал взаимоотношения епископа Павла с воеводами: «Епископ распоряжается в воеводствах с властью, не допущающей прекословия. Здесь архиерейское служение ведется хорошо… Поистине архиерей в этой стране есть важнейший правитель, коему подчиняется воевода». Святитель Павел показал себя здесь строгим ревнителем канонов благочестия церковного, рачительным и заботливым  хозяином, строителем храмов, с толком, устраивающимся на новом месте. 

В 1653 году патриарх Никон прислал Иоанну Неронову «память» (циркуляр) о сложении перст и о поклонах.  В ответ не согласные с этим «боголюбцы» направили царю грамоту, под которой стояла подпись и епископа Коломенского Павла. Царь передал грамоту самому патриарху Никону, и расправа последовала незамедлительно: протопопы Аввакум, Даниил, Иоанн Неронов и прочие защитники устоявшихся обрядов были арестованы и сосланы. Правда, епископа Павла гнев патриарха пока не коснулся. Столкнувшись с противодействием своим реформам, патриарх решил подтвердить их авторитетом церковного Собора, который и был созван в конце марта – начале апреля 1654 года. Никон собрал Собор только из таких лиц, от которых не ожидал услышать никакого противоречия.

  В перечень предложенных для рассмотрения вопросов патрарх Никон включил и вопрос о земных поклонах на великопостной молитве Ефрема Сирина. Когда этот вопрос был предложен, епископ Павел заявил своё особое мнение – единственное свободное высказывание за всё время работы Собора. Свою точку зрения епископ Павел аргументировал ссылками на два древних устава – «харотейной» и «писмяной». Подпись Коломенского и Каширского епископа Павла стоит под актами собора среди прочих. Здесь оговаривается  его особое мнение о поклонах: «А что говорил на Святом Соборе о поклонех и тот устав харатеиной во оправдание положил зде, а другой писмяной». Открытое столкновение с патриархом Никоном не могло пройти бесследно для Коломенского епископа. Но авторитет, которым пользовался епископ Павел в Церкви, первоначально побудил Никона прибегнуть к мирным уговорам, с целью убедить «стропливого» епископа изменить своё мнение о реформах. По старообрядческому преданию, этот спор закончился тем, что Никон сорвал с Павла мантию и собственноручно избил без милости. Вскоре епископ Павел был сослан на Онежское озеро в Палеостровский Рождественский монастырь. Условия содержания здесь были крайне тяжелыми. О своих несчастьях и заточении в тюрьме Павел писал Иоанну Неронову, который отправил челобитную царице Марии Ильиничне, содержащую просьбу о заступничестве епископа Павла.

 Но суровые испытания не сломили святителя, он был уверен, что преследования скоро закончатся. Старообрядческое предание сообщает об активной проповеднической деятельности Павла: «Не малое время… ясным гласом и светлою душою древлецерковного благочестия светлость свободно проповедающу». По преданию, в Палеостровском монастыре Павел провел полтора года. Его широкая проповедническая деятельность стала известна в Москве и послужила причиной перевода епископа в ноябре-декабре 1655 года в Новгородский Хутынский монастырь под строгий надзор архимандрита Евфимия (Барашко).

  Здесь епископ Павел был полностью лишен общения, что подвигло его на подвиг юродства. Факт юродства епископа Павла признается старообрядцами не подлежащим сомнению и придает его святости характер уникальности. Решив не отягощать себя надзором над «безумцем», Хутынский игумен Евфимий с братией предоставили Павлу возможность бродить в окрестностях монастыря, которую ссыльный опять же использовал для проповеди. К авторитету святости епископа Павла старообрядческое предание относит преподанное во время одной из такоих проповедей благословение, всех приходящих к «древлему православию» никониан принимать вторым чином (через миропомазание и отречение от ересей), причем священники могут быть принимаемы в сущем сане, что позволило старообрядцам решить вопрос священства и совершения Таинств.

  Сначала  епископ Павел свободно бродил в окрестностях Хутынского монастыря, затем пропал и никто не видел, что с ним случилось: то ли в воде утонул, то ли зверьми съеден. По другой версии следует, что патриарх подослал слуг своих, которые его убили, а тело сожгли. Но после этого, как пропал бесследно епископ Павел, у игумена того монастыря архимандрита Евфимия вдруг «отнялся язык», и «тако ходил до самой смерти». Тело епископа Павла никто не видел. Единственный официальный источник сведений об опале и смерти Павла (документы судопроизводства над патриархом Никоном) сообщает, что епископ  был отправлен в ссылку в новгородский Хутынский монастырь, где сошел с ума и безвестно погиб, «от зверей ли снеден быв или в воде утопе».

 Мог ли Никон подослать к нему убийц, а тело сжечь в срубе? Вряд ли – не то было время. Да, и жечь раскольников стали позже, только после того, как они стали проповедовать и благословлять «палы» - массовые самосожжения. К тому же через два месяца после завершения Собора в июле 1654 года, когда прежние члены кружка боголюбцев все еще находились в заключении, Москву постигла тягчайшая эпидемия моровой язвы. Страшная эпидемия свирепствовала, опустошая всю Россию. Так совпало, что царь Алексей Михайлович в это время вместе с армией находился под Смоленском, ведя военную кампанию против Речи Посполитой. Никон, фактически замещающий государя в столице, успел вывести царскую семью и самых знатных бояр из города в Троице-Сергиев монастырь. Патриарх выехал из Москвы, Крутицкий митрополит, его помощник, умер, монастыри вследствие эпидемии пустели, многочисленные уеркви, даже соборы оставались без священников. А основная заслуга в борьбе с эпидемией принадлежала патриарху Никону. Эпидемия в Москве продолжалась до самой зимы, ног к январю практически прекратилась. Однако это было лишь прелюдией к грозной эпидемии чумы, разразившейся в России в 1654-57 годах. Как бы то ни было, но болезнь утихла, хотя и проявлялась легкими вспышками в Казани и Поволжье вплоть до 1657 года. В 1656 оду патриарх Никон начал строить новый Воскресенский Новоиерусалимский монастырь на реке Истре. Летом 1658 года, после размолвки с царем, патриарх Никон пешком уходит на подворье Воскресенского монастыря, добровольно сложив с себя патриаршее служение. И вряд ли ему было дело до ссыльного епископа Павла. Да и повода убивать епископа Павла у патриарха Никона не было. Официальная версия такова: «Никто не видел, как погиб бедный: зверями ли похищен или в реку упал и утонул».

  На Соборе 1666 года Никона спрашивали: «По каким правилам ты низверг без Собора Павла, епископа Коломенского, ободрал с него святительские одежды и сослал в Хутынский монастырь, где его не стало безвестно?» На это судимый патриарх отвечал: «По каким правилам я его низверг, того не помню, и где он пропал, того не ведаю. Есть о нем на патриаршем дворе дело». «На патриаршем дворе дела нет и не бывало! Отлучен епископ Павел без Собора», – услышал в ответ Никон.

 Московский Собор 1666-67 гг., судивший Никона за многие преступления, вменил в вину бывшему патриарху лишь низвержение и ссылку епископа Павла: «Да ты же, Никон, коломенского епископа Павла без Собора, вопреки правил, низверг и обругал, и сослал его в ссылку и там его умучил, и то тебе низвержение вменится в убийство».

Вопрос о судьбе епископа Павла остается открытым. Если он не погиб в те годы, то такой яркий и умнейший человек того времени где-то должен был проявить себя. Начались новые исследования о судьбе владыки Павла. В результате поисков следы его обнаружились совсем неожиданно, но вполне логично. Забегая вперед, можно сказать, что бывший епископ Коломенский Павел поселился недалеко от Макарьево-Желтоводского монастыря в Маровской обители, где много лет был там игуменом. В русской духовной истории XVII века он известен под другим именем, Павел Моравский (т.е. Маровский). Но это уже будет другая история.

Краевед Исаева Т.С.

Использованные материалы:

1. «Материалы для истории раскола» Н.И. Субботин

2. «Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович» Н.Ф. Каптерев

3. «Протопоп Аввакум и начало раскола» Пьер Паскаль

4. «Юродивый ради старой веры» Д.А. Урушев

5. «Илларион Суздальский и его отец Анания в исторических судьбах России XVII века» Н.Ф. Филатов 

 

Дата последнего обновления страницы 01.04.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»