Макарьевский монастырь

Общество "Лысковский краевед"

Дата образования 2 ноября 1999 года 

 

Макарьевский монастырь

 

     После разорения татарами Макарьевской обители, сюда каждый год 25 июля, в день памяти преподобного по старому стилю, приходили окрестные крестьяне на поклонение святому месту. Когда пало Казанское ханство, смелей стали сходиться паломники на Желтые пески. Но только после преодоления «лихолетья» (Смутного времени), появилась возможность возродить святую обитель.

    Возрождение монастыря связано с монахом Авраамием, под руководством которого в 1620 году начинается строительство обители. Первоначально была срублена небольшая часовня в честь преподобного Макария, которая обошлась в 1 рубль 20 копеек (Н.Ф. Филатов). В нее Авраамий перенес сохранившуюся в Унженском монастыре икону чудотворца. Рядом, на вершине холма, поднялся Троицкий шатровый собор с двумя приделами по сторонам. На его возведение было затрачено аж 360 рублей (по Н.Ф. Филатову). А напротив собора была срублена просторная трапезная палата с Успенской церковью на подклетях и целый ряд жилых келий, занявших весь северо-западный угол монастырской территории. В сторону Волги были обращены Святые ворота в бревенчатой ограде, построенные в виде поднятых вверх гребней спаренных бочечных кровель, поставленных на семи разных столбах – опорах. Так из бревен начал возводиться один из красивейших монастырей русского Поволжья.

    Деревянной обитель простояла до середины XVII века, пока в 1652 году среди рубленых строений не поднялась белокаменная Макарьевская церковь, давшая начало к перестройке монастыря из дерева в камень. Возглавил это преобразование Илларион, ставший игуменом после смерти Авраамия. Далее начинается возводиться и огромный корпус трапезной – кирпичной палаты на высоком подклете с Успенской церковью на втором этаже, и пристроенной к некогда открытому гульбищу шатровой колокольни. В монастырском летописце за 1654 год было начертано, что архимандрит Илларион создал и осветил каменную трапезную, а «в ней же церковь во имя пресвятой Богородицы, честного ея Успения».

   Трапезная представляла собой обширное двухэтажное здание, общей площадью 420 квадратных метров. Сводчатый потолок ее упирается на мощные квадратные столбы. Первый этаж трапезной отведен под кухню и хлебную (их печи обогревали пол самой трапезной). А большая часть подклета отдавалась купцам для хранения товаров. Над самой трапезной поднималась Успенская церковь с красивым пятиглавием, в храме которой располагалась ризница и особая кладовая для хранения монастырских ценностей. Вход туда был потайной, устроенный внутри стены и прикрытый от посторонних глаз иконостасом. С западной стороны трапезной величаво возвышается колокольня, трехэтажное основание которой первоначально завершалось деревянной звонницей с 13-ю колоколами, для которой по заказу Иллариона отливают 108-ми пудовый «полинейный» колокол. Спустя год мастер Григорий Ларин возле монастыря отливает другой – «славославный» колокол в 73 пуда. А со второй половины XVII века звонница становится каменной, и тогда же отливаются более крупные колокола. Самый главный из них был «благовестный» колокол весом 314 пудов. Он был отлит чебоксарским мастером Саввой Никитиным и его сыном Петром.

    Нижний ярус колокольни был приспособлен под монастырскую тюрьму. Во втором ярусе располагалась келарская палата. Колокольню с трапезной соединяла галерея, примыкавшая с западной части самой трапезной.

    Далее в 1657 году Илларион приступает к строительству каменного Троицкого собора, ставший композиционным центром Макарьевского монастыря.

   Собор возводился по образцу Успенского собора Московского Кремля (1479 г.), с которым его роднит мощное пятиглавие, несколько сдвинутое к востоку. Площадь Троицкого собора с алтарем составляет 800 квадратных метров, а общий свод поддерживается четырьмя круглыми столбами диаметром 2,7 метра каждый и двумя пилонами, расположенными за иконостасом. Его создателем считается московский каменных дел подмастерье Максим Апсин.

    Собор был освящен в 1664 году, а расписывался фресками позднее – после осадки и полной просушки стен и сводов. Одним из авторов уникальной для Нижегородского края древнерусской фресковой росписи, сохранившейся до сих пор, является Никита Павловец – православный изограф из Павлова-на-Оке, ставший впоследствии записным изографом-иконописцем Оружейной палаты Московского Кремля.

Чтобы оградить монастырь от внешних врагов, вся его территория обносится каменной крепостной стеной. В XVII веке она получила две самостоятельные территории: собственно монастыря и делового двора (не сохранившегося до наших дней). Крепостные стены монастыря в плане приближались к прямоугольнику, имея 4 угловые круглые и 6 квадратных башен в пряслах. Их периметр равен 381 сажени (811,5 метров). Деловой же двор имел 3 круглые и 3 прямоугольные башни, при этом 2 круглые и одна прямоугольная башни были общими для обеих территорий, а прясла между ними разделяющими.

    Стены монастыря имеют более 8-и метров высотой и около 3-х метров толщиной. Защита самого монастыря была организована по образцу крепостей Троицко-Сергиевской и Кирилло-Белозерской обителей, со «средним» пушечным боем, что свидетельствовало о знакомстве зодчего - строителя Макарьевского монастыря с передовыми системами обороны, разработанными отечественными фортификаторами.

Сами крепостные стены в верхней своей части заканчивались вертикальными бойницами-мишикулем или навесным боем, через узкие боевые оконца которых защитники обители могли держать под обстрелом околостенное пространство, а в случае надобности поливать противника кипятком или варом. В самой толще стен, сложенных из большемерных кирпичей, устроены арочные ниши. Боевой ход для защиты осажденных покрыт деревянной кровлей.

   Крепость Макарьевского монастыря имела следующее вооружение: 13 пушек, 9 самопалов (разновидность пушек), 363 мушкета и 297 шпаг. В сводчатых погребах башен хранились бочки с порохом, а за всем этим «дозирал особый оружейный старец».

С западной стороны стены-пристроя был возведен Деловой двор, помещение которого в XIX веке было перестроено под пересыльную тюрьму. А северо-западная угловая башня из-за частого подмывания внешней водой в 1829 году рухнула.

    Вся же «каменная ограда» была полностью построена к 1677 году и была возведена за 15 лет, хотя работы могли завершиться гораздо раньше. Но в историю монастыря вмешалось восстание крестьян под руководством Степана Разина.

    И хотя самого Разина в Нижегородском крае не было, но посланный им отряд во главе с атаманом Максимом Осиповым развернул самые активные повстанческие действия, острие которых было направлено на попытку захвата Арзамаса, для которого у Осипова не хватало «пушечного боя». И тогда он решается на штурм Макарьевского монастыря.

   8 октября 1670 года казаки и лысковчане в числе 15 тысяч человек переправились через Волгу и ночью обложили монастырь с восточной, южной и западных сторон, однако на штурм решились только 10 октября. Ночью к стене с запада и юго-западной угловой башни навалили дров и подожгли. Верхняя часть стены (крыша) и башни загорелись, но оборонявшие держались стойко. Осаждавшие отступили, но потом снова устремились к воротам и снова были отбиты. Всю ночь продолжался штурм.

   На следующее утро к монастырю подошел мурашкинский поп Максим Давыдов в ризах и иконой в руках. Со слезами уговаривал он архимандрита Пахомия отпустить делегацию казаков, которых Пахомий хотел выдать царским войскам. Давыдов говорил, что если он их отпустит, то Осипов уйдет. Пахомий поверил попу и отпустил делегацию. Повстанцы же действительно отошли и даже переправились через Волгу.

   Обрадованные этим макарьевцы стали постепенно расходиться, уверенные, что больше штурма не будет. Однако он состоялся 17 октября. При этом нападение для макарьевцев было так неожиданно, что они не смогли оказать даже должного сопротивления. Архимандрит Пахомий с частью монахов ушел тайно в лес в сторону Нижнего Новгорода. Монастырь был захвачен и разграблен.

   Но поражение повстанцев под Мурашкиным заставило Осипова оставить Макарьевскую обитель и поспешить им на помощь, однако, несмотря на свою многочисленность, восставшие не выдержали натиска регулярных частей царских войск и побежали. Окончательно они были разбиты 24 октября 1670 года у Лыскова.

   После этого «зорения» обитель быстро восстановилась благодаря всемерной поддержке как правительства, так и купечества. И восстановившиеся каменные работы продолжались вплоть до конца XVII века. Строительство вели как московское, так и свои, «домовые», обученные на прежних работах монастырские мастера. Так, с 1689 по 1692 годы каменщики из монастырской слободы под руководством Семена Леонтьева выстроили по собственным чертежам и смете архимандритский корпус. Также на работу в монастыре привлекались и умельцы из Нижнего, Воротынца, Балахны, Городца и Пуреха. Здесь работал также известный мастер Павел Сидоров сын Потехин из селения Кадницы.

   В 80-х годах XVII века возводятся жилые каменные келии (не сохранились) и трехэтажный жилой корпус настоятеля монастыря.

    Со стороны бывшего Желтого озера, а теперь реки Волги был устроен главный вход в обитель – Святые ворота с надвратной церковью Михаила Архангела. Первоначально церковь была одноглавой, но в 1670 году на средства уже митрополита Иллариона она была заменена на более сложную конструкцию - пятиглавие.

   Над Святыми воротами до 1917 года висел резной двуглавый орел, который был пожалован монастырю в 1767 году императрицей Екатериной II во время ее посещения монастыря.

    В одной из башен, рядом с храмом Михаила Архангела в 1786 году на иждивения Петра Прокудина была устроена церковь во имя Григория Пельшемского, известного ученика и сподвижника преподобного Макария.

    Однако в связи с отписью в казну по указу Петра I Макарьевской ярмарки, что шумела рядом, каменные работы в обители были прекращены. Они возобновились лишь в начале XIX века, когда при строительстве государственной казны и по проекту известного зодчего А. Захарова, в 1803-1809 годах начинается строительство обширного каменного двора. А в 1808 году по чертежам того же А. Захарова, рядом с Троицким собором была выстроена, вместо обветшавшей, новая однокупольная церковь в честь преподобного Макария. И тогда же над могилой Авраамия поднялась колоннадная сень.

    Созданные в разное время и разными мастерами здания Макарьевской обители создают редкий по красоте и гармоничности согласованный ансамбль, являющейся непосредственным свидетелем всей истории монастыря с его знаменитой ярмаркой, а также примером богатой одаренности русских мастеров самых различных специальностей и высоких художественных вкусов России.

 Материал подготовил А. Окользин

ЛИТЕРАТУРА.

1. Житие преподобного Макария Унженского.

2. Мельников А.П. «Очерки бытовой истории Нижегородской ярмарки». Н.Н. 1993 г.

3. Нижегородский край. Факты. События. Люди. Под редакцией Н.Ф. Филатова. Н.Н. 1994 г.

4. Филатов Н.Ф. «Города и посады нижегородского Поволжья в XVII веке». Горький 1989 г.

5. История Нижегородского края в словаре Брокгауза и Ефрона. Н.Н. 1993 г.

Титов А.А. «Троицкий Макарьевский Желтоводский монастырь» 1910 г.

6. Галай Ю.Г. «Макарьевский монастырь» Н.Н.

7. Гумилев Л.Н. «Древняя Русь и Великая степь» М. 1992 г.

8. Гумилев Л.Н. «От Руси к России» М. 1992 г.

9. Крывелев И.А. «История религий» Т. I. М. 1975 г.

10. Тальберг Н. «История Русской церкви» Т. I. 1959 г.

11. Соловьев С.М. «История России» М.

 




Комментарии



Оставьте комментарий
Фамилия, имя, отчество
Ваш e-mail
Ваш статус
Ваш комментарий
Код:
Дата последнего обновления страницы 04.01.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»