Театр князя Шаховского

Общество "Лысковский краевед"

Дата образования 2 ноября 1999 года 

 

Театр князя Шаховского

 

 

   Театр возник в селе Юсупове Ардатовского уезда Нижегородской губернии, где у Николая Григорьевича Шаховского были певцы, драматические актеры и актрисы. Первая труппа крепостного театра состояла из более чем ста крепостных актёров помещика. Спектакли они давали летом. Зимой, когда князь переезжал в Москву, его актеры выступали на сцене московского театра. Увлечение театром у Шаховских носило “фамильный” характер: брат Николая Григорьевича — Борис Григорьевич, который жил в Москве постоянно, также имел крепостной театр. Современники иронизировали над Н.Г.Шаховским, говорили, что зрителями театра в селе Юсупове были местные крестьяне, которых будто бы сгоняли на спектакли “по наряду”. Крепостные “отбывали эту повинность бездоимочно” и в награду за посещение получали от князя по чарке водки.

     История театра начинается с того времени, когда князь Николай Григорьевич Шаховской, переехал на постоянное жительство в Нижний Новгород. Он перевез в город труппу и имущество своего крепостного театра, 7 февраля 1798 года открыл Нижегородский публичный театр, а его крепостные актеры сыграли в нем первый  спектакль по комедии Д.И. Фонвизина «Выбор гувернера».

     Репертуар театра был таким же, как и на столичных сценах. Кроме комедий, трагедий, водевилей ставились оперы и балеты. С 1798 по 1824 год года Нижегородский театр  возглавлял: князь Н.Г. Шаховской. (26 лет)
    Театр князя Николая Григорьевича Шаховского был коммерческим. Макарьевская  ярмарка привлекала к себе громадное количество купцов и помещиков. Появление театра на ней сулило большие доходы. Театр Н. Г. Шаховского обслуживал Макарьевскую ярмарку и работал там, в течение 3-4 недель.

       Перед главным входом на ярмарку, рядом с дорогой, ведущей к Макарьевскому монастырю, кн. Шаховской построил большой деревянный театр, где в июле каждый день давались представления. «Цена за вход – Московская, декорации – изрядны. Зала театра обширна и помещает человек до 1000. Оркестр княжой из его же людей. На театре даются оперы и балеты».

      Каждое лето вся труппа на многих подводах перекочевывала из Нижнего Новгорода в Макарьев. Ярмарочные доходы Шаховского равнялись почти половине общей годовой выручки городского театра.

      Лейб-медик Реман, побывавший на этой ярмарке в 1804 г., писал: “Ярмарка Франкфуртская и Лейпцигская едва заслуживают названия ничего незначащих сборищ в сравнении с тою, которая бывает в этом месте. Надо видеть ее, чтобы составить себе понятие о бесчисленной толпе лошадей, экипажей, телег, которые на пространстве нескольких верст покрывают всю поверхность земли кругом городка Макарьева . …Далее он пишет: «Господин Губернатор дал большой обед назначенному в Китай Российскому посольству…. После обеда, князь Шаховской, директор и содержатель Нижегородского театра, повел нас в спектакль. Каждый год строится здесь из досок балаган для   театра…Посредственная игра актеров не столько привлекала внимание, как различие и пестрота в одеждах, и изумленные лица разных народов, помещавшихся на скамьях партера в живописных группах. Здесь обыкновенно представляют русские оригинальные комедии; некоторые из них очень хороши; также играют некоторые пьесы, переведенные с немецкого. Нередко татарин или бухарец хохочет, смотря на слезную драму сочинения Коцебы, потому, что отчасти только, понимает содержание оной, так как и балетов, из игры пантомимической. Некоторые имеют подле себя во время представления переводчика, который толкует им то, что делается на сцене. После комедии, мы с удивлением увидели балет, сочиненный самим князем, нарочно нам в честь. Господин содержатель, довольный талантами своей труппы, говорил нам с весьма важным видом, что это танцы нового рода; однакож, танцовщики его очень хорошо проплясали русскую пляску, которая всегда нравится. В заключение спектакля петы были стихи на наш отъезд: нам желали всякого успеха в путешествии, изъясняя притом желание видеть нас благополучно из оного возвратившимися.»

    Некоторые помещики посылали на Макарьевскую ярмарку для заработков отдельных актеров. Приведем только один пример. Некто Нил Петрович Колюпанов рассказывал об одном костромском помещике, который завел у себя хор песенников и стал посылать его на “работу” к соседям в случае каких-либо торжеств и праздников . Была у этого помещика в хоре солистка, крепостная девушка Катюша,— красавица, обладавшая хорошим голосом. Хитроумный барин вознамерился извлечь из ее таланта особую выгоду. Он решил посылать Катюшу на Макарьевскую ярмарку для увеселения публики по трактирам. В качестве агента-устроителя концертов он отправил с ней доверенного человека. Предприятие удалось. Катюша доставила барину несколько сотен рублей, за что получила “щедрую награду” в виде шелкового платочка. На следующий год Катюшу послали вновь; однако, помещик на этот раз оказался “в убытке”. В одном из трактиров Катюшу увидел молодой “вольный” человек, они полюбили друг друга и бежали. Все попытки найти беглянку оказались тщетными. Подобных случаев на Макарьевской, а позднее на Нижегородской ярмарках было несколько.

    Рядом с театром зона развлечений, характерных для народных гуляний: здесь ставились кукольные комедии, в представлениях участвовали медведи и обезьяны, скоморохи и цирковые артисты, устраивались различные лотереи, где «всякому хочется толкнуть в дверь счастья и попробовать удачи». Вот как пишет господин Реман в своей книге: «…ярмонка наполнена всякого рода народными увеселениями, каковы например прыгуны на канате, фигляры, пляшущие куклы, собачки и обезьяны, китайские тени, восковые фигуры, кои все привлекают многочисленных зрителей.» (Г.Реман. Путешествия. Макарьевская ярмонка. стр . 234)

    В 1817 году ярмарка из Макарьева переместилась в Нижний. Шаховской, чтобы не потерять доходы построил новое здание театра и на Нижегородской ярмарке. Таким образом, театр Шаховского еще 7 лет работал на Нижегородской ярмарке. (Умер в 1824г)

    О личности Н.Г.Шаховского сохранились противоречивые свидетельства. Известный мемуарист Ф.Ф. Вигель писал, что “Шаховской не имел никакого понятия ни о музыке, ни о драматическом искусстве, а между тем ужасным образом законодательствовал в своем закулисочном царстве”. А. С. Гацисский, автор книги “Нижегородский театр” (1798—1867), писал, что князь был человеком, знавшим и любившим театр. Шаховской сам подбирал пьесы для постановок и предпочтение отдавал классическому репертуару. В коммерческом театре Шаховского упор делался на содержание пьес. Владелец нижегородского театра предпочитал ставить спектакли не яркие, но захватывающие своим сюжетом. Идя в ногу с модой, Шаховской отдавал преимущество водевилям, комедиям, драмам. Это, конечно, не означает, что в его театре не осуществляли дорогостоящих постановок: шли оперы Моцарта “Волшебная флейта”, Мартини “Дианино древо”. Одна из последних актрис рассказывала, что вопрос о том, ставить или отвергнуть пьесу, решался в театре на одной из последних репетиций:

      “Бывало, учим, учим какую-нибудь пьесу, мучаемся-мучаемся, а князю-то и не понравится.  Встанет, бывало, махнет рукой, табачку из золотой табакерки шибко так нюхнет, да и скажет: “не нужно! ” Ну и начнут готовить другую пьесу.”

    В труппе Шаховского имелось более ста человек актрис и актеров. В большинстве своем это были талантливые, владевшие своим искусством люди.

    Со смертью князя в 1824 году дела театра пошли хуже, так как наследники Шаховского не любили сценического дела. В 1827 году два богатых театрала Распутин и Климов купили театр, включая декорации и труппу, за 100 тысяч рублей. Артисты были крепостными, новые хозяева дали им вольную в обмен на обещание работать на них 10 лет.

 Мочалова Н.А.

член общества "Лысковский краевед"

 

Дата последнего обновления страницы 01.04.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»