Маровский монастырь

Общество "Лысковский краевед"

Дата образования 2 ноября 1999 года 

 

Маровский монастырь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Путешествие на Мары

   «Кому живется легче верующему или неверующему человеку?» - задала вопрос преподаватель техникума на уроке обществоведения, где я училась в 1980-х годах. Многие из студентов ответили, что жить и умирать легче неверующему. И очень удивились её словам: она сказала, что легче верующему, так как он имеет возможность выбраться на «островок веры» и отдохнуть, устав плыть по суетному морю. А умирая, жизнь его не заканчивается, а переходит в жизнь вечную. Выбор всегда остаётся за человеком, Господь дает свободную волю каждому человеку. Много лет прошло с тех пор и, наверное, только сейчас пришло понимание: с Богом легче. Понимание того, что существуют два мира: мир материальный и мир духовный. Мир материальный – ненасытный: мало денег, домов, машин, одежды, обуви. И оказывается, что у этой «корзины желаний» нет дна. Духовный мир другой: человеку много ль надо? Мир, гармонию в душе, он Божественное чадо, счастлив будет в шалаше. Но вот вопрос, как попасть в духовный мир. Где найти тот островок веры, где можно отдохнуть духовно. К счастью, в Нижегородском крае таких святых мест много. Перед революцией 1917 года здесь было 7 мужских и 18 женских монастырей, мужская пустынь и четыре женских общины. Эти святые места то замирают, то возрождаются вновь.

   Одним из таких мест является Маровский Крестовоздвиженский монастырь. В один из майских дней мы и отправились туда. Тихое место в стороне от больших дорог. Тишина такая, что непривычно. Лишь птицы щебечут, вторя церковному пению. Сейчас Маровская община возрождается в третий раз. Впервые мужская обитель начала возводится в 1632 году и достигла своего расцвета в 1680 годы, а к 1780 году от вековых храмов, когда- то возвышавшихся над округой, остались лишь одни развалины. Известную же Маровскую ярмарку, много лет существовавшую у стен монастыря в 1785 году перевели в с. Чернуха ( Лысковского района). Люди стали забывать Маровскую обитель. Но свято место пусто не бывает, и духовная жизнь вновь начала возрождаться уже в середине 1870-х годов. Крестовоздвиженская женская обитель просуществовала до 1927 года и вновь закрылась. Спустя годы, на святое место опять пришли верующие люди, и вновь здесь возрождается духовная жизнь. Тем и сильна Россия: Духом Святым. Место это необычное, вековые деревья и источник Булач с прохладной и чистой водой, во все времена считался святым. Когда находишься в этих местах, кажется, движение жизни замедляется, и через какое то мгновенье ты увидишь монахов или монахинь из прошлого. Очень интересна и история Маровской обители, хотя в ней много белых пятен. Но даже из того материала, что имеется, можно с интересом наблюдать жизнь людей, посвятивших этой обители свои годы, а следовательно и жизнь самой обители.

   Из « Повести о создании Крестомаровской общежительной пустыни», написанной в конце 17 века монахом этой пустыни Макарием Вороных известно, что в 1632 году первым на Марах поселился инок Матфей (из Киева), к нему присоединился крестьянин из села Прудищи Иларион, ставший после пострижения Иларием. Затем сюда пришли монахи Маркел Воронов (из Макарьевского монастыря, родом из с. Пояркого) и пустынник Макарий из заволжских лесов, имевший сан священника. Маровские пустынножители, посовещавшись между собой, нарекли учителем и наставником по молитве Макария, за «тихость в благонравном рассуждении, знамения носимые иноческого подвига изнемождения тела». И замыслили они церковь и монастырь построить возле источника Булач. Господь, видя их молитвы и усердие, послал сон Матфею и Иларию, в котором два ангела им возвестили: «Се место Божию хотению изволишу быти церкви Воздвижения Честнаго Креста Господня и собора Архистратига Михаила». Вскоре в Прудищи вернулся вотчинник И.Ф. Леонтьев и по просьбе иноков пожертвовал под будущий храм участок земли, а также велел их « кормить из своего села». Макарий отправился в Москву к патриарху Иосифу, который дал грамоту патриаршую и денег пять рублей серебром на строительство церкви. Выйдя из патриарших покоев, у Спасских ворот Кремля присел Макарий отдохнуть, между тем думая о том, где бы ему раздобыть иконы. Господь и тут пришел на помощь: подходит к Макарию человек, разговорившись с которым, оказалось, что тот подъячий и «изограф искусен». И поведал иконописец, что однажды в знак своего исцеления он написал образ Архангела Михаила и раздумывает, в какую бы церковь его пожертвовать. Пригласил он Макария к себе домой, угостил и отдал ему икону для маровского храма. Вернувшись на Мары, приступил Макарий со своими иноками церковь каменную строить, которая была освящена в 1642 году в честь Архангела Михаила.

   После 1653 года, когда « на люди мор великий напал» были награждены маровские иноки игуменом Павлом. При нем уже началось возведение Крестовоздвиженского собора и Троицкой церкви, а также жилых и хозяйственных построек. Территория обители была обнесена каменной оградой. Впоследствии киевлянин Матфей удалился в пустынь у местечка Янково в 15 верстах от Желтоводского монастыря, где и умер. Иларий скончался на Марах, а Макарий за свои труды был назначен архимандритом в Астрахань. Про другого монаха известно лишь то, что в Нижегородской семинарской библиотеке хранился печатный патерик Печерский с надписью по листам: « Сия книга Маровские пустыни дал вкладом Маркелка Воронов 7175 (1668года) сентября 1 и подписал сам». Возможно, что монах Маркел перешел из Маровской обители в другой монастырь.

    Игумен Павел был действительно наградой для обители. В возникшей пустыни он ввел общежительный устав. Именно при этом игумене во второй половине 17 века Маровская обитель достигла своего расцвета. Храмы её были единственные каменные строения на территории Нижегородского уезда к востоку от Лыскова и Макарьева. А уже вслед за этим в 1652-1664 годах были отстроены каменные Успенская церковь и Троицкий собор в Макарьеве, где ранее храмы были деревянные. Благополучию Маровской пустыни способствовало выгодное положение на оживленном торговом пути. Именно там проходила торговая сухопутная дорога из волжского понизовья через город Курмыш в Лысково на Макарьевскую ярмарку и Нижний Новгород, поэтому здесь возникла своя ежегодная ярмарка у стен пустыни в ее престольный праздник Воздвижения Креста Господня с 10 по 15 сентября. В Лыскове в девичьем Рождественском монастыре находился двор Маровской пустыни, где жил «дворник лысковец бобыль Стенька Онтипьев». Число обитателей при игумене Павле достигло 80 человек. Здесь также находились верующие люди, бравшие на себя обет поработать в обители для Бога, по году и более безплатно. Монастырь богатым не был, но имел крепкое хозяйство: скотный двор, две мукомольные мельницы при прудах, сад, пчельник, рыбные ловли на реке Суре и на озерах в устье Курмышки. Хотя и расположена Маровская обитель была в отдалении от центра России, но между тем она приобретала широкую известность. Пожертвования « на помин души» поступали в нее от представителей разных слоев общества - бояр, князей, дворян, купцов.

   Чем же привлекала Маровская обитель? Прежде всего тем, что жившие здесь монахи во главе с просвещенным игуменом стремились к духовному совершенствованию, было здесь много схимников. А игумен Павел прославился как отличный знаток Священного Писания и великолепный проповедник - оратор. Здесь проявились его организаторские способности, а так же он оказался искусным строителем. К сожалению, о игумене Павле Маровском история умалчивает, откуда он родом, в каком году родился, какое имя его было в миру. Известно лишь то, что в 1672 году, по указу царя Алексея Михайловича игумен Павел назначается настоятелем Макарьевского Желтоводского монастыря с возведением в сан архимандрита. Макарьевской обителью он управлял всего лишь полтора года, а затем по государеву Указу его вновь определили настоятелем в Крестомаровскую пустынь. В 1676 году 2 апреля архимандрит Павел в Успенском соборе Московского кремля Патриархом Иоакимом в сослужении сонма архипастырей был хиротонисан в епископа Коломенского и Каширского и одновременно возведен в сан архиепископа. Право на управление Коломенской епархией было зафиксировано грамотой Патриарха Московского и всея России Иоакима. В настоящее время грамота находится на хранении в Государственном архиве Тульской области в   «Коллекции столбцов и грамот», которая представляет комплекс наиболее древних и одним из самых красивых документов, сохранившихся на территории Тульской области. Этот факт доказывает важность данного документа и великую ответственность лица, назначенного архиепископом Коломенским и Каширским.

   В сентябре 1680 года царь Федор Алексеевич, исполняя обет своего отца, переложил св. мощи прп. Саввы Сторожевского в серебряную позлащенную раку «…изволил Великий Государь с Коломенским архиепископом ( Павлом ) и с Саввинским архимандритом ( Сильвестром ) мощи чудотворца положить в новую серебряную раку». Через год, 6 сентября 1681 года, по царскому Указу архиепископ Павел был переведен на Суздальскую архиерейскую кафедру, с титулом архиепископа Суздальского и Юрьевского, а в ноябре этого же года возведен в сан митрополита Рязанского и Муромского. Здесь в период его правления был построен мужской монастырь во имя Святого Симеона Столпника и заложен в Кремле кафедральный Успенский Собор. Наставительная грамота митрополита Павла (Маровского) написанная к архимандриту Рязанского Иоанно - Богословского монастыря Иосифу и келарю Солотчинского Рождества Пресвятой Богородицы монастыря Пахомию осталась в истории русской духовной литературы единственным образцом богословской и проповеднической деятельности митрополита Павла; она дает ясное представление и о его деятельности, и о самом митрополите, характеризуя его как прекрасного знатока Священного Писания и церковных правил, понимающего современные нужды паствы. Кроме того, митрополит Павел был хорошим проповедником - оратором, говорил проповеди без всякой записи « яко всем дивитися его ученью». Скончался Преосвященный Павел 6 сентября 1686 года и был погребен в усыпальнице рязанских святителей в Архангельском соборе г. Рязани.

   Неменьшую известность на Марах приобрел сподвижник игумена Павла один из самых известных российских историков и публицистов 17 века Игнатий Римский – Корсаков, выходец из древнего дворянского рода. Многие исследователи его жизни не могут определить мирское имя Игнатия и год его рождения, а также к какому роду он принадлежит. Возможно, они не учитывают его связь с Никифором Корсаковым. На рубеже 16-17 веков служивый человек дворянского рода Никифор Корсаков получил за службу от царя земли рядом с Марами. Деревня эта так и называлась - Никифоровка, а затем она стала называться Вазьянкой. Предположительно, что Игнатий родился в 1639 году. Постриг монашества Игнатий принял в Маровской обители в 1667году. К этому году относятся и его первые письменные труды. В них он показывает глубокие познания в Священном Писании, отличный стиль письма и редакционные навыки. Здесь же им были написаны: сборник жития греческих святых, скитский патерик, Крестомаровский монастырский синодик и Торжественник ( хранятся в научных библиотеках Москвы). Здесь была собрана богатая библиотека, и монахи Маровской обители отличались образованностью и занимались литературной деятельностью под руководством игумена Павла. Вскоре Игнатий был рукоположен в иеродиакона и иеромонаха, а в 1672 году стал строителем (игуменом) Крестомаровской обители. В 1673 году по просьбе правительства, иеромонах Игнатий ездил в Запорожскую Сечь с призывом к казакам встать на защиту русских рубежей от нашествия крымского хана, где при вручении запорожским казакам иконы свт. Алексия митрополита Московского, произнес « Слово к православному и христоименитому запорожскому воинству…». С 1673 по 1676 годы находился в маровской обители. Затем, после подавления Соловецкого восстания с 1676 г. до 1680 г. нес послушание эклессиарха( старшего пономаря) в Соловецкой обители. В течение трех лет он сумел переложить тексты новоисправленных книг на крюковую нотацию в «Соловецкой ирмологии». В 1680 году иеромонах был определен на подворье Соловецкого монастыря в Москве. Настоятель и братия подворья находились в особой близости к царской особе и его окружению. На подворье была только часовенка, и на богослужениях иеромонах Игнатий должен был присутствовать в Успенском соборе, где имел особое место, «против патриарша места». Патриарх Иоаким часто давал ему различные поручения. В 1683 году иеромонах Игнатий стал архимандритом Спасо - Ярославского монастыря, который был знаменит огромной библиотекой. Здесь он продолжает своё самообразование и пишет свой обширный труд «Генеалогия явленной от сотворения мира фамилии…Корсаков - Римских». Где автор возводит свой род через многих героев античности к Адаму и Еве. Вскоре его переводят в Новоспаский монастырь, пользовавшийся покровительством русских государей т.к. там находилась родовая усыпальница бояр Романовых, где совершались особые заупокойные службы по царским родственникам. Архимандрит Игнатий был поверенным лицом патриарха Иоакима. В это же время в Москве находился один из близких друзей архимандрита Игнатия – архиепископ Холмогорский Афанасий (Любимов), с которым они сдружились еще в начале 80-х годов и которым здесь были переписаны многие труды архимандрита Игнатия. Стоит заметить, что собирание, хранение и переписку книг Афанасий считал крайне важным делом, у него была замечательная библиотека, где хранились книги рукописные «громадные по размеру» и печатные, в том числе и иностранные: греческие, латинские и немецкие. В 1684 году архимандрит Игнатий был направлен Святейшим Патриархом для великих духовных дел в Смоленск к митрополиту Симеону, где должен исполнять функции следователя. Официально митрополит Симеон обвинялся в непослушании патриарху и несоблюдении постановлений собора 1675 г.

  В феврале 1687 г. архимандрит Игнатий выступил перед войсками, отправляющимися в первый Крымский поход, с проповедью: « Словом благочестивому и христолюбивому российскому воинству». Время это было неспокойное: началось противостояние молодого царя Петра и его сестры Софьи. В январе 1690 года собравшийся в Москве собор осудил католическое учение о времени пресуществления Святых Тайн и запретил ряд сочинений некоторых украинских богословов, Симеона Полоцкого, Сильвестра Медведева и других, которым содействовала сама царевна Софья. В марте этого же года Патриарх заболел, а 17 марта скончался. Архимандрит Игнатий накануне блаженной кончины патриарха Иоакима прибыл в Кремль, чтобы проститься и просить благословения. Вот как он описывает это событие: « …в келию его же пришедшу ми к нему, видев его велми от болезни изнемогша ….припадох к нему, такожде прося прощения и благословения, и целовах десницу его, и егда приникшу ми, к нему глагола ми тихо Святейший Иоаким патриарх…дело мне до тебе». Просил умирающий патриарх Архимандрита Игнатия похоронить его «где убо Павел митрополит, тамо и мене погребите», а еще просил он похоронить его как простого монаха в Новоспасской обители. Но собравшиеся архипастыри, вопреки желанию патриарха, решили погрести его в Успенском соборе. В апреле 1692 года архимандрит Игнатий по благословению нового патриарха Адриана и великих Государей царей Иоанна и Петра хиротонисан в митрополита Сибирского и Тобольского. Сибирская епархия в это время была самой большой, самой отдаленной и проблемной епархией Русской Церкви, а Сибирский митрополит должен был осуществлять контроль местных властей.

   Прибыл митрополит Игнатий в Тобольск в феврале 1693 года, где был торжественно встречен. Здесь сибирский архипастырь проповедовал, обличал раскольников, принимал жалобы населения, освящал новопостроенные храмы и решал другие вопросы епархиальной жизни. Самым известным его деянием во время поездки стало освидетельствование честных мощей и прославление святого праведного Симеона Верхотурского. При нем была основана духовная миссия в Китае, восстановлен Воскресенский монастырь в г. Березов и основан в Иркутске девичий Знаменский монастырь. В декабре 1699 года митрополит Игнатий выехал в Москву. Здесь произошло резкое столкновение митрополита Игнатия с патриархом Андрианом и другими архиереями. Сложно сказать, что было истинной причиной для выпада с его стороны, но по официальной версии произошло умопомешательство преосвященного Игнатия. Его посадили под арест в Чудов монастырь, затем перевели в Симонов монастырь, где он пользовался большой свободой. 13 мая 1701года митрополит Игнатий умер и похоронен в Симоновом монастыре на паперти одного из храмов. Так закончилась жизнь человека верой и правдой служившего Святой Руси и Русской Православной церкви. Все его письменные произведения свидетельствуют о его прекрасной образованности. Он не только превосходно знал Святое Писание и святоотеческое наследие, но неплохо владел греческим и латинскими языками, преимущественно греческим, с которого он переводил.

  Маровская же мужская пустынь в те годы начинала приходить в упадок. В 1705 году все монастырские мельницы, рыбные ловли и постоялые дворы были обложены пошлиной, сократилось и число вкладов жертвователей. Особенно она обеднела после ограбления её крестьянами из Толбы и Погореловского Майдана в 1717 году. По челобитью игумена Маровского монастыря Варсонофия началось следствие. В 1721 году она была приписана к Оранской Богородицкой пустыни в количестве 26 человек. Но братия Оранской пустыни, которая насчитывала к этому времени 20 человек, не решалась приютить всех монахов Маровской пустыни. Только через три года нижегородский епископ Питирим приказал оранскому архимандриту Исаие ехать на Мары и принять от игумена Стефана имущество и перевести всю братию в Оранки. Но только 9 иноков из них поселились в Оранском монастыре. Несмотря на трудности, духовная жизнь на Марах продолжалась, и к середине 18 века здесь оставалось не более 10 монахов вместе с игуменом Викентием, уроженцем с. Низовка. Из них дольше всех на Марах жил казначей Михаил, принявший постриг в пустыни в 1728 году. Остальные были вновь прибывшие не ранее 1742 года. Храмы к тому времени обветшали, а подновлять их было не на что. Михайло – Архангельская церковь для богослужений больше не использовалась, так как сильно выгорела в результате пожара, в котором сгорела и чудотворная икона Михаила Архангела, привезенная из Москвы монахом Макарием. В 1758 году доход обители составлял 115 рублей, из них 60 рублей, полученные за аренду рыбной ловли. Для пополнения казны обители игумен был вынужден продать 11 коров из монастырского стада за 21 рубль. В отчете за 1764 год игумена Феодосия доход составил 60 рублей 67 копеек.

   В 1764 году был подписан манифест императрицей Еатериной Второй о секуляризации монастырских земель в пользу государства. Монастырям были оставлены лишь небольшие сады, огороды и пастбища. Маровский монастырь был упразднен, а монахи переведены в ближайшие « штатные» монастыри. Но пустынь сосуществовала некоторое время, до 1771года, когда она была разграблена и сожжена. В те годы Васильевский уезд страшен был урочищем Стары – Мары, починком Рамза за речкой Ургою, где был приют разбойника Степана Рамзая и «Воровским долом» у с. Петровки. Но особую «славу» заслужил разбойник Галаня, или Галанка. Галактион Григорьев происходил из крестьян сельца Саблукова Прудищинской волости Васильсурского уезда. Свою вольную «деятельность» он начал на берегах реки Имзы, где в береговых обрывах были многочисленные землянки, служившие приютом для него и пятнадцати удальцов. Самым крупным делом Галани было ограбление Маровского монастыря. Вошли в монастырь они хитростью, стены обительские были высокие, ворота крепкие. Нарядились все шестнадцать человек в женскую одежду и привратник их впустил. Пробравшись за ограду, принялись действовать «обычным» способом: настоятеля и братию поджаривать на вениках, требуя выдать всю казну. Но монахи и под пытками не сказали ничего. Тогда Галанка приказал перебить всех монахов и повесить на сосне, а игумена сжечь заживо на костре. Все, что нашли разбойники ценного в монастыре, они похитили, деревянные строения перед уходом сожгли. После такого разбоя Галанке нельзя было оставаться на Имзе. Ограбив вскоре ещё Оранский монастырь, разбойники ушли на Волгу в Фадеевы горы, где продолжили свои преступления, грабя торговые суда. Его несколько раз сажали на каторгу и каждый раз он сбегал. « По сообщению Нижегородской уголовной палаты, прислан для отправки на каторгу бежавший с нее вор, разбойник и смертоубийца Галактион Григорьев (Галанка), наказанный в Казанской Губернской канцелярии за разные чинимые им побеги, разбои и смертные убийства кнутом, с подновлением вырезанием ноздрей и постановлением литерных знаков ВОР»- писала Нижегородская пресса в 1782 году. Мельников-Печерский упоминает о Галане в своей книге «На горах»: « Обиды были от него великие, никому спуску не бывало, одну только Хмелевку не трогал; там ему бабы хлеба пекли и всякий харч его артели доставляли». «Карьера» Галанки закончилась совершенно необычайно для разбойничьего атамана: умер он от какой – то пустячной болезни. Похоронили своего главаря в лодке, где-то в потаенном месте Фаддеевых гор. Искатели кладов безуспешно искали могилу разбойника Галанки, изрыв значительные пространства горного берега Волги, ниже Васильсурска.

   В ограбленную обитель Маровскую вернулись те монахи, которым удалось убежать от расправы. Но старшего среди них не было и начались «непорядки», поэтому было принято решение о закрытии монастыря, а оставшиеся иноки перешли в другие монастыри. К 1780 году пустынь упразднена, а из строений сохранилась лишь только каменная соборная Крестовоздвиженская церковь, но и она почти вся развалилась. Прежде знаменитая Маровская ярмарка в 1785 году переведена в с.Чернуха под тем же именем. Так закончился первый период существования Маровского Крестовоздвиженского монастыря, но жизнь на Марах только замерла на небольшой для истории срок до середины 1870-х годов, чтобы возродиться вновь. До сих пор стоит на том месте старая сосна, свидетельница происходивших там событий прошлых веков. А рядом с ней выросла молодая стройная сосна, как бы говоря, что жизнь продолжается.

Исаева Т.

Использованные материалы:

Ледров С.М., Морозова О.П. « Легенды и быль о Старых Марах», Александров М.А. Старые Мары», Архимандрит Макарий «Памятники церковных древностей», Смирнов Д. «Нижегородская старина», Архимандрит Тихон(Затёкин) « Настоятели Макарьевского монастыря», обзор студенческих работ под ред. Светозарского А.К., кафедра церковной истории МГДА «Обзор жизни и деятельности митрополита Игнатия (Римского – Корсакова) до поставления на Тобольскую кафедру» и др.

 

Второе духовное возрождение на Марах

   В середине 1870-х годов некий чувашенин Иван Петрович начал хлопотать о возрождении монастыря. Он построил деревянную часовню и келью, в которой и поселился. Вскоре он скончался, а вместо него здесь стали жить другие старцы. С каждым годом увеличивалось число паломников, желающих посетить святое место и послушать рассказы старцев о прошлом Маровского монастыря. Но особенно много было здесь богомольцев в день Святой Троицы – престольного праздника одного из бывших маровских храмов. В день же Воздвиженья Креста Господня на Мары приходило народу меньше, т.к. в эти дни проходила Маровская ярмарка в с. Чернуха. Служба в часовне продолжалась всю ночь. Часто проходили крестные ходы из с. Прудищи на Мары, где сначала служили панихиду по усопшей братии, с перечислением поименно всех иноков по монастырскому синодику, а затем начинался молебен. В 1888 году рядом с деревянной часовенкой была построена каменная часовня, устроенная по Русско – Византийскому стилю в честь Воздвижения Честнаго Животворящего Креста Господня в память почивших иноков всей Маровской обители. Построена она на средства попечителя Н.А. Демидова, потомка известного в России рода, который имел здесь в округе свои владения.

   Затем основателем и попечителем общины стал Василий Москвин, из личных сбережений выделивший несколько тысяч рублей на образование неприкосновенного капитала общины и купивший для неё участок пахотной земли. В. Москвин жил при общине в качестве заштатного священника. А начальницей общины являлась Екатерина Васильевна Пасынкова. В 1890 году была куплена за 300 рублей в с.Чернуха Макарьевского уезда деревянная кладбищенская церковь во имя Скорбящей Божией Матери, в том же году перевезена на Мары и поставлена на каменный фундамент на месте прежде бывшей церкви, рядом с каменной часовней. Освящена церковь во имя Пресвятой Живоначальной Троицы 11 октября 1901 года. В 1898 году на Марах проживало 35 девушек-послушниц, в большинстве своём прибывших из Вятской губернии вместе с отцом Василием. К 1919 году число членов общины достигло 149 человек.

  Крестомаровская женская община была небогата и отличалась суровой трудовой и высокой нравственной жизнью её обитательниц. Жили сестры бедно, работали много, устав был очень строг. В ведении обители находилось 60 десятин земли, которые обрабатывали сами послушницы. За тяжёлой работой часто можно было видеть и казначею Елену Москвину — образованную дочь богатых родителей, затем она была назначена здесь настоятельницей. В общине, помимо храма и часовни, стояли четыре дома, действовали иконописная, позолотная и столярная мастерские, имелись скотный двор, конюшни, амбар, мельница. Был разведён фруктовый сад. В расчищенных прудах выращивалась рыба, была собственная пасека. При общине также были открыты больница, богадельня и школа для девочек. Перед революцией началось строительство нового каменного собора. Послушницы сами делали кирпич и приложили много сил, для того, чтобы построить собор, но их старания были тщетны. Недостроенный собор впоследствии был взорван после закрытия женской общины. Именно в эти годы на Марах появилась очень редкая, чудотворная икона Божией Матери «Избавительница». По преданию, она была написана для села Сорвижское Котельнического уезда Вятской губернии в Греции или в Иерусалиме. Несли ее на руках 3 года, после очередной остановки в местечке Старые Мары на отдых, несшие не смогли продолжить шествие, т.к. икона стала неподъемной. Глас от иконы возвестил им, что образ должен остаться на Марах. Икону перенесли в Троицкую церковь. Возможно, что икона была написана для маровской обители, так как попечитель священник о.Василий Москвин и первые послушницы прибыли из Вятской губернии. В те годы икона Божией Матери «Избавительница» была очень почитаема. Первым известным держателем иконы был иеромонах Константий (Феодул), в 1822году он передал ее в качестве благословения своему ученику, пришедшему на Афон. Тот стал насельником монастыря вмч. Пантелеимона, получив в монашестве имя Макарий. Он постоянно носил образ на шее жестяном футляре. Икона была прославлена чудесами. По завещанию архимандрита Макария, настоятеля Пантелеимонова монастыря, образ был передан в благословение Новоафонскому во имя ап. Симона Кананита мужскому монастырю. На этой иконе на фоне собора Новоафонского монастыря изображены ап. Симон Кананит и вмч. Пантелеимон, держащие образ Божией Матери «Избавительница». Такие иконы встречались чаще, чем «Избавительница» как отдельный образ. Почитаема в Поволжье еще одна икона «Избавительница от бед», возможно, тоже является списком афонской «Избавительницы», называемая Ташлинская, которая была обретена в 1917году. Маровская « Избавительница» является очень редкой иконой, на которой Божия Матерь изображена как отдельный образ. Но, несмотря на то, что они отличаются, несут они исцеление от горя, бед и гибели, притекающих к ней с верою. Помещенная в Троицкую церковь на Марах икона «Избавительница» явила немало чудес и жители окрестных сел стали ежегодно совершать с ней крестные ходы. Празднование иконе Божией Матери «Избавительница» первоначально совершалось 4 апреля (17 апреля), так как в 1866 году в этот день было совершено первое покушение на Александра II, но Осип Комиссаров отвел руку стрелявшего Каракозова. Впоследствии общецерковное празднование иконе Избаватильнице» установлено 17 октября (30 октября ) в связи с чудесным избавлением от гибели Государя Императора Александра III с августейшей семьей при крушении поезда на станции Борки. Помещенная в Троицкой церкви на Марах икона «Избавительница» явила немало чудес и жители окрестных сел стали ежегодно совершать к ней крестные ходы.

   После революции монастырские постройки стали собственностью сельскохозяйственной коммуны, монахини и послушницы какое-то время жили и трудились на Марах. Сюда любил совершать паломничество епископ Лысковский Александр ( Щукин), чтоб помолиться местночтимой чудотворной иконе « Троеручица». Об этой иконе сведений имеется мало и нужны исследования, предположительно, что эта икона находилась на Марах еще раньше, чем появилась икона «Избавительница». Священник Александр Щукин был хиротонисан сначала во епископа Макарьевского, викария Нижегородской епархии, с принятием им монашества в 1923 году. А после того, как уездный город Макарьев в 1924 году был официально упразднен и стал именоваться селом, то владыка Александр получил титул епископа Лысковского. В 1927 году местные власти приняли решение о выселении монахинь из древней обители. Многие из сестер перебрались из обители в Лысково, где жил владыка Александр, который всячески помогал и утешал их. Другие поселились в окрестных селах. Епископ Александр выступал против богоборческой политики новых властей. В 1928 году 22 ноября владыку арестовали, а в апреле 1929 года приговорили к трем годам исправительно-трудового лагеря в Соловки. После окончания срока заключения ему запретили служить епископом в Нижегородской епархии. В дальнейшем он служил в Орловской епархии. В 1936 году 18 марта епископ Александр Щукин получил титул архиепископа Ржевского, викария Калининской епархии, но уже 5 июля был определен архиепископом Тульским. Но получив предупреждение о готовящемся аресте по ложному обвинению, архиепископ Александр уехал в Нижегородскую область в с. Семеново и поселился у родственников, прожив здесь полгода.

В сентябре 1936 года получил назначение на Семипалатинскую кафедру в Казахстане. 30 октября 1937 года архиепископ Александр был расстрелян в окрестностях Семипалатинска, где похоронен в общей могиле. Архиерейским собором РПЦ от Алма - Атинской епархии архиепископ Александр (Щукин) был прославлен в лике святых в числе новомучеников и исповедников Российских. Монахини Маровской пустыни тоже многие были арестованы. В книге митрофорного протоиерея Александра Соколова « Стопы жизни в годы гонений на Церковь» имеются сведения о некоторых монахинях этой пустыни: Бабушкина Анна Андреевна 1892 г.р., Куклина Ирина Ивановна 1886г.р., Чеснокова Мария Петровна 1889г.р., они были арестованы по Спасскому району и приговорены к разным срокам заключения. По воспоминаниям лысковчанки Игнатьевой Р.Н. известно, что в Лыскове доживали свой век монахини Маровской обители матушка Ангелина (Лысова Варвара Ивановна) и Варсоломея. А еще жила в Лыскове Анна Петровна Тувилова тоже монахиня этой обители, которая умерла в 1963году и схоронена на старом кладбище г.Лысково..

   В 1927 году общину окончательно закрыли. Верующие, обеспокоенные судьбами местночтимых икон предпринимали попытки спасти иконы, находившиеся на Марах. Кроме икон «Избавительница» и «Троеручица» известно еще об одной чудотворной иконе «Иерусалимской». Вот, что сообщается о ней из протокола решения церковного совета села Ключищи от 29 мая 1927 года: « Все пришли к единогласному решению. Его выносят таковым постановлением: Имея в виду ежегодное паломничество многих верующих нашего прихода в Маровскую обитель 7 июня для поклонения Иерусалимской иконе Божией Матери, а также и то, что эта обитель ныне ликвидирована и её святыня находится взаперти, наше религиозное чувство побуждает всех нас уполномочить Троицкий церковный совет ходатайствовать перед кем надлежит о том, чтобы изъять из запертого храма Маровскую святыню и поставить её на постоянное пребывание в Троицкий храм, как более приличное для святыни и центральное место нашего округа». Видимо имеется в виду Троицкий храм с. Троицкое Васильсурского уезда. Но власти икону передать не позволили, а церковь, в которой она хранилась на Марах, приспособили под клуб. На данный момент известно лишь о судьбе иконы Божией Матери «Избавительница»: монахиням тайно удалось вынести её из закрытой маровской Троицкой церкви. Икону завернули в холстину и спрятали на чердаке дома церковного старосты, где жили голуби и среди их помета икону вряд ли кто мог найти. Впоследствии, опасаясь за чудотворный образ, верующие перенесли его на мельницу на окраине села, а затем, выждав некоторое время, в мазанку жительницы с. Вазьянки Анны Беляковой. Охраняя икону, эта женщина вместе с матерью и двумя монахинями тайно молились перед ней. Обращались за помощью к «Избавительнице» и некоторые жители села, прося её о дожде и исполнении различных нужд. С конца 1980-х годов такие молебны стали проходить открыто. А в 90-е годы Анна Белякова передала икону Вере Александровне Афониной, в доме которой образ постоянно пребывает до сих пор. 14 августа 1997 года из Вазьянки прошёл крестный ход с иконой «Избавительница» на Старые Мары. С тех пор крестные ходы с ней проходят ежегодно. На месте алтаря бывшей маровской церкви СвятойТроицы в том же 1997 году был водружён деревянный крест. В 1999 году здесь прошла литургия. Митрополит Нижегородский и Арзамасский Николай благословил на создание часовни. Создано Маровское Крестовоздвиженское братство. В августе 2011году владыка Георгий, архиепископ Нижегородский и Арзамасский освятил на Марах храм Николая Чудотворца, в котором находится икона «Избавительница» список с чудотворной иконы, находящейся в с. Вазьянка в доме Веры Александровны Афониной. Каждый день приходят к ней люди за помощью и исцелением. Жизнь на Марах продолжается. Хочется верить, что число паломников будет увеличиваться и с их помощью возродится древняя обитель

Исаева Т. 

Использованные материалы:

Морозова О. П., Ледров С. М. « Уголок Святой Руси: село Вазьянка и Старые Мары». О.В. Дегтева «Священномученик Александр (Щукин) епископ Макарьевский».В. Жохов « Христианское отношение к болезням и врачеванию». И.Ю.Чибикова « «Избавительница» икона Божией Матери».

 

 Крестный ход на Мары

   Россия всегда испытывала очевидное заступничество Пресвятой Богородицы. Память этих чудных событий увековечена на земле русской построением святых храмов и обителей, учреждением крестных ходов. Наши православные предки всегда почитали, прославляли Пречистую Деву и выражали благоговейную любовь к Божией Матери почитанием Ее святых икон. Перед Ее чудотворными иконами во все времена проливаются потоки слез: беспомощных, скорбящих и радующихся. И никто не уходит не утешенным, всем Она дает Материнское заступление. Одна из таких икон – Божией Матери «Иерусалимская», написанная евангелистом Лукой по истечении пятнадцати лет после вознесения Иисуса на небо в Гефсимании. Икона имела достаточное количество местночтимых списков. В XVIII- XIX веках эта икона становится известной и почитаемой в России. Образ Божией Матери «Иерусалимс-кая» находился когда – то и в Маровской женской обители. Верующие люди часто совершали крестные ходы к этой святыне, даже тогда, когда, казалось бы, угасла вера православная на Руси: после революции 1917 года. Православные люди ежегодно шли в Маровскую обитель, чтоб помолиться чудотворному образу Божией Матери « Иерусалимская», попросить милости у Бога в связи с какими – либо бедствиями: засухи, долго продолжающихся дождей или при пожаре, когда разражались тяжелые эпидемии чумы, холеры, от падежа скота, об исцелении от слепоты, паралича и других невзгод. Можно представить глубину отчаяния и искренность молитвы людей, страдающих от голода и болезней, гибели родных и близких и обращавшихся к Ней как к единственной надежде к святому заступничеству. Участие в крестных ходах большого числа духовенства, священных предметов, икон, верующих как бы объединяло небо и землю, простых смертных и святых. У каждого участника крестного хода возникало особое ощущение очищения души, просветления и благодати Божией. В Нижегородском архиве сохранился рапорт священника с. Старинское Сергачского уезда Нижегородской губернии о. Иоанна Кудисова за 1921год, написанный архиепископу Нижегородскому и Макарьевскому Евдокиму. Интересно наблюдать, когда читаешь текст, чем жили наши предки в это смутное время, жесточайших репрессий и во времена, когда совсем немного оставалось, до закрытия монастырей и храмов.

    « По случаю засухи и подъёма религиозности в населении, по моей инициативе, были разосланы настоятелям соседних церквей и церковным Советам приглашения, что бы они приняли участие в соединенном крестном ходе в Маровскую женскую обитель Васильского уезда для поклонения чтимой Святыне иконе Иерусалимской Божией Матери и чтобы совместно помолиться пред Ея Пречистым образом дабы Она нас избавила от великих бед и напастей. На это святое дело откликнулись три прихода Васильского уезда: с.Воскресенское, с.Севастьяновка и Шеменеевка. Получив согласие приходов, я был неска-занно рад, что среди православия вера еще не угасла, и что она скрыта, где то и её только нужно раскрыть; что бы, не оттягивать долгое время я назначил дни выступления соединенного Крестного хода 11мая(23мая) т.е. через 2 дня после получения от приходов соглашения. В крестном ходе принимал деятельное участие диакон с. Воскресенского Никандр Александрович Соколов. 11мая отслужив Литургию по рану, я со своим крест-ным ходом двинулся в давно желанный путь, дабы по пути соединиться с другими крест-ными ходами. Село Старинское находится в 50 верста от Маровской обители, и если будут находиться по пути желающие идти в крестном ходе, то могут принять участие. В 11часов утра мы прибыли в с.Воскресенское, отслужив по пути молебен в деревне Усовке нашего прихода. Издалека еще разносился благовест небольшого позвучного Воскресенского колокола, манящего к себе нас убогих многогрешных паломников. Еще издали нам было видно, как толпа народа перебегала по улицам и спешила по направлению к храму. Эти люди спешили встретить и проводить нас к намеченной цели своего паломничества в Маровскую обитель. Но, наконец, мы в Воскресенском. На колокольни раздался трезвон, извещающий о нашем приближении и примерно через 10 минут мы очутились на церковной площади, где нас уже ожидали духовенство в старых походных облачениях с огромной массой прихожан, между которыми виднелись мужчины и женщины с котомками за плечами. Это паломники, которые приготовились вместе с нами пройти 50-ти верстное расстояние. Святые иконы были размещены полукругом, и тотчас же был отслужен краткий молебен. После молебна, перекрестясь, тронулись в путь, и видно было трогательное прощание народа: от избытка чувств многие плакали, обливаясь слезами. Воскресенское от Старинского в 8 верстах. Далее наш путь лежит через село Севастья-новку, куда должен прибыть крестный ход из с. Шеменеевка. Севастьяновка от Воскресен-ского находится в 5 верстах. На пути по просьбе жителей дер. Покровка Воскресенского прихода были отслужены соборно молебны с водоосвящением; после молебнов читались молитвы с коленоприклонением о бездожии. Из дер. Николаевки нам был слышен благовест, несущийся с колокольни с. Севастьяновки, а так же была видна на площади возле хра-ма огромная толпа народа, из которой выделился крестный ход для встречи нас. Наши паломники оживились и устремили свои взоры на ту массу народа, где двигался крестный ход. Через 20 минут встретились с Севастьяновским крестным ходом и после, осенения крестом, мы отправились на церковную площадь, где мы располагаем отдохнуть 1 час. На площади нас ожидал Шеменеевский крестный ход. По встрече, нас пригласил духовник местный священник о. Семеон Добротворский к себе в квартиру, где мы нашли радушный привет и отдых. После отдыха, мы отслужили молебен с водоосвящением и отправились в путь. От Севастьяновки путь лежит через татарскую деревню Ишево. Проходя этой деревней, жители оной держали себя хорошо: никаких кощунственных выходок не было, что нашим паломникам очень

понравилось. От Ишева мы последовали на дер. Скучиха. Подходя к оной, нас встретили жители этой деревни и проводили далеко за деревню. Из дер. Скучиха был послан человек в с. Спасское с тем, чтобы не отказали паломникам в ночлеге. Нужно заметить, что когда из села Севастьяновки крестный ход, который провожал нас и возвратился обратно, то с нами последовало паломников до 3500 человек. Во всё время следования было соединенное общее пение : пело народу очень много и пелись более знакомое песнопение , как – то ирмосы на Св. Пасху, стихиры, чтение акафистов и тому подобное. Отдохнув 20 минут в дер. Скучиха мы отправились далее в с. Спасское, где расстояние между ними 5 верст. Отойдя 2 версты, раздался благовест с.Спасского, 300 пудовый колокол. Мы все встрепенулись, как бы, ожили душой и телом. Пройдя еще не много, мы увидели народ, идущий нам на встречу. Это спасовцы, желающие нас встретить за селом и понести св. иконы, но вот и ожидаемое нами большое село Спасское. Мы слышим трезвон и видим крестный ход, ожидающий нас с огромной массой народа. По встрече и осенении св. крестом, крестный ход последовал на площадь к церкви, где отслужили соборно молебен с водоосвящением. Спаские нас встретили очень радушно и предложили странствующим паломникам ночлег. На следующий день в 5 часов утра по удару колокола собрались все паломники в церковь взяли свои св. иконы и под трезвоном колоколов отправились далее, к цели своего паломничества. От с. Спасское до Маров 19 верст нужно проследовать четырьмя селениями, где так же нас встречали и провожали с молитвенным восторгом. После нескольких остановок для отдыха мы, наконец, в 2 часа прибыли к давно всеми ожидаемой Маровской обители. Увидя оную обитель за одну версту, паломники все стали креститься, лица просияли от чувства восторга и в толпе пронесся гул общего радостного восхищения. Я недостойный и многогрешный раб Божий Иоанн по себе чувствую, что я в это время испытывал душой и телом, как виновник сего великого религиозного народного христианского торжества. Пройдя к обители, нас встретил крестный ход с хором монастыря, где по встрече был совершен краткий молебен и осенение Св. Крестом. После мы направились в святую обитель при стройном пении монастырского хора. В 5 часов вечера заблаговестили к всенощной, которую предложено было совершить среди монастыря. Через 30 минут священнослужители, облачившись, перенесли Иерусалимскую икону Божией Матери на всенощную, и по принесению иконы, началась всенощная в сослужении 5-ти священников и диакона. Такой торжественности и чудного монастырского хора очень многие не видели. Заметен был большой порядок и благочиние, было во всех видно молитвенное настроение. На всенощной прочитан Акафист Иерусалимской иконе Божией Матери. Всенощное бдение продолжалось 3,5 часа, после чего духовенству был предложен чай и ужин матерью казначеей монастыря, а паломникам ночлег. На следующий день в 7 часов утра раздался благовест к Литургии, которую также служили соборно при чудном монастырском хоре, а после Литургии среди монастыря было совершено молебствие

с водоосвящением и панихиду о почивших в оной обители подвизавшихся отец и братий во Христе. После чего была предложена трапеза. В 2часа дня мы отправились обратно, поблагодарив Настоятельницу Мать Елену и сестер монасты-ря за радушный их прием. Обратно наше путешествие было в том же продолжении и порядке. Нас всюду встречали и провожали с добрыми пожеланиями, так что надолго это у каждого паломника останется в памяти. Четыре прихода Старинское, Воскресенское, Качалово и Севастьяновка изъявили желание совершить паломничество вторично на 25-е мая(7 июня) к празднику Иерусалимской Божией Матери. Только с той разницей, что в этом крестном ходе приняли участие дети подростки, которые просили меня, чтобы я их сводил на Мары, и их желание было исполнено ещё торжественней и многолюдней, чем в первый раз. Там собралось 43 прихода, все с крестными ходами и всем посетившим Маровскую обитель нашелся радушным прием. В 1920 году я проторил из Сергачского уезда дорогу паломника, но было малое количество, а в 1921 году уже 2раза пришлось вести по четыре крестных ходов, при массе народа. Молю Господа Бога, чтобы Господь сугубо умножил подобных крестных ходов к подъему в народе религиозности. Испрашиваю Ваших Святительских молитв, и Божия благословения. Нижайший послушник села Старинского Священник Иоанн Кудисов. 24 июля(6 августа) 1921года. Почтовый отдел села Старинское, Сергачского уезда, Нижегородской губернии.» ( для справки 1 верста равна 1км66 метров)

Далее о. Иоанн Кудисов сообщает, что окружное духовенство и население присвоило ему «наименование»- «Пастырь Паломник» и что он радушно принял это звание. Из книги М.В. Циркулёвой «Справочный материал по священнослужителям и церковнослужителям Нижегородской епархии в период 1916-1939гг.» узнаем о некоторых священнослужителях, о которых упоминается в рапорте. Кудисов Иван Николаевич священник Казанской церкви с. Старинское Сергачского уезда. С 1886 г.р. из крестьян. В 1898г. окончил Спасское 2-классное Министерства народного просвещения училище. Являлся к исполнению воинской повинности, от которой был освобожден в 1907 году. Преосвященным Иоакимом определён исполняющим обязанности псаломщика в церкви Святителя Николая Чудотворца с. Решетиха Балахнинского уезда. В1916 году Преосвященным Макарием рукоположен в сан диакона, затем был рукоположен в сан священника. Далее с 1947 -1949 гг. служил священником в Горьковской области. В 1955 году протоиерей Иоанн служил в Казанской церкви с. Великий Враг. Диакон Никандр Александрович Соколов 1877г.р. уроженец с. Малое Андосово, сын псаломщика с. Старинское. Окончил 3 класса Лысковского Духовного училища. Далее служил псаломщиком в с. Старинское, затем в Спасо- Преображенской церкви Свято - Троицкого женского монастыря с. Спасское. В 1920 году посвящен в сан диакона и перемещен в с. Воскресенское. В 1932 году находился под арестом. Далее священник церкви села Княжиха Пильнинского района. Вновь был арестован 16. 08. 1937 г., расстрелян 08.09.1937г. О священнике Семёне Добротворском ничего не известно. Будем благодарны за информацию о нем и о других лицах упоминаемых в рапорте. т.8-9290410787 Наталия Борисовна. Настоятельница Маровской обители матушка Елена Москвина, дочь богатых родителей из Вятской губернии. Сначала она была в обители Маровской казначеем, а затем - настоятельницей.

    Из рапорта священника Иоанна Кудисова следует, что празднование в честь чудотворной иконы совершалось 7 июня по старому стилю. Подтверждением этого является ещё один документ, протокол решения церковного совета с. Ключищ после закрытия Маровской обители в 1927 году: «Имея в виду ежегодное паломничество многих верующих нашего прихода в Маровскую обитель 7 июня для поклонения Иерусалимской иконе Божией Матери, а также и то, что эта обитель ныне ликвидирована, а её святыня находится взаперти, наше религиозное чувство побуждают всех нас уполномочить Троицкий церковный совет ходатайствовать перед кем надлежит о том, чтобы изъять из запертого храма Маровскую святыню и поставить её на постоянное прибытие в Троицкий храм как более приличное для святыни и центральное место нашего округа». После того события осталось неизвестно местонахождение иконы, а празднование в честь этой иконы сейчас совершается очень торжественно 12 октября по старому стилю, т.е 25 октября по новому стилю. В настоящее время Маровская обитель возрождается из небытия, будем надеяться, что икона Божией Матери «Иерусалимская» не покинула пределов Нижегородского края и вернется в возрожденную обитель. Мы же, по бессилию своему, призовем Матерь Бога нашего на помощь нашим немощам: «Пресвятая Богородице, спаси нас!».

   22 августа 2015 года состоится ежегодный крестный ход на Мары из с. Вазьянка Спасского района с чудотворной иконой «Избавительница».

Члены общества « Лысковский краевед» Исаева Т., Барминская Н.Б.

Использованный материал:

Морозова О.П., Ледров С.М. «Уголок Святой Руси: село Вазьянка и Старые Мары»

Архивные данные предоставила Баранова Е.

 

Крестный ход

   Благодать, от иконы Твоея, Избавительнице, текущая, исцелений струи обильно подающая и сердца веселием оживляющая, побеждает всех волею пети Тебе, Мати, и Сыну Твоему и Богу: Аллилуия.( кондак 12) Поэтому и стремятся православные люди к этой чудотворной иконе Избавительнице, получая благодать и исцеление. Ежегодные крестные ходы в августе месяце с иконой Избавительницей собирают огромное количество паломников. Так произошло и в этом году. Православные люди собрались 22 августа в с. Вазьянка в Иоанно – Богословской церк-ви, но большинство из них не могли поместиться и находились возле храма. В назначенное время большим потоком направился крестный ход в Маровскую Крестовоздвиженскую обитель. Возглавляли шествие священники, во главе с епископом Силуаном, за ними двигались миряне с песнопениями. Здесь же находились пожилые люди и дети. Когда вступаешь в крестный ход, то чувствуешь небывалый духовный подъём, будто идёшь под предводительством святых и под покровом Божией Матери. Слыша церковное пение миряне соединяли с ним свою молитву. Весь крестный ход объединяла общая молитва. Путь наш пролегал по полевой неровной дороге, но люди не замечали этого и шли быстрым шагом, следуя за вперед идущими. Крестный ход растянулся километра на два, над которым витал невидимый дух благости Божией. Подходя к Маровской обители, услышали колокольный звон, и многие миряне шли, крестясь, со слезами радости на глазах. Рассказывать о крестном ходе, это всё равно, что описывать симфоническую музыку или закат на море: невозможно передать словами, то чувство, что испытывает человек, будто он находится в другом, духовном мире. У каждого участника крестного хода возникает особое ощущение очищение души, благодати. Только здесь можно увидеть столько счастливых лиц. Не покидало чувство, что пришли домой. Разместились все в центре обители, где, когда то находился Крестовоздвиженский храм, рядом с церковью Николая Чудотворца. Здесь совершена литургия, и епископ Силуан приветствовал всех молящихся. С интересом слушали собравшиеся главу администрации Спасского района, которая рассказала, о возрождение Крестомаровской обители. Среди находившихся здесь людей, был большой порядок и благочиние. Бесконечный поток верующих притекал к иконе Избавительницы, каждому хотелось приложиться к чудотворному образу. Большинство их имели также возможность исповедоваться и причаститься святых христовых таинств. Необычайная радость светилась на лицах людей. На святом источнике прошел водосвятный молебен и кропление верующих святой водой, которая очищает воздух и землю от наших грехов, удаляет темные силы и приближает светлые. Можно было окунуться в святую купель и набрать с собой святой воды. Повсюду ощущалось присутствие Божией благодати. Когда была предложена трапеза, то верующие не спеша шли туда, где было всё готово для них. Предлагалась для всех разнообразная вкусная пища, несмотря на то, что была постная. Многие паломники с удовольствием делали пожертвования на святую обитель. Очень удивил и порадовал тот факт, что после многочисленной массы народа (около 2 тысяч) не было видно мусора: ни бумаг, ни пакетов, ни бутылок. Вскоре крестный ход с иконой Избавительницей отправился в обратный путь до Вазьянки, где прошёл благодарственный молебен. Хочется заметить, что крестные ходы на Мары являются продолжением тех крестных ходов, что проходили в хх веке. Православные христиане, постигая величие и силу ходатайства Божией Матери, всегда призывали Ее в своих молитвах и всегда поручали себя благодатному Ее покровительству. Везде видны чудеса Ее и повсюду возносятся молитвы к Царице неба и земли. Будем надеяться на милость Божию, что крестные ходы будут продолжаться и в будущем.

Исаева Т.

 

Дата последнего обновления страницы 01.04.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»