В.П. Архангельский

Общество "Лысковский краевед"

Дата образования 2 ноября 1999 года 

 

В.П. Архангельский

 

 

 

 

 

 

Районная конференция секции учителей русского языка и литературы (в педучилище, 1947 год)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Архангельский В.П. четвертый слева в верхнем ряду

 

 

 

 

 

 

 

 

Из воспоминаний выпускника Лысковского педучилища Архангельского Владимира Петровича

(04.07.1914 – 13.02.2002 гг.)

    1928 год, год окончания Макарьевской школы семилетки, год выбора профессии, получения дальнейшего образования.

  А из чего было выбирать? Лысковский педагогический техникум – вот он, рядом.

    уда в августе месяце я и сдавал экзамены по русскому языку и литературе (сочинение и собеседование), по математике (письменно), по химии (устно), проводилось собеседование по обществоведению.

     Был принят и стал слушателем 1 курса Лысковского педтехникума в числе тридцати успешно сдавших экзамены и зачисленных на первый курс.

Техникум размещался в двухэтажном кирпичном здании, ранее принадлежавшем Стогову (на Базарной площади).

    На втором этаже размещалось три классных комнаты, спортзал со сценой, кабинет директора, учительская, маленькая комнатка бухгалтерии; на первом этаже была классная комната, кабинет химии, квартиры директора и завхоза.

     Слесарным делом (главным образом вручную, на элементарных станках) занимались в старом деревянном здании промкомбината…

    На первом этаже здания госбанка проводились занятия по столярному делу на новых станках, все работающие в достаточном количестве были обеспечены новым инструментом. Работали с большим удовольствием. С интересом слушатели занимались переплетным делом, переплетали даже книги из домашних библиотек под руководством Тишкова Ивана Дмитриевича. Эта работа проводилась в здании бывшего духовного училища (рядом с рынком).

    В этом же здании (по мере надобности) проводились занятия по другим предметам, в частности по химии, педагогике, проводились дополнительные занятия, а если зал со сценой был занят – проводились репетиции.

   Учителями труда были Тишков Иван Дмитриевич и Виноградов Гавриил Гавриилович, хорошо знавшие и любившие своё дело.

Расскажу о составе педагогического коллектива нашего техникума.

   Директором был Пономарёв Евгений Иванович (С 1930-х гг. – Корешков Яков Андрианович), завучем Косолапов Дмитрий Иванович, он же преподавал русский язык, литературу и методику русского языка, математику – Попов Константин Николаевич, химию – Добролюбов Александр Васильевич, общественные дисциплины – Романчук Евгений Михайлович (с 1930 г. – Исаков Павел Александрович), методику математики и физику – Карасёв Сергей Семёнович, педологию и психологию – Тишкова Варвара Ивановна, педагогику и педпрактику – Черёмухин Федор А., немецкий язык – Шемберг Роман Карлович, военное дело – районный военком Метин(?) Федор Михайлович, физподготовку -  Заметаев (?) Иван Васильевич (с 1930 года – Куракин Федор Иванович), пение – Никитин Варфоломей Филиппович, сельское хозяйство – Козлов Николай Александрович, учебным хозяйством ведал агроном, очень опытный специалист Козлов (?), бухгалтером техникума был Михалёв Иван Сергеевич. Всем им вечный покой и наша память!

Несколько слов о работе на учебном хозяйстве.

     Здесь мы научились жать вручную (серпом), конная жнейка тоже работала, но не успевала, вязали снопы, складывали их в бабки, работали на ручной и конной молотилках. Этим приучали нас познать (хотя бы элементарно) сельскохозяйственный труд.Это было полезно больше для нас «городских», ведь большинство слушателей техникума было из сельской местности, кончало ШКМ (школы колхозной молодёжи).

    Учебное хозяйство находилось примерно где-то в районе плодопитомника.

О педагогической практике.

   В базовой школе техникума (образцовой начальной) на Гумнах работали Сколдина Мария Степановна, Бернгардт Александра Алексеевна и другие.

   Первая из них впоследствии перешла на работу в школу №8 Автозаводского района г. Горького, а другая в 40-е годы стала заведующей Лысковским РОНО. Они вместе с Черёмухиным руководили педагогической практикой слушателей техникума.

  Существовало несколько видов практики: так называемую пассивную практику (посещение уроков, проводимых учителями) проходили в школе №3 (за баней, которая именовалась как Начальная школа им. III Интернационала*). Заведующим школой был Фомин Василий Иванович, умнейший и добродушнейший товарищ. (Прим. автора*: ошибочно названо имя школы. Надо «Красный Октябрь»).

 

   Активную педагогическую практику (когда слушатели в качестве учителей сами давали уроки в присутствии методистов) проходили в ноябре месяце 1930 г. в базовой школе, принимали её и оценивали Мария Степановна, Александра Алексеевна и Черёмухин.

    Провалов не было.

    Наконец была ещё длительная педагогическая практика (продолжительностью более месяца) в начале 2-го полугодия 1930-31 учебного года (январь, февраль), когда слушатели разъезжались по школам района, в которых в основном не хватало учителей.

    Я, например, в течение 45 дней вел уроки во 2-ом классе Валковской начальной школы. Получали зарплату, жили на частных квартирах.

   Таким образом, теорию подкрепили практикой и убедились, что можем работать в школах учителями. Попутно, но очень серьёзно занимались ликвидацией неграмотности среди взрослого населения (главным образом молодёжи).

Вдруг вспомнил ещё одну практику, может быть, самую пассивную, а может быть, наоборот. Судите сами!

     В 1928 году мы были распределены по городским детским садам. Мне достался садик на улице Гражданской, руководимый Захаровой Раисой Федоровной. Мы ползали с ребятишками, играли, пели и даже пытались что-то рисовать. Одним словом, забавляли! Говорят, получалось! Это были дошколята, а вот за всю педагогическую жизнь ни разу не пришлось вести 1-ый класс, хотя на уроках в этом классе присутствовать приходилось довольно часто (это просто маленькое отступление).

    Хорошо в техникуме была поставлена самодеятельность (драматическую часть ставил Тишков И.Д., хором и вокалом руководил Никитин В.Ф.), многие играли на фортепиано. Выступали в техникуме, в районном доме культуры и даже в местной тюрьме перед заключёнными (тюрьма находилась в районе Профтехшколы, на окраине города).

     Среди участников самодеятельности особенно запомнились силой, постановкой, лиричностью голоса Вантеев (тенор – прозвали «Соловушек»), Масловского (бас), Лаврентьева Андрея (бас). Все они непременные участники самодеятельности и даже индивидуальных выступлений по приглашению.

      Для нормальной организации самодеятельности необходимы были грим, парики, иная бутафория. Но недаром говорят, что «голь на выдумки хитра». Мы договорились с администрацией кинотеатра «Искра» (старого на ул. Ленина, на этом месте хлебозавод) использовать здание (на выходной день) и идущий фильм для своих целей. Организовали продажу билетов, контроль и демонстрацию фильма. Выручка – в нашу пользу. Так и вышли из положения!

О спортивной работе.

      Физкультурой и спортивными соревнованиями занимались в разных местах: на Лысой горе (лыжная подготовка и соревнования), в саду около Дома Культуры (лёгкая атлетика), на стадионе «Динамо» (пер. Кадушина) напротив районной библиотеки (лёгкая атлетика, зимой заливался каток). Кстати, в районной библиотеке работала заведующей Фомина Александра Ивановна, прекрасный человек, хорошо знающий своё дело. В 40-50-х гг. она заведовала библиотекой при райкоме партии (в помещении над аптекой, где когда-то было наше общежитие).

О событиях несколько иного характера.

       В начале декабря 1930 г. наш курс в полном составе с частью преподавателей занимался лесозаготовками за Волгой в районе С. Мазы (пилили сосны с корня, разделывали их), проживали в бараках, спали на соломе, питались в основном хлебом и таранью, чай всегда был готов к употреблению – стоял в чашках на «буржуйках», топящихся круглые сутки, сахар был всегда, иногда «баловали» не очень жирной похлёбкой.

        И не обижались! Жили весело, всё воспринималось с юмором, в том числе преподавателями. Так продолжалось две недели, а дальше – опять учёба.

        В мае 1931 г., во время разлива Волги, работали на сплаве леса у Черной Мазы в течение недели.

Здесь впервые мы услышали весёлые анекдоты в исполнении наших солидных преподавателей, иногда все пили. Так сочетался физический труд с развлечениями, так поддерживались бодрость духа, настроение как старших, так и младших.

       В феврале 1931 г. слушатели нашего, уже выпускного курса, получили задание от Лысковского РОНО проверить состояние ликвидации неграмотности среди взрослого населения в районе.

      Мне достался нижний Красный Яр, куда я за несколько часов дошёл пешим ходом. Две ночи ночевал у заведующего школой (к сожалению, забыл его фамилию); семья оказалась очень гостеприимной, доброй. Ликвидировали свою неграмотность в основном молодые женщины, девушки. Занимались с ними учителя-супруги. Работали честно, с душой.

      Заметьте, это (как и многое другое, что приходилось делать сельским учителям) бесплатно, в порядке  общественной работы. Это же в скором времени я испытал и на себе, воспринимая как должное.

Пора, очевидно, сказать и о том, где же и как проживали слушатели техникума в течение их учёбы.

       Мужское общежитие размещалось над аптекой (ныне детская библиотека), женское на втором этаже образцовой базовой школы (на Гумнах, ныне школа № 4).

      В мужском общежитии (а я пишу только о нём) было шесть комнат (четыре на втором этаже и две на третьем), комната повара (т. Нюра Лазарева с сыном Васей) – на третьем этаже, кухня располагалась на 2-ом этаже, столовой служил сравнительно длинный коридор при входе на второй этаж. Был ещё чердак, о его пользе чуть позже.

      В комнатах размещалось от двух до семи человек. Выпускали небольшую стенгазету «Острый глаз», которая пользовалась популярностью (редактор Зобов Александр).

       Посещали кинотеатр, Дом культуры (правда редко), каток, играла в шахматы, шашки (я имею ввиду свободное время), уроки готовили по комнатам, в столовой, редко в техникуме. Любили кататься на лыжах поздно вечером по улицам Урицкого сверху до пекарни.

       Было почти трехразовое питание: завтракали молоком с белым хлебом (молоко брали в четвертях, благо рынок был рядом), хлеб сами приносили из пекарни (она занимала весь нижний этаж этого здания – слева), булок шесть-семь очень белого, пышного, свежего, только что из печей; на скромный обед варили суп или щи (овощи брали на подсобном хозяйстве, мясо было редко). Вот тут и «помогал» чердак, на котором было большое количество голубей. Жалко, конечно, птицу, но ведь говорят «голод не тётка», а суп получился жирным, вкусным. На ужин было то, что оставалось от обеда, да ещё чай с домашней снедью. Помню, что за питание платили в месяц по 13 руб., считали недорого.

Вспоминается далеко не забавный случай.

       Отпустили как-то нас на весенние каникулы, все разъехались, а мы, макарьевские, (человек семь) не можем переправиться через Волгу из-за сильного ледохода. Пришлось ограничиваться любованием ледохода, Волгой, монастырем – всеми красотами с высоты Лысой горы. Прикидывали, где у кого дом, что делают домашние, и отправляться в общежитие. Забрались мы, парни, на крышу общежития (благо там было небольшое ограждение – барьер) и стали загорать. А начало каникул совпало с первым днём Пасхи, и вот из Вознесенской церкви (общежитие напротив церкви) прихожане понесли сдобные куличи, на всю улицу благоухание, а у нас только слюни текут; оставалось что-то отыскать в оскудевших остатках от домашнего, тем и довольствоваться до следующего дня, когда мы смогли добраться до дома, до досягаемых куличей и прочей вкуснятины. Это маленькое отступление от серьёзных вопросов.

        Мои записи основаны на воспоминаниях, т. ч. позволю себе вспомнить ещё один малозначимый случай.

        Как-то наш пищеблок «занемог» и некоторое время (в течение трех-четырех недель) нам пришлось питаться в столовой, где ныне размещается ресторан «Чайка», а заведение, в  котором мы питались называлось «Культурная столовая». Своё наименование «Культурная» она получила волею фантазии её посетителей, так как питание и обслуживание нуждалось в улучшении (и в значительном). Короткое время ей заведовал Аркадий Михайлович Орлов.

        На первом этаже столовой в правом крыле размещался книжный магазин («КОКт»), а завмагом был Казимиров Александр Васильевич (в имени и отчестве могу ошибаться), с ним продавцом работал молодой человек Леонтьев Аркадий. Оба были внимательны к покупателям, могли порекомендовать нужное. Мы были частыми посетителями магазина, но весьма скромными покупателями.

        В техникуме, даже на одном курсе, учились разновозрастные слушатели. Но дисциплина была отличной, старшие даже опекали младших (мне это особенно памятно, ведь я поступил в техникум в 14 лет), коллективы сплочены, работоспособны. Хорошие взаимоотношения, полные взаимопонимания сложилось между коллективами преподавателей и слушателей.

Мы учились в период, когда многие «методы» работы пришлось испытывать нам.

      Вспоминается бригадно-лабораторный метод, пожалуй, самый приемлемый и самый распространенный. Появился в техникуме метод «Проектов», очень надуманный и не нашедший последователей. Всё это преходяще. И я решил на этом не останавливаться, не отвлекать внимания. Слушатели помимо текущих оценок получали их при сдаче зачетов по основным предметам, за каждое полугодие учебного года, выпускные экзамены были отменены.

        1928-1929 учебный год (или 1929-1930) был последним годом четырехлетнего обучения   в техникуме, нас в 1931 году выпускали уже после трех лет обучения. В конце июля месяца 1931 года мы вместе с учителями района были участниками двухнедельного лагерного сбора. Занимались строевой подготовкой, стрельбой, изучали средства противохимической защиты. Жили в двух зданиях казарм (в одной теперь размещается школа подростков, в другой – ЖЭУ).

        Летом 1932 года в техникуме собирались бывшие выпускники по случаю 10-ой годовщины существования этого учебного заведения. Присутствовало около пятидесяти человек. Некоторые вспоминали замечательного человека Родионова Михаила Ивановича, который в техникуме обучался с 1923 года по 1927, впоследствии Председатель Совета министров РСФСР. К сожалению, в 1950 году его жизнь трагически оборвалась.

        Очень хорошо запомнились старшекурсники своим отношением друг к другу, к слушателям младших курсов: Малышев Павел, Красильников Константин Дмитриевич (назвал по имени и отчеству, так как работал с ним с 1947 по 1954 гг. в школе №1), Крюков Константин, Сдобнова Галина, Уфрутов Влад, Вагина Татьяна, Кузьмин Александр, Покровский Лев, Покровская (Минаева) Евдокия, Рождественский, Плетнев Михаил, Шарипов Петр, Нильский Павел. Зрительно вспоминаю многих других, но фамилии, к сожалению, забылись…

Очень коротко (схематически, бегло)  о своем жизненном пути.

         После педтехникума два года заведовал 2-х комплектной начальной школой в с. Ивановском (ныне Борского района), два года Кременской 3-х комплектной начальной школой, 1 год на Автозаводе в школе №23 Ново-Северного посёлка (случайно в Горьком встретил бывшего преподавателя техникума Исакова П.А., который предложил мне 4-ый класс и физкультуру в 5-6-х классах в 23-й школе – он был директором этой школы).

          Днем работал в школе, а вечером (3 раза в неделю) ездил в Горький на курсы по подготовке в институт (пл. Минина, школа им. Ленина), затем Горьковский пединститут физмат факультет, средняя школа в Кисловке – директор (тогда Работкинского района), фронт (сперва с фашистской Германией, а потом с Японией (Манчжурия, Северная Корея) до января 1947 года, а с 1947 г. по 1954 г. школа №1 города Лыскова (завуч, директор). 1954-1994 гг. Алтайский край (учитель математики, завуч, директор школы, заведующий РОНО). С 1974 г. на пенсии, в школе работал по 1979 г.; а дальше только общественная работа (по 1994 г.)С 1995 г. в Лыскове.

         Награжден несколькими орденами и медалями Советского Союза, отличник Народного просвещения.

          Жена Зоя Порфирьевна закончила заочно Лысковский педтехникум, затем институт по специальности «математика». Прожили мы с ней 60 лет!

Вся моя жизнь отдана детям, был всегда в гуще событий.

Вероятно, техникум в какой-то степени приучил быть ответственным, обязательным, не бояться трудностей (а их так много на жизненном пути).

Спасибо ему!

Обо всех, о ком я писал, отзываюсь только положительно, значит, мне везло на хороших людей! Хороших, добрых людей было больше.

Постольку поскольку воспоминания основаны не на документальном материале, в изложении вполне возможны неточности, ошибки, что автор считает допустимым, да ещё учитывая давность лет.

Окончили Лысковский педтехникум в 1931 году

1. Амбаров Борис

2. Амбарова Елизавета

3. Архангельский Владимир

4. Батова Александра

5. Богатырёва Ангелина

6. Варфоломеева Нина

7. Голованов

8. Дмитриева

9. Дурнева Мария

10. Ермошин Николай

11. Ефремова Нина

12. Кленевская Ираида

13. Кожевникова

14. Курносов Андрей

15. Леонтьев

16. Пивоварова Ольга

17. Пряхин Семен

18. Разгильдеева Елизавета

19. Ростовцева Римма

20. Русаков Иван

21. Симонов Серафим

22. Тержин Вениамин

23. Федотов Федор

24. Шелдаманов Александр

25. Шерстнева Антонина

Восемь человек остались вне памяти.

 

 

Август 2000 года                  Выпускник Лысковского педучилища 1931 года В. Архангельский

Дата последнего обновления страницы 01.04.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»